Меню

Ритейлеры меняют правила игры с поставщиками

эксперты Александр Бочкарев директор сети магазинов «САЮС» Андрей Горбатов генеральный директор ТД «Медведь» Юрий Кузьмичев директор нижегородского «Магазина Готового Бизнеса» Вадим Носов руководит

Всю первую половину 2008 г рынок продовольственного ритейла устойчиво рос. Рост продолжился и в четвертом квартале, хотя, по мнению игроков рынка, он был инерционным. Ритейлеры занимались, скорее, оптимизацией затрат, нежели увеличением количества точек. Однако сдавать позиции они не намерены даже в новых экономических условиях: в декабре в Нижнем Новгороде открылись гипермаркеты «Карусель» и «Окей».

эксперты
Александр Бочкарев
директор сети магазинов «САЮС»
Андрей Горбатов
генеральный директор ТД «Медведь»
Юрий Кузьмичев
директор нижегородского «Магазина Готового Бизнеса»
Вадим Носов
руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области
Лев Хасис
генеральный директор X5 Retail Group

Куда ушли покупатели из «магазинов у дома»?
Какими будут отношения между поставщиками и сетями в 2009 г.?
Кому будут интересны площади, освобождающиеся из-под магазинов?

В октябре 2008 г. топ-менеджеры крупного сетевого ритейла открыто признали наличие в стране «новых экономических условий». Генеральный директор X5 Retail Group ЛЕВ ХАСИС в одном из интервью заявил о том, что легче всего придется «одиночкам», благодаря более гибким отношениям с поставщиками. Однако спустя всего пару месяцев стало очевидно, что легче не будет никому. Продовольственная розница, где уровень закредитованности — один из самых высоких, оказалась в серьезном положении. «Сейчас мы уже не планируем развитие бизнеса в 2010 г. — отмечает генеральный директор ТД «Медведь» АНДРЕЙ ГОРБАТОВ. — Мы смотрим результаты месяца, чтобы понять, какие деньги у нас есть в наличии, и сколько могут потребовать банки». В первую очередь «обживание» коснулось отношений между ритейлерами и поставщиками. Сроки отсрочки платежей в 2009 г. дойдут до рекордных 80–90 дней, в то время как в начале 2008 г. нормой были 30 дней. «Хотите предоплату — дайте скидку на товар» и многие другие прин­ципы стали новым правилом на рынке продовольственного ритейла — утонуть в пучине мирового кризиса пока никто из ритейлеров не планирует.

Круговая порука на рынке вовлекает в пропасть каждого

Оптимизацию бизнеса ритейлеры начали, как и все остальные, с сокращения персонала и наведения порядка в отношениях с поставщиками. «Нельзя сказать, что они были беспорядочными, — комментирует директор нижегородского «Магазина Готового Бизнеса» ЮРИЙ КУЗЬМИЧЕВ, — но то, что требовалось привести отношения в общий формат, очевидно». Эксперт отметил, что эту работу провели обе стороны: переговоры были важны всем. Согласно отчетам правительства Нижегородской области, где-то консенсуса все же удалось достичь — в городе стало меньше сетей, требующих входные бонусы для региональных производителей. То, чего правительство добивалось от федералов в течение двух лет, решилось в недельные сроки. Правда, одновременно с отменой входных бонусов ритейлеры потребовали от производителей скидок и увеличения сроков отсрочки платежа с 30 до 80 дней. Для поставщиков, которым «деньги нужны как воздух», создали новые схемы работы. Например, Х5 Retail Group предложила своим поставщикам схемы работы по предоплате, при условии, что те дадут скидку на свои товары. Однако, по мнению экспертов «ДК», это временное явление. «Сейчас поставщик будет диктовать условия ритейлеру — и если не хочешь, чтобы у тебя пустовали полки, ты будешь их выполнять», — уверен директор сети магазинов «САЮС» АЛЕКСАНДР БОЧКАРЕВ. Поэтому какие сроки отсрочки платежей он тебе выставит, какие цены на товары — зависит только от уровня его закредитованности. А от этого — уже его бизнес ритейлера. С ним согласен и Андрей Горбатов, который отмечает, что договориться удается далеко не со всеми поставщиками: «Поставщик поставщику рознь. На продукты первой необходимости, которые всегда пользовались спросом, сроки отсрочки платежей не снижают. Договориться о скидках можно только с поставщиками лимонада, например».

На второй шаг по оптимизации бизнеса ритейлеры пошли в начале декабря 2008 г.: в результате пересмотра продуктовой матрицы федеральные компании на треть сократили количество товара на своих полках. По мнению экспертов, это не критично ни для ритейлеров, ни для покупателей: «Последние и так стараются экономить, поэтому не заметили исчезновения с полок товаров-дублеров. Зато кому-то из сетей это помогло разобраться с некоторыми поставщиками и избавиться от части долговой нагрузки», — отмечает Юрий Кузьмичев.

Сложнее всего придется «магазинам у дома»

Последние три месяца 2008 г. стали беспрецедентными с точки зрения числа проведенных ритейлерами акций по снижению цен. В среднем оно достигло 25–30% на непродовольственные товары и столько же на отдельные виды продовольственных, таких как бакалея, молочные продукты, кондитерские изделия. Даже дискаунтеры, которые и так выставляют товары с невысокой наценкой в 10%, распространили скидки на треть ассортимента. Однако, по мнению экспертов, это временные акции — цены на продукты в следующем году будут расти. «Покупательская способность постепенно снижается. В предпраздничный декабрь это пока не настолько очевидно, но ритейлеры готовятся в I квартале 2009 г. потерять до трети оборота», — прогнозирует Александр Бочкарев.

С другой стороны, по словам эксперта, покупательские потоки среди сетевых магазинов уже перераспределились. В частности, в сети «САЮС» за последние два месяца поток покупателей значительно вырос. Одновременно с этим Александр Бочкарев уже открыл шесть магазинов в формате «дискаунтер» новой сети: «И на количество покупателей мы, тьфу-тьфу-тьфу, пока не жалуемся — люди реально начали экономить и сделали выбор между магазином «у дома» и дискаунтером в пользу последнего». Поэтому в планах предпринимателя в следующем году открыть еще ряд магазинов подобного формата: «Люди будут экономить все больше с каждым днем развития новых экономических условий». О подобных изменениях говорят и руководители сети магазинов «Магнит»: стремление людей сэкономить сыграло на руку дискаунтерам, которые всегда выставляли минимальную наценку. «У гипермаркетов с покупателями все будет по-старому: поток сохранится, а вот средний чек упадет процентов на 30, если не произойдет общего понижения цен», — прогнозируют эксперты. Тяжелее всего придется «магазинам у дома», которые работают с 30-процент­ной наценкой. Однако, с другой стороны, свобода выбора площадей позволила игрокам мобильнее менять магазины. «Рынок предложения площадей под аренду сейчас сильно изменился по сравнению с началом года. Например, можно легко собрать оборудование и переехать на более выгодные точки», — говорит Андрей Горбатов. Сам предприниматель запланировал два переезда на январь.

Слияния и поглощения пройдут мимо местного рынка

Продовольственный ритейл — один из тех рынков, на которых, по мнению руководителя центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадима носова, в 2009 г. пройдет волна слияний и поглощений. Но она вряд ли затронет нижегородских ритейлеров. «Сейчас все компании стали стоить ровно столько, сколько должны стоить. И не исключено, что кто-то из федералов захочет разом увеличить свою долю на рынке за счет покупки местной сети», — отмечает Андрей Горбатов. Но не все считают, что в городе пройдет волна слияний и поглощений. Сети перестали привлекать даже возможностью получения права субаренды площадей. «Сейчас рынок коммерческой недвижимости потихоньку высвобождается, и нет смысла покупать целую сеть, чтобы просто закрыть ее и занять ее площади», — кон­статирует Юрий Кузьмичев. Хотя сейчас оптимальное время для поглощений, у местных ритейлеров не хватит средств для покупки конкурентов. Задача у них не вырасти, а выжить.

Юрий Кузьмичев: «Сейчас рынок коммерческой недвижимости потихоньку высвобождается».

Андрей Горбатов: «Отношения с поставщиками выстраиваем с нуля».

Александр Бочкарев: «Произошло перераспределение покупательских потоков в пользу дискаунтеров и социальных магазинов».