Гендиректор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин признается, что 2016 г. был успешным для НГХМ. Большую роль в этом сыграла выставка шедевров Третьяковской галереи.
Кроме того, музей отправил на реставрацию во Всероссийский реставрационный центр им. Грабаря пять икон, и они появятся в экспозиции уже в 2017 г.
Финансирование Нижегородского государственного художественного музея в 2016 г. осталось на уровне 2015 г., скорректировавшись лишь на процент инфляции. Однако Роман Жукарин оценивает этот год как успешный: «2016 г. удался для музея по многим параметрам — получилось сделать интересные выставочные проекты, провести большую научную работу (описание коллекции, фондов), а Всероссийский реставрационный центр им. Грабаря забрал на реставрацию пять наших икон». Реставрация одной иконы стоит 150-200 тыс. и выше, но, благодаря хорошим отношениям музея с представителями центра, эта работа для НГХМ была выполнена совершенно бесплатно. Вообще, личные связи и хорошо налаженные отношения среди музейных работников тоже очень важны. Они позволяют договариваться и реализовывать такие проекты, как, например, выставка шедевров Третьяковки.
Как была достигнута договоренность о проведении выставки шедевров Третьяковки?
— Выставка картин Третьяковской галереи задумывалась год назад. Мы были в Монако, показывали авангард, там я встретился с директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой и попросил ее найти возможность организовать выставку в Нижнем Новгороде, тем более что в 2016 г. музей отмечал свое 120-летие. Мы и до этого взаимодействовали с галереей, но хотели сделать что-то оригинальное, чтобы это как-то прозвучало. У Третьяковки есть несколько выставочных проектов, которые они показывают в регионах, например, «Городской романс». Но у нас была задумка сделать привязку именно к Нижнему Новгороду. И, как часто это бывает, совершенно случайно пришла идея с Нижегородской всероссийской промышленной и художественной выставкой 1896 года, которой тоже исполняется 120 лет. Я взял каталог и посмотрел, какие работы из Третьяковской галереи были выставлены тогда. После этого я поехал к Зельфире Исмаиловне и рассказал о своей идее. Подобные выставки планируются почти за два года, и подготовить ее меньше чем за год для Третьяковки было подобно авралу. Но они пошли навстречу НГХМ, учитывая наше совместное долговременное сотрудничество.
Вы ищете спонсоров или компании сами предлагают варианты сотрудничества?
— Не хочу никого обидеть, но «ЛУКОЙЛ» — наш самый главный и отзывчивый спонсор, с которым мы сотрудничаем уже около семи лет. Началось все с проекта «Мы нашли таланты», который до сих пор у нас проходит. Это такой комплексный проект художественно-образовательного характера для детей из детских домов, его цель показать, что такое живопись. Несколько участников нашего проекта поступили в средне-специальные учебные заведения на дизайнеров (дизайнера одежды и ландшафтного дизайнера).
Когда компания «ЛУКОЙЛ» подтверждает свои намерения профинансировать тот или иной проект, для нас сразу включается зеленый свет. Так произошло с выставкой картин Третьяковки. Дополнительные средства на страховку и доставку работ выделило правительство Нижегородской области. Таким образом, мы сделали этот выставочный проект именно так, как хотели. И что особенно приятно, получили отдачу. Кроме того что проект оказался коммерчески успешным, его посетило почти 27 тыс. человек. Для пропускной способности регионального музея это рекордная цифра. Наш постоянный и многолетний партнер — предприятие «Салют-27», который обеспечил финансирование лекционного цикла искусствоведов ГТГ.
Благодаря нашим коммерческим проектам, которые носят иногда довольно популяризаторский характер, мы можем делать масштабные, зрелые выставочные проекты. Например, выставка изобретений Леонардо да Винчи, которая к классическому музею никакого отношения не имела и носила чисто развлекательный характер, с коммерческой точки зрения оказалась для нас очень выгодной. Мы заработали средства, на которые привезли выставку Брейгелей — 14 эксклюзивных работ из частной коллекции.
А какова обычная посещаемость музея?
— В среднем в год проходит около 100 тыс. посетителей. Очень много «бесплатников», особенно в Ночь музеев и Ночь искусств. Формат лекций, которые читали ведущие специалисты из Третьяковской галереи, оказался также востребованным у нижегородцев, хотя у нас были определенные опасения насчет этого. Хуже всего, когда приезжают эксперты такого высокого уровня, а зал полупустой. Но, к счастью, наши опасения не оправдались, на некоторых лекциях (например, куратора выставки И. Айвазовского Галины Алексеевны Чурак) был просто аншлаг. Пришлось даже дополнительные стулья выставлять. В наше время такой интерес к живому выступлению был для меня удивителен. Сейчас ведь очень много возможностей образовываться с помощью интернета и слушать те же лекции. Но, видимо, люди начинают скучать по живому общению.
В кризис население думает больше о духовном или о материальном? Как-то меняется посещаемость музея в сложное для экономики время? Или здесь нет никакой взаимосвязи?
— Это все очень по-разному. Но за последние два года мы наблюдаем всплеск интереса к классическому искусству. Вспомните феноменальный успех выставок Серова и Айвазовского. Я не думаю, что эта тенденция связана с кризисом. Но надо понаблюдать, подождать, пока мы доживем до хороших времен, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение на практике.
В то же время мне кажется, что мультимедийные выставки немного мешают классическим музеям. Публика начинает путать — где мультимедиа, а где подлинники.
Сколько крупных проектов вы делаете в год?
— Минимум 3-4. Один главный проект, такой, как выставка картин Третьяковской галереи, остальные чуть поменьше. Потому что подготовка крупного проекта занимает очень много времени.
Каковы планы на 2017 г.?
— В следующем году у нас несколько идей, которые мы бы хотели осуществить. Есть желание привезти картины из коллекции нашего земляка Максима Горького из особняка Рябушинского, где писатель жил в 30-е гг. XX века. Сейчас в этом здании располагается музей-квартира Горького. Понятно, что юбилей Максима Горького будет в 2018 г., но тогда это будет сделать крайне сложно. Там сформировалась потрясающая коллекция — Нестеров, Серов, Григорьев. Поэтому мы бы очень хотели в преддверии юбилея нашего великого земляка эту выставку сделать. Есть несколько интересных идей с частными коллекционерами.
НГХМ организует и большой проект, связанный с отреставрированными работами. Вместе с центром Грабаря и Минкультом РФ там будет презентована новая мультимедийная программа, когда, скачав мобильное приложение и наведя телефон на картину, можно увидеть, как она выглядела до реставрации и где именно были проведены восстановительные работы. Это должно быть очень интересно и познавательно.
Но основным нашим проектом в год 100-летнего юбилея Октябрьской революции станет выставка советского искусства. Мы хотим показать советское искусство с совершенно разных ракурсов — от авангарда, который нижегородская публика видит не так часто, через соцреализм и те работы, которые у нас реставрировались в последние несколько лет, через нон-конформизм (Шемякин, Неизвестный, Кабаков) и до работ 80-х гг., закончив, быть может, нашими современниками. Мне кажется, это будет интересно. Эта живопись — золотой фонд в отечественном искусстве. К выставке мы попробуем подойти творчески; сделать так, чтобы люди приходили в музей и ощущали себя в абсолютно другой реальности. Это не будет Третьяковской галереей или Эрмитажем, но это будут работы, которые все вместе можно будет увидеть, вероятно, только один раз в жизни. Выставка советского искусства станет неким индикатором, показывающим, насколько музей интересен нижегородской и российской публике.
А совсем скоро, в конце декабря, состоится открытие выставки японской графики «Укиё-э. Мост над бесконечностью». Это потрясающий пласт общемировой культуры в искусстве, которое очень сильно повлияло на европейское искусство, на Ван Гога и других импрессионистов. Это будет достойная выставка, где мы покажем абсолютно все жанры японской ксилографии — красавицы, батальные сцены и др.
Мы много работаем, чтобы интерес к музею у публики не ослабевал. Да, у нас есть свой зритель, но, например, жители заречной части города не так часто выбираются в музей. Творческий процесс общения «зритель-художник» у каждого свой. Мы всегда пытаемся прислушиваться к публике, но не идти у нее на поводу. И стараемся сказать то, что мы хотим сказать той или иной выставкой, тем или иным проектом.
А какова ваша глобальная цель?
— В 2017 г. нужно будет сконцентрироваться на ЧМ, чтобы полноценно представить нашу коллекцию от икон до авангарда. Чтобы не было бликующего освещения, чтобы специалисты, которые у нас работают, были подготовлены, с базовым уровнем английского. Сейчас музей заключил предварительное соглашение о намерениях с ВШЭ по поводу курсов английского языка. У нас есть полтора года, чтобы подтянуть языковые знания экскурсоводов.
Глобальная мечта — сделать привлекательным наш музей как для нижегородцев, так и для туристов, потому что в НГХМ действительно есть на что посмотреть. Да, есть Москва и Питер, и от этого никуда не денешься, но у нас есть такие вещи, которых нет в наших двух столицах. Рерих, Кустодиев, Эль Греко, Тинторетто, голландцы и фламандцы — все они заслуживают внимания.
Хочется сделать не просто региональный музей, а региональный музей высокого уровня как по собранию работ, так и по комфорту нахождения в нем. Есть над чем работать.