Меню

Рива Левите, Человек года по версии DK.RU: "Любовью и вниманием человека не испортить"

Более полувека живя и работая в Нижнем Новгороде, режиссер, педагог Нижегородского театрального училища Рива Левите признается, что нижегородкой так и не стала.

Когда Риву Левите спрашивают о количестве учеников, она отвечает: «Их безумное множество. Я не могу также подсчитать, сколько поставила спектаклей — в двух театрах в Омске и Саратове, в нижегородском ТЮЗе, где отработала почти 25 лет, и в Нижегородском театральном училище». Не называет она и фамилии своих учеников: «Вдруг я кого-то забуду? А был хороший студент, который стал хорошим артистом».

Отношения между педагогом и воспитанниками — сложные и по-человечески интересные, говорит Рива Левите. Методов воспитания много, но любовь к человеку и делу все определяет. Часто в процессе работы складываются очень близкие, доверительные отношения с учениками: «Нужно очень хорошо знать своих воспитанников, иначе помогать им, направлять их будет сложно. Со многими учениками я дружу до сих пор: они приходят ко мне со своими чаяниями и проблемами, советуются».

Вы следите за современными постановками?

— Я стараюсь как могу. Раньше я в течение года несколько раз ездила в Москву, чтобы не пропустить интересных премьер. Я не потеряла любопытства и любознательности, очевидно, это и держит меня на поверхности. Мне до сих пор все интересно. Нижегородские постановки я тоже стараюсь смотреть, правда, не всегда на это есть время. Ведь я все еще работаю в Нижегородском театральном училище.

Мне очень повезло — я выросла в Москве, и с самого детства у меня была возможность смотреть лучшие постановки и видеть, как играют лучшие актеры.

Как изменились ваши ученики? Какие черты времени в них проявляются?

— Разница в поколениях огромная, теперешние просто совершенно другие по отношению к тем, которые были 10-15 лет назад. Все, что происходит в мире и стране, — это совершенно естественные изменения. Но для людей творческих эти изменения несут огромное количество досады и огорчения. Прежде всего, поколение нынешнее очень отличается от предыдущего прагматизмом, заботой о том, чтобы все рассчитать и ничего не проиграть, и обедневшим, с моей точки зрения, эмоциональным началом.

Когда я находилась на вручении премии «Человек года», то была изумлена количеством интеллектуальных, образованных, знающих и сильных людей. Это великое счастье: ведь человек состоялся только тогда, когда он формируется сбалансированно. Физиология, эмоции, рациональное начало, ум, нежность — все это должно быть внутри нас.

В современной молодежи часто нет хорошего, настоящего любопытства, а ведь помощь, которую оказывает развивающемуся организму наука, — бесценна. Чтобы заниматься искусством, надо уметь откликаться на человеческую боль, понять, что человека надо любить или ему надо помочь, надо попытаться понять, как в человеке все это замешано и устроено... Вот этим я занимаюсь уже бог знает сколько времени.

Получается, что, по мере того, как развивается прагматическая сторона жизни, — ослабевает эмоциональная…

— Да. Ну, о чем можно говорить, если студент не читал «Войну и мир»? Он говорит: «Зачем на это тратить время?» А как же любопытство, интерес, душевность? Нам всем это хочется получить от искусства в частности, но если в творческом человеке начинает превалировать рациональное начало, то душа молчит. Кто-то из великих людей очень хорошо сказал: «Если созданное человеком вызывает эмоцию, любую — комическую, драматическую, то это произведение может стать произведением искусства». Математики же восторгаются теми формулами, которые они выводят. А физики? Физики — это совершенно сумасшедшие люди! Но почему-то настоящий физик еще и «Войну и мир» читал.

Актерская профессия — всеобъемлющая по отношению к человеческому существованию. Нам всегда интересно смотреть про людей, которые преодолевают трудности и созидают, оставаясь при этом людьми.

Артист только тогда может отдать, когда он набрал всевозможных впечатлений, когда его внутренняя кладовая бездонна. Как грузины говорят: «Из кувшина можно выпить только то, что было в нем». Хорошее вино настаивается не один год, а потом мы его пьем и говорим: «Какая прелесть!» И испытываем наслаждение, как от любого творения человеческого. Работают люди по-разному, а актер, если он небогатая личность, что он отдаст? Ничего. Отдавать можно только накопив, переработав, внутренне пережив... Актеры — народ создающий.

Конечно, большое значение имеет естественный приход человека в мир. У него уже есть какие-то направления, которые потом ему окажутся близкими и необходимыми.

Есть такая притча, древняя, но очень разумная. Ребенок, находясь в утробе матери, уже очень много знает. А когда происходит выход в мир, подлетает ангел и пальчиком касается ямочки между носом и губами — и все знания как будто улетучиваются. Но взрослея, человек постепенно начинает развиваться и обогащать себя знаниями.

Мы говорим выпускникам училища — вы получаете основу профессии. Могу похвастаться: ребята, заканчивающие Нижегородское театральное училище, приходят в театр и работают на одном уровне с теми, кто закончил сразу высшее учебное заведение.

Нельзя сказать, что кино вторично по отношению к театру?

— Я считаю, что актеры, которые работают в театрах, гораздо интереснее смотрятся и в кино, чем просто «киношные» артисты. Конечно, и в кино есть (как в каждой области человеческих знаний) и гении и дураки.

Кино и театр нельзя путать. Это совершенно разные виды искусства.

Какое главное качество должно быть у актера?

— Главное, быть не равнодушным. Главное быть не сидящим и ждущим и ничего самому не делающим. Я всегда говорю своим выпускникам: идите в театр, посмотрите там все постановки. Примерьте какую-то роль на себя, чем-то увлекитесь. А потом подайте заявку, попросите режиссера посмотреть вас в новой неожиданной работе. Действуйте, живите этим. Это очень большое имеет значение. В училище мы стоим на том, что студентов надо постараться воспитать людьми. Любой человеческий дар — это такая тонкая материя, и если его не совершенствовать, то он быстренько обрастет мхом и на него противно будет смотреть.

Вы давно живете в Нижнем Новгороде, но считаете ли вы себя нижегородкой?

— Нет. Я, конечно, москвичка. Я там сформировалась, там все мои корни. Сейчас в Москве живут мои внуки, правнучка, невестка, племянница. Там все очень близко и дорого. Это не пустой звук — город, в котором ты родился и жил в юности. Я очень благодарна Нижнему Новгороду за то, что он по-настоящему принял меня и мужа и дал все возможности для реализации. Но родной город  есть родной город.