Споры между бывшими и нынешними партнерами - практика обыденная. Как не попасть в ловушку партнерства?- с DK.RU делится директор по развитию бизнеса и бизнес-консультант Лазарь Циферблат.
1. Фирме проще получить инвестиции, если в ней два партнера. Профессиональные инвесторы считают, если фирма существует длительное время и в ней два партнера – значит, эти люди умеют договариваться и выполнять договоренности. Именно такое поведение ждут и ценят бизнес-инвесторы.
2. Договариваться бизнес-партнерам нужно постоянно и обо всем. Самые главные договоренности - о будущем фирмы (что это будет: транснациональный холдинг или семейная фирма, рассчитанная только на наш регион?) Будет ли зарплата у собственников или только дивиденды? Как часто будут распределяться дивиденды? Будем ли привлекать кредиты на развитие? Допускаем ли, в принципе, продажу фирмы стороннему инвестору? И это далеко не полный перечень вопросов.
3. Договариваться по условиям бизнеса, а не «по жизни». Простой пример: у одного из учредителей родилась дочь - третий ребенок. Счастливый отец просит разрешения купить машину на фирму в лизинг, т.к. прежняя машина мала для троих детей. Ну, конечно, купили, и чтобы по справедливости - всем остальным. Всего четыре больших внедорожника. При этом, финансовая модель не была просчитана, в результате: фирма - банкрот, все учредители в долгах. Или если партнер предлагает взять на работу своего друга/подругу/любовницу/… (список можно продолжить), скажите, что у вас есть процедура приема на работу, которая уже установлена. Единственное, что вы можете сделать – это предложить этому человеку пройти эту процедуру на общих основаниях.
4. Не создавайте бизнес с друзьями ни при каких условиях - не будет ни бизнеса, ни друзей. На мой взгляд, надо из бизнес-партнеров делать друзей. После того, как все условия сделки согласованы, вы оба должны быть заинтересованы в ее успешности. Это прекрасный повод подружиться. Очень важно – относитесь к этому искренне. Если изначально при личном разговоре будет слышно фальш– ничего не получится.
5. Дружить с персоналом в компании не стоит. Должна быть естественная дистанция между работодателем и работником. Иначе ваши приказы будут в лучшем случае восприниматься как пожелания и не будут выполняться.
Очень хорошо, если сотрудник понимает, что при каких условиях его могут взять в партнеры фирмы. Сначала это могут быть виртуальные акции или доли (сотрудник получает дивиденды по итогам года, но собственником не является), а потом и в полноценные партнеры-миноритарии.
6. Письменно фиксируйте договоренности, протоколируйте важные решения, хотя бы на клочке бумаги. И самое главное - держите слово.
7. Не переходите на личности и не обижайте партнера как человека в случае разногласий. Наоборот - нужно всячески подчеркивать, что он замечательный человек, но бизнес устроен не так или путь, который он предлагает, неверен по таким-то причинам.
8. Ни при каких условиях ни одному из учредителей нельзя брать деньги из кассы или счетов фирмы в долг без согласования с партнером. Иначе – это прямой путь к кассовым разрывам и банкротству.