«Полноценная проектная работа в онлайне пока невозможна. Но не исключено, что этот недостаток будет ликвидирован с развитием виртуальной реальности, дополненной реальности и Big Data».
Заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Денис Фоменков рассказал NN.DK.RU, как в этом году будет организован процесс сдачи экзаменов и приемная кампания.
С 17 марта все студенты Вышки перешли на дистанционное обучение. Какие инструменты для работы онлайн сейчас использует вуз?
— У нас была задача максимально сохранить активное взаимодействие со студентами. И наиболее удобными, исходя из этой цели, оказались программные продукты Microsoft Teams и Zoom.
Коммуникационная платформа Microsoft Teams доступна всем сотрудникам и студентам бесплатно, для входа они используют пароль от корпоративной почты. Это достаточно удобная платформа, она многофункциональная — позволяет организовать работу в группе, общаться в чате, совместно редактировать файлы, писать заметки, назначать встречи и так далее. Но для проведения потоковых лекций с синхронным взаимодействием нескольких десятков пользователей наиболее удобным инструментом оказался Zoom. Поэтому Вышка заключила соглашение с разработчиком на покупку большого количества лицензий для всех кампусов.
Пришлось ли столкнуться с какими-либо сложностями?
— Для подавляющего большинства курсов переход на дистанционный режим был безболезненным. В первое время небольшие сложности в связи с большой единовременной нагрузкой испытывала информационная образовательная среда (LMS) ВШЭ. Это хранилище учебных материалов: видеоуроков, лекций, презентаций, книг и курсов, доступ к которым может получить зарегистрированный пользователь.
Трудности, с которыми сталкиваются студенты — в основном, технического характера: интернет слабый, или ноутбука нет. Проблемы с техникой единичны, ноутбуками и веб-камерами при необходимости мы всех, у кого есть потребность, обеспечиваем. Но со слабым интернетом ситуация более сложная, и поэтому все лекции приходится записывать, чтобы их можно было скачать и посмотреть в удобное время.
Насколько эффективным вам представляется дистанционное образование?
— Все программы разные и, наверное, не стоит оценивать процесс их освоения в целом. Но бесспорный факт — то, что онлайн открывает множество возможностей, которые пока не используются на сто процентов, хотя мы и до карантина активно внедряли в образовательный процесс инструменты дистанционного обучения.
Например, ряд дисциплин в бакалавриате и магистратуре доступен в формате blended-learning. Это очно-дистанционное (или смешанное) обучение: слушатель изучает теорию в дистанционном режиме, а практику отрабатывает в аудитории, в непосредственном контакте с преподавателем и группой.
Способны ли эти два месяца кардинально повлиять на вузы?
— Однозначно, да. Мир уже не будет прежним.
Во-первых, события весны дали мощный импульс развитию всех дистанционных технологий. Всего несколько лет назад мало кто слышал про Zoom. Сейчас он активно используется для общения, обучения, даже для проведения онлайн тренировок.
Во-вторых, онлайн-инструменты позволят создать принципиально новое образовательное пространство.
Например, у Высшей школы экономики есть кампусы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми. Они очень тесно взаимодействуют, и мы всегда говорили, что у нас «единое образовательное и научное пространство». Но сейчас оно становится по-настоящему единым. Компетенции всех наших кампусов объединятся.
Согласитесь, это удобно, когда преподаватель из Москвы может провести лекцию для студентов в Нижнем Новгороде и не тратить время на перемещения? Мы пользовались этим, но не массово.
Вышка уже сегодня является одним из лидеров по количеству онлайн-курсов, размещенных на международной образовательной платформе Coursera и на национальной онлайн-платформе «Открытое образование». Некоторое время назад наш вуз запустил на платформе Coursera первую в России англоязычную магистерскую программу, реализуемую полностью онлайн — «Магистр по наукам о данных».
В ближайшее время запустятся единые базовые курсы с активным применением дистанционных образовательных технологий. Расширять портфель своих образовательных услуг за счет онлайн-программ будут практически все вузы.
Денис Фоменков
Есть ли вещи, которые невозможно перевести в онлайн?
— Например, это проектная работа. Поспешный переход на дистанционный формат не позволил хорошо этот перевод продумать. Вряд ли здесь вообще можно предложить приемлемое решение, ведь живое общение — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Но я не исключаю, что с развитием виртуальной реальности, дополненной реальности, Big Data многие недостатки онлайн-обучения будут ликвидированы.
Можно ли, в таком случае, сегодняшний формат дистанционного обучения считать эффективной заменой «очке»? Вправе ли студенты требовать перерасчета платы за обучение из-за того, что лишены возможности личного, живого общения с преподавателем и сокурсниками?
— Мы не рассматриваем дистанционное обучение как заочное или очно-заочное. Для нас это все тот же образовательный процесс, те же самые курсы и программы. Вуз выполняет все свои обязательства.
Именно поэтому было решено, что мы не делаем никаких перерасчетов стоимости обучения для студентов-очников — ведь преподаватели тратят те же самые часы на семинары и на лекции.
Из послаблений — только пересмотр блокирующих элементов контроля (задания или тесты, которые нужно сдать для допуска к экзамену, остаются, но временно перестают носить «блокирующий» характер) и перенос экзаменов третьего модуля на четвертый.
Как в этом году будут проходить экзамены у студентов и приемная кампания?
— В дистанционном формате. Возможно, к лету ограничения будут сняты, но мы готовимся к худшему варианту развития событий. Кстати, мы уже провели дистанционный прием в аспирантуру. Для этого использовались Zoom и платформа Examus с функцией прокторинга.
Поясните, пожалуйста, что такое прокторинг?
— Это автоматическое или «живое» онлайн-сопровождение экзамена, то есть контроль учащегося во время сдачи экзаменов или тестов. Проктор — это независимое лицо (не экзаменатор), которое следит за процедурой сдачи экзаменов по веб-камере, подтверждает личность учащегося и контролирует его внимание и вовлеченность, а также рабочий стол его компьютера, пользование наушниками, наличие посторонних людей в комнате и так далее. Задача проктора — не дать студенту обмануть экзаменатора.
НИУ ВШЭ — один из первых вузов в России, у которого появился Центр прокторинга. Он обеспечивает необходимый контроль на всех наших экзаменах. Без этого просто не обойтись.
На англоязычную программу мы проводим собеседования только в онлайн-формате, и все документы принимаем дистанционно. Студент приезжает из-за рубежа, только когда начинается обучение. Также мы проводили онлайн-собеседования с абитуриентами из удаленных регионов.
Ожидаете ли вы в этом году снижения числа абитуриентов?
— Единственное, что возможно — это сокращение набора на коммерческое обучение, потому что у людей неизбежно снизится платежеспособность. Но на бюджетные места конкурс ниже не станет. Самоизоляция не отбивает желания учиться!