Меню

Сергей Попов: Нижний Новгород будет расти вширь

Нижний Новгород в разное время был застроен деревянными домами горожан, купеческими особняками, типовыми советскими микрорайонами и современными зданиями из стекла и бетона.

Сегодня назвать его архитектурное пространство цельным в стилевом смысле достаточно сложно. Изменить его в одночасье невозможно, но многое можно сделать, имея четкое понимание того, каким должен стать город в будущем.

Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов считает нормальным, если его должность со временем будет упразднена, потому что вся застройка в Нижегородской области будет регулироваться четкими, развернутыми регламентирующими документами, в которых будет написано, что, где и с какими деталями можно возводить. Одной из своих задач он видит создание условий для возникновения такой нормативной базы.

Начинать изменения с концепции

По словам главного архитектора, первое, что необходимо и нашему городу, и области, — это проработка градостроительных регламентов. Например, в Америке в градостроительной документации прописано, где можно ставить флаг, какого размера он должен быть и какой высоты должен быть флагшток. Там не надо ходить к чиновнику и спрашивать разрешения, достаточно ознакомиться с регламентом. Также нужно снижать административные барьеры, однако их нельзя просто взять и отменить, иначе в городе начнется полная вакханалия — каждый девелопер будет строить там, где ему вздумается, и что ему заблагорассудится.

— В России сложилась уникальная ситуация: у нас отсутствует согласованная с обществом градостроительная доктрина. Мы до сих пор не решили, какие города надо строить: маленькие, большие, низкие, высокие, с заводами или без них. У нас есть Градостроительный кодекс, без которого нельзя обойтись для функционирования экономики в рыночных условиях. Однако он служит лишь инструментом регулирования взаимоотношений чиновников, строителей и инвесторов. То есть лопата у нас есть, а куда надо копать, в глобальном смысле мы не определились.

Сегодня в этом отношении ведется какая‑то работа?

— Этот процесс сейчас активно обсуждается. Российский союз архитекторов инициирует вопрос по принятию градостроительной доктрины, чтобы на местах была определенность с концепцией застройки наших городов. Появляются предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс. Работа в этом направлении идет на федеральном уровне.

Каким будет в будущем Нижний Новгород: станет ли он городом небоскребов, как Нью‑Йорк, или музеем под открытым небом, как Венеция или Прага?

— Небоскреб — это результат активной инвестиционной деятельности при наличии скромных размеров площадки для реализации проектов. У нас, слава богу, земли достаточно и есть перспективные направления для развития. Экономика города сейчас находится в той стадии, когда вариант строительства «вширь» более экономичен, чем ввысь. Тем не менее у нас есть понимание пространственной организации города, где небоскребы используются как градостроительные акценты. На этих местах будут появляться высотные здания, которые должны будут сформировать пространство города, его восприятие и узнаваемость.

Как Центр международной торговли на ул. Ковалихинской?

— Мы же строим не так, как захотим, у нас есть генеральный план города, в рамках которого мы работаем. Это касается и застройки, и высотных регламентов, и транспортной темы. Если говорить про разнообразие стилей и высот в районе ЦМТ, нужно понимать, что город мы начали застраивать не с «нуля». До нас здесь побывала советская власть, при которой отношение к прошлому было совершенно определенным — его нужно было убрать и построить что‑то новое. Поэтому любой проект сейчас необходимо рассматривать с учетом существующих зданий и тех, которые будут построены потом. ЦМТ — это нормальное развитие градостроительной ситуации. Он располагается в границах будущего Октябрьского бульвара. Решение о его создании было принято еще в СССР. По проекту бульвар должен быть огорожен высотными зданиями, но завершить его не успели. Поэтому мы вынуждены продолжать эту тему, чтобы наконец создать завершенную картину.

Как вы относитесь к расширению границ города?

— В Нижнем Новгороде сравнительно невысокая плотность застройки. Так получилось из‑за того, что территория у нас большая, а строительства выше девяти этажей долгое время не производилось. Поэтому пока нет смысла выходить за пределы существующих границ. За городом целесообразно развивать коттеджное и малоэтажное строительство. Как раз этим активно занимается федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Строительство муниципального жилья будет подхвачено темой волнового переселения, потому что инвесторы проявляют к ней большое внимание. Как раз на ближайшем градостроительном совете будут рассматриваться площадки под волновое переселение в Автозаводском районе.

Какие события послужат импульсом для роста и развития Нижнего Новгорода?

— Несомненно, толчок для развития даст проведение в нашем городе отборочных туров чемпионата мира по футболу 2018 г. Для проведения игр в городе построят стадион, для размещения туристов — гостиницы. Также катализатором развития нашего города должна стать логистика. Нижний Новгород имеет выгодное положение с экономической точки зрения, потому что в радиусе 1 тыс. км от него проживает 80% населения России. У него есть потенциал стать логистическим центром, откуда будет удобно развозить товары в другие регионы страны.

Но для этого нужны новые дорожные развязки...

— Уже сейчас идет работа над созданием дорог, которые через Нижний Новгород свяжут юг и север России, как трасса М7 связала запад и восток страны. Когда закончится строительство моста через Волгу в районе деревни Подновье, откроется коридор от Поволжья до Кирова. Тогда через Нижегородскую область пойдут большие потоки груза, так как ближайший мост от нее находится в 300 км. Надеюсь, что в течение трех-четырех лет это станет реальным.

Избавиться от пробок

По мнению Сергея Попова, критическаяая ситуация с пробками в городе сложилась в определенной степени объективно из‑за того, что российское общество совершило стихийный переход из социализма в капитализм, минуя все подготовительные этапы. Дело в том, что на ранних стадиях развития капиталистического общества деловая активность направляется в те места, которые притягивают наибольшее количество людей. В больших городах это исторический центр, в котором и идет основная инвестиционная деятельность. Потом, на более развитых стадиях, начинается перераспределение общественных функций на другие его районы.

— Если в Европе уже достаточно денег на то, чтобы начать сносить в центре города то, что они понастроили в нем в период бурного развития капитализма, то у нас этот процесс еще только начинается. Наша задача, учитывая положительный опыт других стран, стараться направлять инвесторов не в центр, а в другие точки приложения деловой активности.

Какая часть города примет на себя функцию делового подцентра?

— Согласно Генплану, он разместится между Молитовским и Канавинским мостами в районе заводов «Новая сосна» и «Мельинвест». Это место практически совпадает с геометрическим центром города.

В европейских городах дороги разгружают за счет строительства парковок в укрепленных холмах и под землей. Будет ли в Нижнем Новгороде что‑то подобное?

— Для того чтобы разгрузить город, недостаточно строительства новых дорог и парковок. Это путь в никуда. Решение транспортной проблемы заключено в правильном градостроительном регулировании, укреплении общественного транспорта, усилении правовой культуры. Этот вопрос нужно решать и на уровне менталитета людей. Несколько лет назад в Москву пригласили одного очень известного японского градостроителя, который занимался решением транспортного вопроса в Лондоне и Париже. Он полетал неделю на вертолете над столицей и сказал, что сделать ничего невозможно, потому что прежде, чем начать что‑то делать, надо поменять культуру вож­дения. Пока у нас будет возможность оставлять машины на обочинах, платные парковки спросом пользоваться не будут. Пока автовладельцев не будут наказывать за езду по выделенным для общественного транспорта полосам, их у нас делать глупо.

Но оставлять все так, как есть, тоже нельзя. Какие меры сегодня принимает власть, чтобы ускорить путь из одной части города в другую?

— Насколько мне известно, город заказал в Санкт‑Петербурге разработку комплексной транспортной схемы, представляющей собой компьютерную проработку всего движения в городе. По всему городу устанавливаются датчики, которые будут считать нагрузку. На основе их показаний будет разработана комплексная транспортная схема, которая покажет, где и как можно изменить поток, чтобы избавиться от заторов.

Также в последние два-три года в городе началось активное строительство новых дорожных развязок. В преддверии чемпионата мира их будут создавать еще быстрее. В заречной части Нижнего Новгорода появятся три новые дороги в узле Канавинского моста и Московского вокзала. Также планируется строительство еще одного Борского моста. Кроме того, уже выданы градпланы на дороги — дублеры проспектов Ленина и Гагарина.

Сохранить преимущества

В России есть закон, который обязывает сохранить памятник, в каком бы состоянии он ни находился, но все мы ищем ответ на вопрос, на какие средства это нужно делать. Сложная проблема. По мнению экспертов, вложения в реставрацию памятников архитектуры исчисляются сотнями миллионов рублей. У города таких денег нет, он стоит перед выбором: либо памятники реставрировать, либо строить социально значимые объекты: детские сады, школы, дома для многодетных семей.

— Если бы по закону надо было сохранять не покосившийся домик, а историческую среду улицы, на которой он стоит, то это совершенно другой подход. На его месте мы могли бы построить новодел — точную копию памятника, что обошлось бы гораздо дешевле. Да, в этом пропадает подлинность, но сохраняется среда. И тут, как в ситуации с градостроительной доктриной, у общества и специалистов нет единого мнения. Музеефикация исторических центров возможна только при больших вложениях. Нужно понимать, что, создавая город‑музей, мы должны быть точно уверены, что он будет пользоваться спросом у туристов, как Венеция или Рим.

Так что же будет с историческим центром?

— Мы его будем всеми силами стараться сохранить. Безусловно, историческая среда не будет такой цельной, как была много веков назад. Однако нам под силу выделить исторические анклавы, которые можно будет комплексно благоустраивать, и создавать в них мемориальные зоны.

Где они могут появиться?

— Улица Рождественская — это наиболее цельный кусок, который сохранился и который будет дальше существовать именно в режиме градостроительной реставрации. Кроме того, у нас есть такой участок, как Ильинская слобода, Большая Покровская, Большая Печерская, ул. Минина, — они будут восстанавливаться.

Как изменятся набережные Нижнего Новгорода?

— Существует проект набережной вдоль Оки от пл. Ленина до пл. Комсомольской. Что касается Нижне-Волжской набережной, то там все сложно: ведутся какие‑то работы, но проект до сих пор не утвержден. Однако срок аренды участка для реализации инвестиционного проекта в этом году у девелопера истекает, и если он ничего не сделает, то, скорее всего, этот участок набережной станет частью проекта по благоустройству территории от Канавинского моста до поворота на Гребной канал. Кроме того, сейчас разрабатывается концепция проекта планировки набережной Оки от ул. Черниговской до Мызы.

Что сдерживает архитектурное развитие нашего города?

— Его может сдерживать только недостаток инвестиционной активности. Однако, очень большой приток инвестиций может повлиять на архитектуру отрицательно. Если девелопер вливает в проект большие деньги, то он стремится диктовать свои условия власти и обществу. Такая ситуация сложилась в Самаре. Там вообще не сохранилась историческая часть города из‑за того, что инвесторы строят, что хотят. Архитекторы могут согласовать один проект, а на выходе получить совершенно другой. В Нижнем Новгороде мы такого не допустим.

Екатерина Мясникова