За 10 мес. 2014 г. рынок нефтепродуктов пережил немало потрясений. Перспективным остается вопрос повышения акцизов на "горючку" пятого класса. Региональный бизнес уже корректирует свои планы.
Правительство России может с 2015 г. поднять акцизы на топливо пятого класса - бензин и дизельное топливо класса «Евро-5» на один руб. на литр. Об этом сообщает «Коммерсантъ». Рост акцизов может привести к повышению розничных цен на 14-15%.
Депутаты Госдумы готовятся внести поправки в законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли. «Их смысл в том, что пятый класс топлива будет облагаться дополнительным акцизом в размере один рубль на литр», - рассказал один из собеседников издания. По словам источников «Коммерсанта», такое решение «вряд ли поддерживают нефтекомпании и профильные ведомства - Минфин и Минэнерго».
По подсчетам федерального источника, если рост акцизов будет полностью заложен в розничную цену, стоимость бензина может вырасти с 2015 г. на 7% без учета инфляции. С ее учетом рост в годовом выражении может составить 14-15%. Нефтяники же опасаются, что правительство не позволит полностью переложить рост акцизов на потребителей, продолжив административно сдерживать розничные цены.
Отметим, что производство автобензинов в РФ за 10 месяцев 2014 г. сократилось на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 31,4 млн тонн. Об этом сообщается в материалах Центрального диспетчерского управления ТЭК. В октябре этого года производство автобензинов сократилось на 9,2% и составило 2,947 млн тонн. Производство дизтоплива за 10 месяцев возросло на 7,6% - до 63,9 млн тонн, а в октябре - на 7% - до 6,151 млн тонн. Производство топочного мазута выросло с января по октябрь на 4,8% - до 66,3 млн тонн, а в октябре - на 6,7% - до 6,595 млн тонн. Производство авиакеросина за 10 месяцев так же увеличилось - 7,3% - до 9,299 млн тонн, а в отчетном месяце - на 7,3% - до 880,3 тыс тонн.
Однако, Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», «Башнефти» и «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукта» по признакам манипулирования на бирже. Ранее по результатам анализа мониторингов рынка нефтепродуктов ФАС России установила, что в период с января по сентябрь 2014 г. во внебиржевом крупнооптовом сегменте рост цен на автомобильные бензины марок Аи-92 и Аи-95 составил порядка 20%. В биржевом крупнооптовом сегменте рынка рост цен на автомобильные бензины марки Аи-92 составил 34%, на автомобильный бензин марки Аи-95 - 35%.
«Продолжаем мониторинг цен на бензин. Работа пока не закончена. Поэтому говорить о ее результатах, наверное, рано. Но могу сказать, что мы видим и понимаем, что в некоторых случаях может идти речь о возбуждении дел в связи с нарушением законодательства. Или по крайней мере о выдаче предупреждений», - сказал в еще сентябре заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов. Он добавил, что речь идет обо всем спектре нефтепродуктов: дизель, бензин, авиакеросин.
Добавим, что всего один процент составила рентабельность нижегородской компании «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» за девять месяцев 2014 г. Об этом отмечает НИА «Ньюс-НН». Генеральный директор предприятия Илья Бородин добавил, что последние несколько месяцев компания работает с отрицательной доходностью. Он продолжил, что на розничную цену нефтепродуктов сети влияют биржевые инструменты при оптовой закупке сырья, затраты на производство, логистику, а также инвестиционная политика компании.
«Любое коммерческое предприятие работает с целью извлечения прибыли. И вот те миллиарды, которые потрачены на инвестиции, тоже должны окупаться», – отметил Илья Бородин, прогнозируя все-таки рост розничных цен на топливо в ближайшей перспективе. И это без учета возможных изменений в законодательстве.
Подобные изменения в ценовой политике на топливо явно отразится не только на деятельности профильных компаний. Генеральный директор транспортной компании «ВОКРУГ СВЕТА» Дмитрий Кардаков для DK. RU отметил, что стоимость автоперевозок будет выше в связи с повышением цен на топливо:
«Мы находимся в равных условиях, и наши конкуренты также поднимут цены на свои услуги. Единственное, что я ожидаю, это спад объема перевозок в зимний период, и поэтому рост цен на наши услуги в указанное время будет не так заметен. Скорее, повышение уровня цен на топливо будет иметь отложенный эффект: в пик заказов – в летний период- стоимость авто перевозок ощутимо вырастет».
Кроме того, г-н Кардаков добавил, что рост курса иностранных валют наложил отпечаток на стратегию развития компании.
«Мы сейчас приостановили реализацию плана покупки нового автотранспорта на полгода, поскольку наблюдается устойчивое повышение цен на грузовой автотранспорт. И планы на весну 2015 г. на покупку шесть единиц техники будут также скорректированы», - заключил он.