«Совсем недавно казалось совершенно нереальным, что роботы будут занимать часть нашей повседневной жизни. Сейчас они интегрированы во многие сферы, будь то маркетинг или финансы».
HR-направление тоже не стоит на месте. В августе прогремела новость о российском HR-стартапе VCV (технология видеоотбора), который стал резидентом 500 Startups и привлек $150 тыс., покорил Силиконовую долину и начинает международное развитие. На российском рынке VCV развивает сервис для проведения видеособеседований и разрабатывает голосовых ботов для обзвона кандидатов. Среди клиентов компании — «Билайн», «Ростелеком», «М.Видео», «Ашан», «Тинькофф банк», «Сибур холдинг» и др.
Так почему чат-боты покорили рынок мирового рекрутинга? Попробуем разобраться. Уже в течение 10 лет чат-боты (автоматические виртуальные собеседники) успешно используются в одном из узких аспектов рекрутинга — для ответа на вопросы потенциальных соискателей. Наиболее ярким примером такого виртуального собеседника является автоматический сержант Стар из армии США, который делает работу 55 рекрутеров, и уже ответил более чем на 11 миллионов вопросов. Однако для российского рынка HoReCa – это новый инструмент, который используется довольно редко.
В чем плюсы использования чат-ботов в рекрутинге?
1. Больший объем заполненных заявок – оперативные ответы дольше поддерживают интерес потенциальных соискателей. Результатом будет возросшее количество кандидатов, полностью заполнивших форму заявки.
2. Более высокое качество кандидатов. Наиболее профессиональным кандидатам (тем, у которых есть много предложений о работе), обычно нужно больше информации прежде, чем они примут решение заполнить форму заявки. Таким образом, давая развернутые ответы на их вопросы, чат-бот побудит многих из этих востребованных кандидатов в конце концов заполнить вашу форму. По мере роста процента таких востребованных кандидатов в общей массе, растет и качество соискателей в целом. А если есть возможность выбирать из более качественных кандидатов, само качество подбора персонала тоже наверняка улучшится.
3. Положительный опыт взаимодействия с вашей компанией – конечно, вы не должны разочаровывать соискателей ни на каком этапе, но особенно это важно в самом начале, когда они в первый раз заходят на ваш сайт. Отсутствие возможности быстро получить необходимые ответы не только разочарует соискателей в вашей компании, но и, скорее всего, побудит их посоветовать своим друзьям не тратить время на обращение в вашу фирму.
4. Точные и полные ответы способствуют увеличению скорости принятия решений – ответы, которые дает чат-бот, в целом являются достаточно точными и полными. Эта высокая степень точности может снизить необходимость в дополнительных вопросах. А без дополнительных вопросов кандидат быстрее сможет определиться, хочет ли он подать заявку. Высокой точности вполне можно достигнуть, так как вопросы соискателей обычно легко предсказуемы и их диапазон очень узок. В результате вам не придется использовать самые совершенные технологии искусственного интеллекта, чтобы обеспечить удовлетворительный уровень ответов на вопросы о вашей компании в целом и о вакансии в частности.
5. Мультимедийные возможности. Чат-бот может отвечать на вопросы разными способами – например, с использованием голоса, текста, а в некоторых случаях может порекомендовать посмотреть видео.
6. Поддержание диалога – в противоположность механической последовательности. Лучшие чат-боты используют продвинутую технологию, которая заставляет автоматические ответы выглядеть как реплики в диалоге. Это качество особенно ценно, когда соискатель настороженно относится к перспективе «разговаривать с роботом».
7. Продолжительное время работы – чат-боты работают в режиме 24/7, что является критически важным в современном глобальном мире.
8. Освобождение времени для рекрутеров – использование чат-ботов, отвечающих на сотни вопросов в день, означает, что рекрутерам нет необходимости тратить время на письменные ответы соискателям или прием звонков от потенциальных кандидатов. Чат-боты высвобождают ценное время сотрудника для решения более важных задач.
9. Мобильность – чат-боты доступны каждому, у кого есть мобильный телефон.
10. Не нужно быть экспертом в технологии – вы можете арендовать чат-боты на ежемесячной основе у разработчика, который также обеспечит техническую поддержку и проведет обучение. Итоговая стоимость наверняка окажется меньше, чем половина затрат на содержание одного живого сотрудника.
На сайте вы можете не указывать то, что используете робота – это не обязательно. Однако у вас есть опция, позволяющая проинформировать соискателя о том, что он общается с роботом. А если вы пытаетесь привлечь технических специалистов, то подобный инструмент сможет их по-настоящему впечатлить.
Сейчас российский рынок пытается покорить всем уже известная робот Вера. Посмотрим, как у ребят получится реализовать этот проект. Отзывы уже есть и они разные. Думаю, к концу года будет понятен первый результат.
Многие рекрутеры начали переживать за свои рабочие места, но мне кажется, что роботы – это в первую очередь помощники, которые созданы не для замены людей, а для избавления их от рутинных неинтересных задач. Есть очень большое количество профессий, в которых специалистам не нужно развивать свой потенциал и проявлять творческие способности. Такие профессии, безусловно, должно быть переданы машинам.