Меню

Такси могут включить в систему ОСП осенью 2018 г.

В РФ нет закона, который бы регулировал ответственность водителей такси перед пассажирами. Проект ФЗ, который был внесен в Госдуму в октябре 2017 г., может быть одобрен этой осенью.

Сегодня в России работает около 800 тыс. транспортных средств, эксплуатируемых в режиме такси. И их число ежегодно увеличивается на 10-15%. БОльшая часть рынка — серая, а свыше 90% компаний, осуществляющих перевозку, работают через агрегаторы (Яндекс, Uber, Gett и др.). «Найти концы» и добиться адекватного возмещения полученного вреда пассажиру практически невозможно — агрегатор не является транспортной компанией и, значит, не несет ответственности за ДТП.

Сейчас, если вина водителя такси доказана, максимум, на что может рассчитывать пассажир, получивший травмы в результате ДТП  — 500 тыс. руб. ( в рамках закона об ОСАГО). В случае, если деятельность такси будет регламентироваться 67-ФЗ, сумма компенсации при причинении вреда здоровью может достигнуть 2 млн руб.

11 октября 2017 г. депутат Госдумы Сергей Жигарев внес проект закона, который, в частности, содержит предложения о включении легкового такси в систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСП) в рамках 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Законопроект включен в программу  работы комитета по финансовому рынку на март 2018 г.

Страховое сообщество поддерживает идею включения такси в систему обязательного страхования по 67-ФЗ, чтобы унифицировать права пассажиров в части размера страхового возмещения при причинении вреда их жизни или здоровью на всех видах общественного транспорта, рассказали DK.RU в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО).

В случае введения обязательного страхования ответственности такси перед пассажирами, нагрузка на один автомобиль не должна превысить 3000-5000 руб. в год. В настоящее время в Москве и ряде регионов России компании-агрегаторы начали проекты по добровольному страхованию. При этом штраф за отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами  составляет 500 тыс. руб.

Это убийственный для бизнеса штраф. Но почему мы на это идем? Елена Гращенкова, попавшая в ДТП в 2016 г., не может добиться компенсации за причиненный вред здоровью, так как никто ни за что не отвечает. Найти «концы» и определить лицо, которое должно компенсировать полученный вред, практически невозможно.  По нашему мнению, как только такси будет включено в систему обязательного страхования ответственности, компании-владельцы таксопарка найдут необходимые средства на покупку полиса», — говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар.

В Тишинском районном суде Москвы продолжается рассмотрение иска Елены Гращенковой к ООО «Яндекс. Такси». В 2016 г. москвичка попала в ДТП в Санкт-Петербурге по вине водителя, который был ранее осужден за хранение наркотиков. В результате ДТП здоровью г-жи Гращенковой был причинен тяжкий вред. Истица требует признать компанию организатором коммерческой перевозки (фрахтовщиком) и выплатить ей 65 млн руб. в качестве возмещения затрат на лечение, утерянный доход и компенсации морального вреда. По ходатайству прокурора к делу была привлечена СК «Либерти Страхование» в качестве соответчика, которая раньше выплатила пострадавшей сумму страхового возмещения по полису ОСАГО в размере 75,25 тыс. руб.

Недавно Высший суд Европейского союза признал крупнейший международный агрегатор такси транспортной компанией. Согласно решению суда, компания-агрегатор должна будет выполнять все требования, установленные транспортным законодательством в Евросоюзе, нести ответственность за качество оказания услуг и безопасность пассажирских перевозок.

Чтобы защитить интересы страховщика, в законе предлагается прописать право страховщика после выплаты возмещения потерпевшим предъявить регрессное требование к так называемому «серому перевозчику», который эксплуатировал транспортное средство без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Для защиты законных прав потерпевших при перевозках легковым такси и получения гарантированного страхового возмещения, по мнению НССО, помимо предложений по внесению изменений в профильный закон о страховании (67-ФЗ), требуется внесение изменений в иное законодательство, которое регулирует перевозки пассажиров легковым такси. Так, например, в связи с широким распространением на рынке услуг по перевозке пассажиров легковым такси деятельности так называемых агрегаторов, которые осуществляют прием и передачу заказов на перевозку пассажиров легковыми такси, необходимо на законодательном уровне ввести юридическое понятие «агрегатор», а также предусмотреть привлечение к ответственности агрегатора за передачу заказа перевозчику без действующего разрешения и без действующего договора ОСП, — рассказали в Союзе.

Включение легкового такси в систему ОСП потребует как дополнительной корректировки подзаконных актов, так и доработки внутренних документов НССО и информационных систем страховщиков, поэтому целесообразно установить срок вступления в силу законопроекта — через год после его опубликования, считают в НССО.