150 лет назад, 9 января 1863 года, небольшой паровой поезд отправился от лондонской станции "Паддингтон" и 2,5 часа спустя завершил свой путь длиной в 5,5 километров на станции "Фаррингдон".
Новое средство передвижения по городу сразу стало крайне популярным и в первый же день перевезло почти 40 тысяч человек. Полтора века спустя лондонское метро воссоздаст 13 и 20 января то историческое путешествие и вновь спустит на рельсы паровые машины.
Лондонский метрополитен давно превратился в бренд, и скорее не благодаря, например, удобству, а вопреки статусу самого дорогого метро в мире, одного из самых загруженных (после Москвы и Парижа) и не самого пунктуального. Метро переживало пожары, было бомбоубежищем во время Второй мировой войны, справлялось с потопами, а сегодня становится и площадкой для современного искусства.
Лондонская галерея "Патэ" обнародовала десятки видеозаписей c важнейшими фактами из истории городского метро.
На одной из черно-белых записей запечатлена королева Великобритании Елизавета II, спустившаяся в метро в 1969 году по случаю открытия одной из новых линий. Королева побывала в кабине машиниста, проехалась на эскалаторе, а также купила билет в одном из автоматов на станции. Также среди видеоматериалов есть пленки времен Второй мировой войны, когда метро служило бомбоубежищем.
К юбилею метро в Лондоне ряд столичных музеев откроет выставки, посвященные развитию метро. А лондонские архивы обещают рассказать о неизвестных ранее фактах его истории. Кроме того, в воскресенье, 13 января, будет запущен исторический паровой состав между станциями "Кенсингтон олимпия" и "Мургейт".
Метро Лондона по длине линий занимает второе место в мире после Шанхайского, насчитывая 402 км. Лондонская подземка насчитывает 11 линий и 270 станций. Ежедневно метро пользуются в среднем 3,6 млн пассажиров.