"Мы вкладываем в развитие города деньги, создаем рабочие места, стараемся сделать Нижний Новгород уютнее, комфортнее и симпатичнее. На нас хмуро смотрят из кабинетов и говорят: "Снимите занавески".
Ресторатор Александр Котюсов:
Нижегородцы, как и многие жители средней полосы России, люди летней жарой не избалованные. Все лето у нас - июнь, июль да август. Бывает, разве иногда май хорошей погодой побалует. Народ сразу на улицы вываливает – кто просто погулять, а любители поесть и чего-нибудь прохладительно-горячительного выпить - посидеть на летних площадках ресторанов, на солнце погреться, воздухом подышать.
Два последних года в России – кризисные. Ресторанный бизнес как никакой другой это ощущает. Если люди экономить начинают, то, в первую очередь, на ресторанах и отдыхе. Но лето помогает. Рестораторы его всегда с надеждой ждут. Летние площадки быстрее стремятся открыть. Летняя площадка всем нужна. Предпринимателям – прибыль, гостям – комфорт, городу - налоги и уют. Вроде бы все должны довольными быть. Ан нет!
В этом году большинство честных предпринимателей (читай тех, кто летнюю площадку хочет законно поставить) столкнулись с неожиданными трудностями. Некоторые еще в январе документы понесли сдавать в городскую администрацию, а там футбол начался – из одного кабинета в другой, и все безрезультатно. В департаменте экономики говорили – идите вначале проект площадки в департаменте архитектуры согласуйте, а потом к нам, мы вас в схему включим. А в департаменте архитектуры – вначале пусть вас департамент экономики в схему включит, а потом приходите к нам на согласование проекта. Ну, это нормально, хоть Кафку читали немногие, но генетическая память работает. Слава богу, решили эту проблему совместно, схему приема-выдачи договоров выстроили, договоры почти всем выдали. Рестораторы выдохнули, площадки построили.
Наступил новый этап – приемка этих площадок. Все ли соответствует дизайн-проекту, нет ли отклонений, особенно по занимаемой площади. Вот тут и началось. В нынешнем мае всего два с половиной дня теплых было. На летних площадках холодно, да еще дождь за окном. Рестораторы деньги потратили (хорошая площадка минимум 2-3 миллиона рублей стоит, а есть и дороже), за право торговли в городской бюджет заплатили, а торговать не могут из-за погоды.
Как быть? Вот и начали спасать ситуацию и вешать так называемые «мягкие окна». Это такие прозрачные занавески, которые при хорошей погоде убираются, а при плохой - защищают гостей площадки от ветра, дождя и холода. Вот только беда – в проекте, который управлением архитектуры согласован, не у всех рестораторов эти окна на форэскизе есть. Не подумали в январе про дождливый май. А значит, говорит проверяющий, их надо снять! А то, что людям без них холодно и снимем мы их обязательно, как только на улице хотя бы градусов 20 будет, проверяющего не волнует. В картинке нет этой пленки-окна, значит не должно быть и в натуральном исполнении. Пока не снимете, договор не отдадим, а пока договора нет, торговать нельзя. Тут и прокуратура может наказать и другие проверяющие органы за торговлю без разрешения. Либо снимать занавески, либо проект переделывать, заново согласовывать все. Так и осень настанет.
Честно говоря, ничего кроме абсурда в подобных требованиях я не вижу. Есть ключевые вещи – размер, внешний вид. Но занавески! Так ведь и дальше можно пойти. Вот каждый ресторатор стремится свою летнюю площадку сделать максимально уютной, украсить цветами, картинами, фотографиями. Не все эти вещи изначально отражаются в дизайн-проекте. Могут проверяющие заставить снять горшок с цветами, если он отсутствует на картинке? А почему нет!
Следующий год – год Чемпионата мира по футболу. Скажу честно, все рестораторы, прежде всего работающие в центре города и в районе стадиона, ждут его с неоднозначными чувствами. С одной стороны, это прекрасная возможность заработать за счет роста туристического потока, а с другой я лично знаю нескольких хозяев ресторанов, которые всерьез говорят о том, что на этот месяц они закроются. Я не исключаю неоправданного ужесточения правил по тем же летним площадкам, тех или иных новшеств в продаже алкоголя, вплоть до временного запрета. Уже сегодня Роспотребнадзор рассылает инструкции, в которых определяет ряд блюд, продажа которых будет запрещена. Туристов нельзя будет кормить пирожками, омлетом и яичницей. Вдруг гости отравятся. Работать станет еще труднее.
Сколько раз говорилось из высоких кабинетов, что власть не должна вставлять палки в колеса бизнесу. Увы, пока слова только словами и остаются. Мы вкладываем в развитие города деньги, создаем рабочие места, стараемся сделать Нижний Новгород уютнее, комфортнее и симпатичнее. На нас хмуро смотрят из кабинетов и говорят: "Снимите занавески".
С прошедшим вас днем предпринимателя, уважаемые читатели.