DK.RU попытался разобраться в перспективах развития интернета вещей (IoT), и спросил экспертов, какие факторы сдерживают развитие этих технологий.
Интернет вещей — это физические устройства, транспортные средства, здания и прочие окружающие нас предметы, в которых присутствуют электронные устройства, позволяющие им обмениваться информацией без участия человека. Интернет вещей – это концепция, которая может применяться абсолютно в любой области – от машиностроения до сельского хозяйства. Например, компания bright box создала сервис Remoto для удаленного управления автомобилем с помощью смартфона. Сегодня решение bright box популярно в 18 странах мира и установлено на более чем 250 тыс. автомобилей, им пользуются такие производители как KIA, Nissan, Infiniti, а годовой прирост оборота прибыли компании составляет 300%.
Ясно, что в ближайшее время «взрывная сила IoT» РФ, а тем более Нижегородской области, не страшна. Об этом говорит доля России в мировом рынке интернета вещей (0,3%), а также пресловутая нижегородская инертность. Однако игнорировать тот факт, что технологии «интернета вещей» медленно, но верно будут завоевывать все больше внимания, как производителей, так и потребителей – нельзя.
Автоматизация или человеческие ресурсы?
Как прогнозирует Gartner, в 2017 г. на долю коммерческих заказчиков будет приходиться 57% всех расходов на IoT— они составят $964 млрд против $847 млрд в прошлом году. В целом, по прогнозам компании, в 2017 г. во всем мире будут использоваться 8,4 млрд штук подключенных «вещей» — на 31% больше, чем в прошлом году.
Пока мировой рынок IoT растет огромными темпами, в некоторых странах успешно внедрены «умные» системы, а в единую платформу добавляются и интегрируются множество дополнительных сервисов, в России нет прорывных идей для IoT и IIoT (промышленного интернета), говорит директор по развитию АО «Группа Т-1» Игорь Хереш, отмечая, что на данный момент очень сложно рассчитать в натуральном денежном выражении объем этого рынка в России, так как он «развивается спонтанно».
Технологический евангелист компании Microsoft Александр Белоцерковский считает, что Россия сильна хорошими специалистами в автоматизации:
«В некотором смысле, можно говорить о том, что индустриальный интернет вещей – это продолжение задач автоматизации. Мы видим, что в России с каждым годом появляется все больше технологически сильных компаний и стартапов, в том числе использующих облачные платформы. Согласно прогнозу IDC, рынок IoT в России с $4 млрд в 2016 г. будет увеличиваться в среднем на 21,3% и к 2020 г. достигнет $9 млрд».
В то же время, вопреки распространенному мнению об эффективности и выгоде использования технологий автоматизации труда и интернета вещей, на нижегородских предприятиях приходят к пониманию того, что гораздо дешевле и эффективнее – использовать человеческий труд, говорит директор ООО «Кадровые гарантии бизнеса» Наталья Царева. «Нижегородская область вообще очень инертна на новшества (если говорить о реальном состоянии дел, а не о пиаре) и руководители наших компаний осторожно относятся ко всем изменениям, которые могут вызывать социальную напряженность. Поэтому в ближайшей перспективе нижегородским трудовым ресурсам ничего не грозит», - уверен эксперт.
М2М как попытка продажи дополнительного трафика
Телеком-операторы в один голос утверждают, что сегмент M2M является одним из самых перспективных с точки зрения роста. «По нашим оценкам, число проводных и беспроводных М2М-устройств в В2В и B2G секторах возрастет в России в 2,5 раза уже в следующие несколько лет. Основными драйверами роста станут сокращение стоимости решения и экономическая выгода», - говорит директор по развитию корпоративного бизнеса Центрального филиала «МегаФон» Александр Булыгин.
Коммерческий директор макрорегиона «Волга» Tele2 Алексей Сидоров отмечает, что выручка компании от услуг M2M в 2016 г. увеличилась на 10%, при этом количество SIM-карт Tele2 выросло на 33%:
«Использование М2М дает очевидные преимущества. Во-первых, возможность мониторинга и управления удаленными объектами, до которых невыгодно прокладывать проводную связь. Во-вторых, возможность оперативно и достаточно просто подключать новые устройства без дополнительных затрат. В-третьих, это управление объектами там, где использование проводов невозможно в принципе (например, для мониторинга ситуации на транспорте)».
По итогам декабря 2016 г. число M2M-абонентов компании МТС в Нижегородской области увеличилось почти на 20%, при этом общий объем интернета трафика, сгенерированного телематическими устройствами, вырос на 60% по сравнению с декабрем 2015 г.
«Наибольший прирост телематических SIM-карт был зафиксирован в государственном секторе региона – на 40%. Телематика – это будущее. Устройства и датчики, в которые возможно вставить сим-карты, упали в цене до психологического уровня в $3-5. Когда эти устройства упадут в цене до $1 (а это может произойти уже в 2018 г.), они массово войдут в нашу жизнь», - рассказывает директор МТС в Нижегородской области Дмитрий Бобиков, добавляя, что единственное, что сдерживает развитие этого сегмента – нерешенная проблема с энергопитанием устройств.
В настоящее время около 90% устройств, работающих в IoT (Internet of Things) и M2M в России, используют сети 2G. Этот стандарт связи можно назвать морально устаревшим, но для многих решений его ресурса вполне хватает. В то же время существенным моментом является отсутствие в России производства телематического оборудования полного цикла, и сейчас хороший момент для развития таких решений российскими компаниями, пока это место не заняли иностранные производители, сообщили DK.RU в компании «ВымпелКом».
Безусловно, операторы связи смотрят в сторону технологий М2М/IoT в В2В и В2С сегментах, однако это не более чем попытка продажи дополнительного трафика в трубе, а не OTT-сервисов (Over the Top) поверх инфраструктуры передачи данных, уверен заместитель генерального директора по комплексным проектам компании КРОК Олег Кравченко.
Привлекательная цель для злоумышленников
Мировой рынок IoT растет огромными темпами. В некоторых странах успешно внедрены «умные» системы, а также в единую платформу добавляются и интегрируются множество дополнительных сервисов. В России, к сожалению, на сегодняшний день нет прорывных идей для IoT и IIoT, подчеркивает Игорь Хереш. Поэтому в России вектор развития интернета вещей во многом будет зависеть от утвержденного стандарта взаимодействия устройств – международного или собственного, который сейчас находится в разработке, отмечает директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» Михаил Иванов.
По словам Олега Кравченко, одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие промышленных решений для рынка M2M, является недостаточно проработанные вопросы обеспечения информационной безопасности, как на уровне отдельных устройств, так и на уровне платформы в целом.
Развивая тему информационной безопасности, антивирусный эксперт «лаборатории Касперского» Денис Легезо отмечает, что защищенность встроенных устройств все еще временами напоминает защищенность традиционных вычислительных систем в 90-ые.
«Умные устройства уже являются привлекательной целью для злоумышленников, поскольку к ним довольно легко получить доступ. Если устройство стало частью мира Интернет, то и угрозы из этого виртуального мира стали реальностью – это может открыть для злоумышленника интересные возможности, все зависит от конкретного устройства».
Проблема безопасности умных устройств очевидна уже практически всем производителям, возникают и предложения от разработчиков систем защиты. «Так, все больше появляется небольших компаний, которые занимаются защитой встроенных систем. Известны примеры, когда традиционные крупные производители потом покупают такие небольшие компании», - говорит Денис Легезо.
4 условия для развития рынка промышленного интернета вещей в России
Этими условиями являются: удешевление устройств (а также коммуникационных инфраструктур и стоимости хранения данных), увеличение покрытия связью удаленных локаций, развитие универсальных стандартов для разработчиков и решение вопросов обеспечения информационной безопасности.
«Разработка общих протоколов и унификация стандартов позволит рынку интернета вещей существенно шагнуть вперед, ведь в таком случае все устройства и программное обеспечение будут совместимы друг с другом, оказывая синергетический эффект на развитие всей отрасли», - говорит Александр Белоцерковский.
Если на своем старте интернет вещей ассоциировался как услуга для корпоративных клиентов, то сейчас, по словам участников рынка, он «приходит в дома», правда пока преимущественно не в российские, а зарубежные. В ближайшее время оценить возможности интернета вещей нижегородцы смогут уже в 2018 г. – когда в стране состоится Чемпионат мира по футболу. Компания «Ростелеком» участвует в разработке и внедрении интеллектуальной системы (ИТС) управления транспортными потоками в Нижнем Новгороде.
«Для города оптимизация транспортных потоков – актуальная тема, которая включает в себя систему управления светофорами, датчики, которые анализируют состояние дорожного полотна и освещенности, а затем передают данные для обработки», - комментирует Михаил Иванов.
Есть большое количество примеров того, что стало с городами, в инфраструктуру которых внедрены ИТС.
«Умная» инфраструктура позволила решить огромные проблемы, такие как - пробки, большое количество ДТП, недоступность парковки в Сингапуре, Лондоне, Барселоне и тд. В России, к сожалению, системы ИТС как правило, ограничиваются большим количеством видеокамер, однако, это всего лишь один из элементов системы, который предстоит дополнить множеством датчиков, сенсоров и аналитики», - заключает Игорь Хереш.