Меню

Рынок традиционных автозаправок подвергся газовой атаке

эксперты Ринат Давлетбаев заместитель генерального директора по компрессорным станциям ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» Алексей Скотников начальник отдела маркетинга и рекламы ООО «Лукойл-Вол

Рынок газовых заправок за последние несколько лет вырос в 10 раз. Автомобилисты и частные компании активно переводят автомобили на дешевое и быстроокупаемое газобаллонное оборудование (ГБО). Коммерческие компании за счет перехода на газ минимизируют транспортные расходы, а владельцы дорогих иномарок устанавливают ГБО из-за нехватки качественного бензина.

эксперты
Ринат Давлетбаев
заместитель генерального директора по компрессорным станциям ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород»
Алексей Скотников
начальник отдела маркетинга и рекламы ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»
Лев Тарабарин
генеральный директор ЗАО «Реал Инвест»
Александр Тихомиров
заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания НГТУ, эксперт Центра безопасности дорожного движения
Николай Халабуда
директор ООО «АРГО»
Анна Ясечко
начальник отдела контроля естественных монополий ФАС по Нижегородской области

Почему автомобилисты и частные компании переходят на газ? Чем выгодны мультитопливные заправки?
Как крупные топливные компании выходят на рынок газовых заправок?
Как государство будет стимулировать развитие рынка?

В 1998 г. в Нижегородской области было всего пять газовых заправок — две пропанобутановых АЗГС, работающих на сжиженном газе, и три метановых АГНКС, работающих на сжатом природном газе. С тех пор количество станций возросло в 10 раз: сегодня в регионе их более 50-ти, в том числе 20 — в Нижнем Новгороде.

Коммерческие компании сокращают транспортные расходы с помощью газа

По словам эксперта Центра безопасности дорожного движения АЛЕКСАНДРА ТИХОМИРОВА, каждый год количество автомобилей, переоборудованных под газовое топливо, растет на 10%. Чаще всего, по уверениям директора ООО «АРГО» НИКОЛАЯ ХАЛАБУДЫ, переход на газовое оборудование связан с желанием сэкономить: расходы на топливо могут сократиться до 60%.

Активнее всего свои автопарки переводят на газ частные компании: «АЛТЭКС — Группа компаний», «Белый медведь НН», ВКТ, ПКФ «Гармония», «Каравай», «Штофф», «Сладкая жизнь», ТД «Медведь», «Аптека-Холдинг», «БИ-ЭС НН», «ЗМЗ-Транссервис», «Борторг» и другие. Серьезная мотивация для руководителей компаний — пятидесятипроцентная экономия на транспортном налоге: согласно закону «О транспортном налоге», ИП и организации, переводящие свой транспорт на газ, платят лишь половину причитающегося транспортного налога. По словам экспертов, переход на газ — это еще и защита от воровства топлива своими же сотрудниками: в отличие от бензина, газ нель­зя «слить», а воровать баллоны никто не решится. Кроме того, увеличивается запас хода автомобиля: кончился газ — можно переключиться на бензин. Это особенно актуально для дальних перевозок товара — в Москву, на юг. Участники рынка отмечают, что при использовании газа периодичность замены масла увеличивается в 1,8 раза, срок службы свечей возрастает в 1,5 раза, а токсичность выхлопных газов снижается почти в двое.

«Среди частных клиентов газовых заправок встречаются и владельцы дорогих иномарок стоимостью выше $50 тыс.», — отмечает генеральный директор ЗАО «Реал-Инвест» ЛЕВ ТАРАБАРИН. Эти автолюбители переводят авто на газ не из-за экономии, а из-за недостатка качественного бензина АИ-95 в Нижнем Новгороде. «На многих заправках АИ-95 готовится с помощью присадок, которые портят двигатель. Газ подделать намного сложнее, это более чистый и надежный продукт», — поясняет г-н Тарабарин.

По данным Александра Тихомирова, газовое топливо в пять раз безопаснее бензина: «Это обуславливается его физико-химическими свойствами — температура воспламенения у него выше, чем у других видов топлива. А все происходившие случаи взрыва газа связаны с некачественной установкой оборудования, в которой были виноваты и сами клиенты. Желая сэкономить, они заказывали установку неполного комплекта, что снижало безопасность в разы».

Установкой газового оборудования в Нижнем Новгороде занимается более 30 компаний, плюс множество гаражных умельцев. Эксперты составили для читателей «ДК» рейтинг надежности, в который вошло всего пять компаний: «Реал-Инвест», «АРГО», «Пульс-Авто», «Вега-Моторс» и «Спецтехника».

На рынок газовых заправок выходят крупные игроки

Самым крупным игроком на рынке газовых заправок остается компания «Реал-Инвест» — сегодня она занимает чуть меньше половины рынка, владея семью заправками в Нижнем Новгороде и тринадцатью — в области. Остальную часть делят «Ока-Пропан» и «Газ­энерго», у которых по пять заправок, «Газэнергосеть-НН» (четыре заправки), ИП Макашов и «ПБ-Поволжье» (по три заправки), а также несколько игроков рынка, владеющих одной заправкой. По мнению экспертов, ситуация в ближайшие годы может в корне измениться: на рынок выходят крупные игроки: «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» и «Лукойл-Волганефтепродукт». АННА ЯСЕЧКО, начальник отдела контроля естественных монополий ФАС по Нижегородской области: «Если еще в 2007 г. доля «Реал-Инвеста» составляла 53,6% рынка, то сегодня она сократилась до 47,3%. Тенденция продолжится».

«Газпром Трансгаз Нижний Новгород» уже построил две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). По словам заместителя генерального директора по компрессорным станциям компании РИНАТА ДАВЛЕТБАЕВА, «Газпром Трансгаз» разработал программу развития газовых метановых заправок до 2015 г., согласно которой в Нижегородской области появится еще 21 АГНКС, из которых пять — в областном центре. «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» — единст­венная компания, специализирующаяся на разработке технологии работы метановых заправок. Их строительство, по оценкам экспертов, обходится в 10 раз дороже, чем пропанобутановых, но в долгосрочной перспективе метан гораздо перспективнее. Николай Халабуда: «Запасы нефти на земле ограничены, пропан-бутан — продукт переработки неф­ти, а природный газ от нее не зависит». Окупаются метановые заправки на три года дольше газовых, но в дальнейшем более рентабельны.

Другое подразделение «Газпрома» компания «Газэнергосеть-НН» специализируется на пропанобутановых заправках и уже в 2009 г. введет в эксплуатацию семь АГЗС на территории области: в райцентрах Красные Баки, Княгинино, Городец, Выкса, Шахунья, Тонкино. Дальнейшие планы развития компания не озвучивает.

Потеснить главного игрока рынка — «Реал Инвест» — собираются и в «Лукойл-Волганефтепродукте». Начальник отдела маркетинга и рекламы компании АЛЕКСЕЙ СКОТНИКОВ считает, что «Лукойл» в течение нескольких лет сможет занять до 30% рынка, построив более 30 заправок, на которых можно будет заправлять автомобили газовым топливом. Причем шесть станций будут сданы в эксплуатацию в 2009 г., а четыре — уже в 2008 г. (в Дзержинске, на федеральной трассе М7 и в поселке Работки, одна уже построена на окраине Павлово). Конек нефтяного гиганта — мультитопливные заправки (МАЗС), которые предлагают клиентам сразу несколько видов топлива: бензин, дизельное топливо и газ. По словам Алексея Скотникова, мультитопливные заправки за счет эффекта синергии более выгодны: привлекая автолюбителей, использующих бензин и дизель, они привлекают и потенциального газового клиента. По подсчетам экспертов, если газовая заправка в месяц приносит 400 тыс. руб. прибыли, то мультитопливная — в четыре раза больше.

Две мультитопливные заправки по­строил и «Реал-Инвест» — на улице Зайцева и в Дзержинске, но этим компания и ограничилась. Лев Тарабарин: «Газ — стратегическое топливо, он не должен быть «довеском» к бензину и дизелю». Однако Алексей Скотников считает, что дело не в позиционировании топлива, а в том, что «Реал Инвест», как и другие компании, просто испытывает проблемы с поиском земли под АЗГС и МАЗС: «В Нижнем Новгороде сложно найти место для строительства газовых заправок, закон предъявляет жесткие требования к архитектуре, пожарной безопасности и т.д. У «Лукойла» есть большое преимущество — мультитопливные заправки мы строим на базе сети своих бензиновых заправок. «Реал-Инвест» и другие газ покупают, а мы имеем собственный».

Обостряющаяся конкуренция не мешает компаниям активно сотрудничать. Лев Тарабарин: «Мы покупаем газ у крупных игроков, в то же время являясь перевозчиками их продукции». В условиях нечистоплотной конкуренции участники рынка действуют сообща. В начале 2008 г. некоторые поставщики беспричинно «задрали» цену на газ, и компаниям пришлось, объединившись, временно бойкотировать сделки. После этой акции поставщики были вынуждены снизить цены до прежнего уровня.

Правительство разработает ряд законов для рынка газовых АЗС

Эксперты отмечают, что даже в условиях растущей конкуренции газовый рынок остается более цивилизованным, чем бензиновый, несмотря на практически полное отсутствие законодательной базы. Сейчас деятельность газовых заправок регулирует единственный закон «О транспортном налоге». Правитель­ство области разрабатывает проект закона «Об использовании газа в моторах», по которому должны появиться новые льготы для автовладельцев, устанавливающих на машины газовое оборудование. Ринат Давлетбаев: «Возможно, мы пойдем по пути Великобритании, где работает программа перехода на газовое топливо — использующий его автомобилист получает компенсацию до 75% расходов по переоснащению топливной системы». Эксперты предполагают, что власти будут стимулировать автопроизводителей создавать автомобили с газовым двигателем. Кстати, первый опыт у отечественных производителей уже имеется: недавно ВАЗ презентовал «Жигули» одиннадцатой модели, работающие на газу.

Николай Халабуда оценивает законодательные перспективы газового рынка так: «Закон разрабатывается уже много лет, и никакого результата. Во власти нефтяного лобби гораздо больше, чем газового». В первую очередь, по мнению эксперта, закон должен урегулировать механизм контроля качества устанавливаемого оборудования. Суть в том, что сейчас сотрудники ГИБДД проверяют водителей, которые переоборудовали автомобиль, а г-н Халабуда предлагает контролировать фирмы, занимающиеся установкой ГБО. Участники рынка уверены, что подобные законодательные изменения повысят популярность газа: количество автолюбителей, переходящих на это топливо, будет расти не на 10%, а на 50% в год.

Участники рынка уверены, что рынок газозаправок только входит в активную стадию развития. По данным Анны Ясечко, инвестсовет при губернаторе Нижегородской области выделил более 10 земельных участков для строительства новых АГЗС и МАЗС. «Реал- Инвест» планирует купить заправки в Германии, а недавно приобрел сеть газовых заправок в одной из соседних областей, «Лукойл-Волганефтепродукт» также собирается зайти в соседние регионы. В то же время на нижегородский рынок нацелились и местные компании из соседних областей — эксперты не исключают встречной экспансии.

Алексей Скотников: «В Нижнем Новгороде сложно найти место для строительства газовых заправок, закон предъявляет жесткие требования к архитектуре, пожарной безопасности и т.д.».

Николай Халабуда: «Запасы нефти на земле ограничены, пропан-бутан — продукт переработки нефти, а природный газ от нее не зависит».

ЛЕВ ТАРАБАРИН: «Газ — стратегическое топливо, он не должен быть «довеском» к бензину и дизелю».