Меню

Рустам Тарико: банкир под градусом

Осенью 2010 г. глава холдинга «Русский Стандарт» Рустам Тарико приобрел у монополиста «Татспиртпром» Буинский спиртзавод. Актив стоил предпринимателю 632 млн руб., хотя только на оснащение предприя

Уроженец маленького татарского городка Рустам Тарико построил миллиардный бизнес федерального масштаба, став не только одним из богатейших людей России, но и медийной персоной. Купив спиртзавод в Татарстане, он не просто вернулся на малую родину, а получил контроль над производством водки «Русский Стандарт» от начала и до конца.

Осенью 2010 г. глава холдинга «Русский Стандарт» Рустам Тарико приобрел у монополиста «Татспиртпром» Буинский спиртзавод. Актив стоил предпринимателю 632 млн руб., хотя только на оснащение предприятия современным оборудованием прежний собственник потратил почти миллиард.
Г-н Тарико не зря выбрал для покупки именно этот актив «Татспиртпрома»: он давно хотел иметь собственное производство для построения вертикально интегрированной компании. Буинский спиртзавод выступил недостающим звеном в водочном бизнесе «Русского Стандарта». «Когда все компании закупают спирт общих категорий на оптовом рынке, мы получаем возможность производить водку уникального качества благодаря полному контролю всей цепочки — от зерна до готовой продукции», — прокомментировал Рустам Тарико.
В распоряжении компании уже имеется собственный спиртоводочный завод «Русский Стандарт» мощностью 3,6 млн дaл в год, построенный в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Однако предприятия, на котором можно производить сырье для водки, не было.
Выгода есть и для Татарстана. ОАО «Татспиртпром» не могло обеспечить Буинскому заводу полную загрузку — 6 тыс. дал, за что неоднократно получало замечания от своего акционера — правительства республики. По словам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», политика татарстанского холдинга меняется и вместе с тем он заинтересован в привлечении новых средств. «Татспиртпром» делает ставку не столько на удержание крупной доли местного рынка, сколько на продвижение готовой продукции в соседних регионах», — пояснил г-н Клягин.
Ильдар Халиков, премьер-министр РТ и председатель совета директоров «Татспиртпрома», сообщил газете «КоммерсантЪ», что партнерство с «Русским Стандартом» выгодно, тем более акцизы останутся в рес­публике.
После закрытия сделки «Русский Стандарт» объявил о модернизации спиртзавода в 2011 г., в которую инвестируют $8-10 млн. Она не коснется ни оборудования, ни мощностей. Как известно, немалую роль в качестве любых напитков играет вода. И г-н Тарико всерьез задумался о том, как построить эффективные сооружения для очистки воды из реки Свияги, на которой стоит предприятие.

Стратегический авантюрист
Сложно сказать, какой бренд холдинга «Русский Стандарт» более известен в России — банк-пионер экспресс-кредитования или популярная водка премиум-класса. Основатель и владелец этого бренда Рустам Тарико сделал миллиарды без начального капитала и номенклатурных связей. Не зря предприниматель Олег Тиньков* поставил его на второе место после основателя «Копейки» Андрея Рогачева в собственном рейтинге «золотого запаса России».
Г-н Тарико стал первым, кто создал марку российской водки класса премиум и вывел ее на зарубежный рынок, потеснив даже таких гигантов, как шведский Absolut, литовская Stolichnaya и британский Smirnoff. Сегодня компания продает 2,5 млн коробов водки «Русский Стандарт» в России и более чем в 75 странах Европы, Америки, Азии. На экспорт уходит свыше половины продукции.
Затем Рустам Тарико сумел удивить российских банкиров. Все они отнеслись к нему, открывшему в 1999 г. первый в стране банк потребительского кредитования «Русский Стандарт», как к выскочке. Но новый банк быстро занял свою нишу и стал лидером в сегменте потребительского кредитования. По данным аналитиков банка «Тинькофф Кредитные Системы», на 1 марта 2011 г. «Русский Стандарт» почти в два раза обгонял Сбербанк по портфелю кредитных карт.
По мнению г-на Тарико, авантюрист — это тот, у кого нет цели. «Мой рыночный успех достигается технологическим совершенством продукта и принятием на себя тех рисков, которые люди обычно не хотят на себя брать», — рассказал он в интервью журналу «Эксперт».
Легкость успеха бизнесмена — только видимость. Водочный, а после и банковский бренд «Русский Стандарт» Рустам Тарико совместно с американской консалтинговой компанией McKinsey разрабатывал два года. И до сих пор предпочитает на несколько ходов вперед просчитывать каждый крупный шаг в развитии холдинга.
Приключение итальянцев в Москве
Начинал бизнес г-н Тарико не с кредитов и алкоголя, а со школьного ВИА в родном Мензелинске. Ансамбль прикрепили к местному Дворцу культуры, и тот платил музыкантам за игру на дискотеках. Но с музыкой Рустам Тарико решил не связывать свою жизнь, а поехал в Москву поступать в Институт инженеров транспорта. С первой попытки не удалось, и будущий миллиардер подрабатывал дворником.
На 4-м курсе института г-н Тарико оказался в туристической фирме итальянки Эмануэллы Карбончини «Бизнес Тур», которая занималась бронированием номеров в гостиницах Москвы для итальянских бизнесменов. Однако г-же Карбончини мешала бюрократия и коррупционность «Интуриста». «Я добился заселения иностранцев не только в ограниченное число специальных отелей, но и в другие гостиницы», — вспоминает о первых успехах Рустам Тарико.
Он рассудил так: раз «Интурист» мешает зарабатывать, то обойдемся без него. Чтобы заключить партнерское соглашение с гостиницей «Россия», студент весь день просидел в приемной. И когда директриса наконец приняла его, предложил задействовать ее связи с чиновниками и организовать турпоток иностранцев в обход «Интуриста».
Благодаря стараниям г-на Тарико вплоть до открытия границ в 1990 г. Москву посетили тысячи иностранных бизнесменов. В первый месяц работы в турфирме он заработал $60 тыс. и установил хорошие связи, в первую очередь с итальянцами.
В 1990 г. Рустам Тарико стал консультантом итальянских компаний Ferrero, Martini&Rossi. К представителю Ferrero SpA он пришел с предложением продавать киндер-сюрпризы за рубли и в обычных магазинах. До этого шоколадные яйца можно было купить только в валютных «Березках».
Итальянцы поначалу засомневались. В отличие от г-на Тарико они слабо представляли, как будет развиваться торговля в СССР, и не прогнозировали больших продаж. Молодому человеку дали на пробу всего одну коробку. Рустаму Тарико не составило проблем быстро продать киндер-сюрпризы в то время, когда все отечественные шоколадки были похожи друг на друга. «Я вывел на рынок не только качественный, но и наполненный эмоциональным восприятием продукт — Ferrero Kinder Surprise», — не без гордости вспоминает он.
Оценив успех предпринимателя, компания предложила ему пройти годовое обучение в Люксембурге и стать штатным сотрудником. Г-н Тарико отправился в герцогство, но уже вскоре вернулся назад — после развала СССР перед ним открылись широкие возможности.
Променял «Советское шампанское» на итальянское Martini
Первый миллион долларов Рустам Тарико заработал в 1993-1994 гг. дистрибуцией зарубежного элитного алкоголя в России. На этот раз итальянские бизнесмены сами вышли на него. Незадолго до переговоров предприниматель открыл дистрибьюторскую компанию «Руст Инк» и заверил итальянцев, что продаст за два месяца в Москве столько Martini, сколько прежде продавалось за год в тех же «Березках». При том что бутылка Martini тогда стоила дорого — $50. И хотя первую фуру с Martini будущий миллиардер разгружал сам, ресурсов нового дистрибьютора хватило, чтобы достойно выполнить обещание.
По словам г-на Тарико, это была революция для страны, где пили только самогон, водку и «Советское шампанское» по праздникам. «Мы стали крупнейшим импортером Martini Bianco в мире. После появились и другие премиум-продукты, которые в стране практически отсутствовали. Например, виски или ликер Baileys», — вспоминает бизнесмен.
Кризис 1998 г. обрушил рынок алкоголя в сегменте премиум, и тогда же Рустам Тарико реализовал давнюю задумку о собственном алкогольном бренде, рассчитанном на «состоятельных, патриотично настроенных» россиян. Таким брендом стала водка премиум-класса «Русский Стандарт», запуск в продажу которой произошел сразу после августовского дефолта 1998 г. Вплоть до 2006 г., пока г-н Тарико не построил собственное предприятие, водку выпускали на санкт-петербургском ликеро-водочном заводе «Ливиз». «Ливиз» не производил спирт самостоятельно, поэтому «Русский Стандарт» закупал сырье на стороне. Однако Рустаму Тарико удалось обеспечить стабильность качества водки за счет поставок одного и того же спирта.
Чисто русский продукт
В 2001 г. оборот «Руст Инка» составил около $100 млн. Однако уже в 2002-м компания потеряла контракт с Bacardi-Martini, которая создала собственное сбытовое подразделение в России. Сам г-н Тарико рассказал тогда, что разрыв с Bacardi-Martini — важное событие, но нестратегическое. «По объему продаж Martini занимал 3-е место после «Русского Стандарта» и виски Johnnie Walker», — пояснял он газете «Ведомости». На самом деле его компания вместе с контрактом лишилась, по различным оценкам, 50-70% оборота.
Второй удар по «Руст Инк» произошел в 2006 г., когда другой партнер, британский алкоконцерн Diageo, объединился со структурами «Альфа-Групп» в ЗАО «Диаджео Дистрибьюшн» и стал самостоятельно контролировать дистрибуцию. По мнению Германа Климовского, вице-президента РВВК, рентабельность брендов Diageo для Рустама Тарико составляла около 40-50%. «Лишившись дистрибьюторского контракта с Diageo, г-н Тарико теряет как минимум $20 млн в год и около половины своих продаж», — рассказывал г-н Климовский газете «Ведомости».
Но Рустам Тарико не стал рефлексировать и быстро подписал соглашения с Gruppo Campari о дистрибуции Cinzano — прямого конкурента Martini — и Grants на гораздо более выгодных условиях, чем с Diageo и Remy Cointreau. По словам г-на Тарико, компания компенсировала уход Diageo за 8,5 месяцев. По итогам 2006 г. оборот «Руст Инка» составил $250 млн, что на 12% больше, чем до расставания с Diageo.
В начале 2000-х гг. Рустам Тарико сосредоточился на продвижении собственного бренда — водки «Русский Стандарт». По данным Национальной алкогольной ассоциации, в это время на водку класса премиум приходилось 20% рынка. Бренд «Русский Стандарт Original» опередил по объему продаж импортные премиальные марки в России и вышел на зарубежные рынки. По итогам 2009 г. 50% выпущенной «Русским Стандартом» водки было продано на экспорт.
Опережая события и конкурентов
К концу 90-х гг. г-н Тарико приобрел известность в деловых кругах своей амбициозностью и готовностью к риску, но при этом оказался на редкость удачливым. Он купил малоизвестный Агрооптбанк, переименовал его в «Русский Стандарт» и начал с нового тогда для России продукта — потребительского экспресс-кредитования. Займы без залога и поручителей прямо в торговых центрах, выдача кредитов наличными, а потом и рассылка кредитных карт по почте — такого не предлагал ни один банк. Правда, ни один банк тогда и не брал за свои операции такое же огромное вознаграждение — при декларируемой ставке в 10-15% годовых реальные доходили до 80-90%. В 2007 г. под давлением со стороны ЦБ «Русский Стандарт» сообщил, что по самому дорогому продукту — кредиту на мобильные телефоны — эффективная ставка достигала 88,83%.
Инвестиции собственно в банк составили $100 тыс. — столько Рустам Тарико потратил на лицензию и приведение к нулю баланса кредитной организации. Ровно в десять раз больше было заплачено McKinsey за разработку стратегии и бизнес-плана, еще около $20 млн ушло на выдачу первых кредитов. Согласно бизнес-плану McKinsey, банк должен был выйти на доходность в 2003 г., однако, по словам г-на Тарико, точка безубыточности наступила уже в 2001 г. Бизнес банка удваивался каждый год. В 2004 г. «Русский Стандарт» занял 2-е место по объему потребительских кредитов в России, уступив только Сбербанку.
А к концу 2004 г. Рустам Тарико оценивал свой банк уже в $1 млрд.
Однако банкиры, как и прежде, не воспринимают г-на Тарико всерьез, несмотря на то что тот зарабатывает гораздо больше многих из них. «Им трудно это осознать, потому что они всю жизнь банкиры, а тут кто-то пришел — и взлетел», — считает г-н Тиньков*.
В 2005 г. «Русский Стандарт» стал эксклюзивным оператором в России системы American Express. Рустам Тарико шел к этому контракту со дня основания банка — пять лет. В интервью журналу «Профиль» он рассказал, что переговоры были трудными. «Прогресс в них был прямо пропорционален моему успеху в России», — добавил г-н Тарико.
В 2007 г. бум потребительского кредитования достиг пика, и скрытые комиссии стали интересовать не только заемщиков, но и такие структуры, как ЦБ РФ, ФАС и Рос­потребнадзор. Рустама Тарико вызвали на ковер в генпрокуратуру, после чего «Русский Стандарт» отменил все скрытые комиссии и снизил процентную ставку. Банку это обошлось в $200 млн упущенной прибыли, а сам прецедент привел к регулированию эффективной процентной ставки в банковском секторе. Г-н Тарико прокомментировал конфликт газете «Ведомости», как всегда, оптимистично: «Когда вы практически первым запускаете бизнес такого масштаба, то сталкиваетесь с большим количеством неизвестных элементов: степень риска, стоимость денег, операционные расходы, инвестиции. Кредит физлицу — это не кредит «Газпрому».
В 2009 г. «Русский Стандарт» показал убыток в размере 4,5 млрд руб., однако в первой половине 2010-го сумел получить более 2 млрд руб. прибыли и занять 16-е место в рейтинге самых прибыльных банков по версии журнала «КоммерсантЪ-Деньги».
Когда ВЭБ решил создать на базе санированного Связь-Банка федеральный поч­товый банк с участием «Почты России», Рус­там Тарико не смог остаться в стороне. Весь 2010 г. «Русский Стандарт» вместе с НОМОС-Банком посвятил борьбе за участие в создании «Почтового Банка». Одно из условий — банк-партнер должен быть готов к финансовому участию в капитале в размере не менее 25%, но не более 50%. Акционирование пока продолжается. Однако первоначальная стоимость бизнеса ФГУП «Почта России» оказалась занижена в разы. Первоначально ее оценили в 80-100 млрд руб. Но в январе 2010 г. гендиректор ФГУП «Почта России» Александр Киселев рассказал СМИ, что цена акционирования может составить 450 млрд руб. Соответственно стоимость долей для партнеров значительно увеличивается.
Согласно собственной установке, г-н Тарико «никогда не разделяет работу и отдых». Но его времени все равно не хватает на все компании холдинга. Еще с 2000 г. бизнесмен передал оперативное управление ЗАО «Руст Инк» менеджеру, а позже и у водочного бизнеса появился наемный генеральный директор. Только управление банком, где Рус­там Тарико числится председателем совета директоров, пока остается в его руках. Предприниматель не раз отмечал, что банк — его любимое детище и банковский бизнес доставляет ему большое удовольствие.

Рустам Тарико
Председатель совета директоров ЗАО «Банк Русский Стандарт»
Родился 17 марта 1962 г.
Образование: в 1989 г. окончил экономический факультет Московского института инженеров транспорта (МИИТ); в 2000 г. окончил бизнес-школу INSEAD Executive School (Франция).
Карьера: 1988-1990 гг. — сотрудник турагентства «Бизнес Тур»; 1990-1992 гг. — консультант итальянских компаний Ferrero и Martini&Rossi; с 1992 г. — владелец ЗАО «Руст Инк»; с 1998 г. — владелец ООО «Русский Стандарт Водка»; с 1999 г. — председатель совета директоров банка «Русский Стандарт». * - выполняет функции иностранного агента