«Раньше мы активно предлагали власти и бизнесу кого-нибудь взять под опеку. Но в последние годы у всех тяжелое положение. Имидж в такое время отходит на второй план».
Зачастую компаниям по той или иной причине не хватает средств на реализацию своих будущих и текущих проектов. И все чаще в такой ситуации на помощь приходит фандрайзинг — привлечение ресурсов со стороны на безвозмездной основе или за символическую услугу. Такая схема, например, уже 14 лет работает в нижегородском зоопарке «Лимпопо».
DK.RU выяснил у директора «Лимпопо», депутата гордумы Нижнего Новгорода Владимира Герасичкина, кто сегодня помогает организации и насколько охотно нижегородский бизнес идет в такие схемы.
«Более 60% наших опекунов — компании»
— Самый популярный вариант — опека. Опекать животных в «Лимпопо» можно с 2005 г. Это не мое ноу-хау. Такую возможность люди получают во многих зоопарках как в российских, так и в западных.
У нас это обычно работает так: на сайте зоопарка вывешена цена опекунства над тем или иным животным в месяц. Вы определяетесь, звоните в зоопарк и вас соединяют с куратором коллекции. Она отправляет вам договор и реквизиты, на которые вы будете отправлять деньги. Взамен мы повесим рядом на вольере животного табличку с вашим именем. Если же опекун платит животному более 10 тыс. руб. в месяц, то мы разрешаем на территории «Лимпопо» вывесить свою рекламу или баннер. Также наши опекуны принимают участие в праздниках зоопарка, навещают животных, мы организуем для них ежегодный «День опекуна» и, конечно, информация о них размещена на сайте «Лимпопо».
Подобный инструмент изначально создавался для тех людей, которые настолько добры или щедры, что хотят поддержать зоопарк рублем. Но чаще востребован у предпринимателей и компаний, заинтересованных в имиджевой рекламе.
В последнее время более 60% наших опекунов — компании. Ведь это хороший маркетинговый ход, например, для организаций, которые работают с детьми, лечат детей или делают детские игрушки. Так, «Тонус КРОХА» опекает страуса-эму, «Аквилио» — орланов-белохвостов, а семейный клуб «Мамино счастье» — игрунок.
Раньше было иначе: питомцев преимущественно опекали частные лица. Но то ли люди стали скромнее, то ли тренд сменился…
Цена опекунства
В цену опекунства мы закладываем ежемесячные траты зоопарка на еду и ветеринарное обслуживание животного. Конечно, в реальности на питомца тратим куда больше. Хотя бы за счет того, что с каждым животным взаимодействуют сотрудники зоопарка, а им необходимо платить зарплату.
К тому же, цену мы обновляем на сайте всего раз в год. Хотя многие продукты и медикаменты в течение года дорожают.
На данный момент самый дорогой подопечный в «Лимпопо» — амурский тигр, которому нужно 41 тыс. 102 руб. в месяц, а самый дешевый — морская свинка, чье содержание обходится всего 323 руб.
Несмотря на то, что опекать в Нижегородской области зверей сравнительно недорого, чаще всего берут под опеку дешевых животных. Никто почему-то не хочет брать орангутана (18 тыс. 760 руб.) или жирафа (35 тыс. 21 руб.). Хотя и такие случаи бывают. Многие помнят, например, как экс-мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин пару лет опекал тигра. Ему, наверное, не по статусу было опекать кого-то маленького.
Также мы принимаем помощь от меценатов — тех, кто вкладывается в какой-то наш проект или просто что-то приносит в зоопарк. Например, по осени нам часто дачники отдают свой урожай: картошку, морковку и т.п. А экс-директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода Светлана Утросина вложила 100 тыс. руб. в покупку тигра и 15 тыс. руб. — рыси.
«У всех тяжелое положение»
В целом, опекунство и меценатство помогают нам покрыть только около 1% ежемесячных расходов. А всего они составляют около 8 млн руб. Наивно думать, что все люди добрые и готовы нести сюда деньги. Мы больше занимаемся этим не для пополнения собственного бюджета, а чтобы привить гражданам определенную культуру. Культуру заботы о животных.
Когда у нас на Большой Покровской стоят собаки с корзинками и попрошайничают — это унизительно. Это неправильно. Люди, предприниматели они или нет, должны такого не допускать. И наоборот, должны стремиться делать добро первыми. Например, у меня не раз такое в жизни бывало: когда очень плохо на душе, все бросаю, сажусь в машину, нахожу голосующих вдоль дороги людей и развожу их по городу… Бесплатно. Делаю как бы свой благотворительный взнос в их жизнь. И постепенно настроение улучшается. Я становлюсь счастливым.
И другие люди так могут. Пусть он возьмет себе на опекунство даже не крупного кого-то, простого воробья. Но ты возьми, ты обеспечь его и сможешь гордиться своим поступком.
Всего сейчас у «Лимпопо» заключен договор с 15 опекунами. В 2014 г. их было около 20. Очевидно, что количество «благотворителей» падает, а не увеличивается. Почему? Раньше мы активно предлагали региональному и федеральному бизнесу, властям кого-нибудь взять под опеку. Но в последние годы стесняемся. Потому что отлично видим, что у всех тяжелое положение. Имидж в такое время отходит на второй план. Даже таких гигантов, как «Мираторг», «Металлимпресс» опекунство больше не интересует. Людям либо жалко, либо нет свободных денег, и в этой ситуации важнее становится поддержать свою семью.
С другой стороны, в Нижнем Новгороде опекунство дает больший положительный имиджевый эффект, чем, к примеру, в Москве. Ведь Москва такая огромная, и в ней так много компаний, что посетители зоопарка едва ли запомнят, кто опекает животное. И уж тем более, когда-либо столкнутся с компанией-опекуном. В Нижнем Новгороде вероятность узнавания компании куда выше.
Да и к тем опекунам, которые у нас уже есть, мы относимся очень внимательно. Одна женщина-предпринимательница, помню, опекала игрунок много лет. И даже когда бизнес закрылся и она сама вышла на пенсию, опекала их еще год после. В благодарность за это мы еще год не снимали ее табличку.
В общем, мы не настаиваем, не обижаемся, когда люди уходят. И наоборот, очень им благодарны, и по накатанной бывает, что месяц или два висит еще реклама.
Но сколько бы человек ни опекал животное, его продажа «опекуну» исключена. К счастью, никто и не пытался. Во-первых, это очень дорого. Многие звери и птицы стоят более 1 млн. Во-вторых, это огромный стресс для животного, особенно — взрослого. Поэтому мы их даже не сдаем «в аренду» на какие-либо мероприятия вне зоопарка. Хотя к нам обращались даже очень высокопоставленные люди, которые хотели, чтобы у них на дне рождения в ресторане стояла клетка с тигром, например, или пумой. Но мы отказали. У нас зоопарк, а не цирк.
DK.RU публикует фотографии некоторых опекунов зоопарка и животных, которых они опекают.
«Сантол» (генеральный директор — Дмитрий Волков) опекает кенгуру беннета.
«Кронос» (генеральный директор — Михаил Гут) опекает бургого медведя.
Ассоциация охранных и юридических компаний «Беркут» (генеральный директор — Павел Ковалев) опекает беркута.
Предприниматель Игорь Крылов опекает ворона.
«Тонус КРОХА» (генеральный директор — Ольга Михалева) опекает страуса эму.
Илья Мошес опекает оцелота.
ЧОП АББ «Витязь-НН» (генеральный директор — Вячеслав Райский) опекает филинов.
«Мягкий сон» (директор — Сергей Тимофеев) опекает снежного барса.
Основатель и идейный вдохновитель компании «ОРДЕР» Руслан Филатов опекает индийских павлинов.