«Деловой квартал» пригласил на встречу банкиров, чтобы выяснить, какие продукты банки предложат частным лицам и бизнесу в новом деловом сезоне.
Участники:
Евгений Максаков, начальник управления корпоративных финансов и клиентов НБД-Банка
Алексей Скоропостижный, заместитель управляющего Головным отделением по Нижегородской области Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк
Андрей Ситнов, управляющий филиалом «Нижегородский» Альфа-Банка
Алесь Прудников, управляющий нижегородским филиалом банка «Возрождение»
Юлия Баранник, территориальный директор Нижегородской территориальной дирекции банка «Уралсиб»
Владимир Нелюбов, управляющий филиалом «Приволжский» Ситибанка в Нижнем Новгороде
Наталья Мазниченко, директор филиала банка «Центр-инвест» в Нижнем Новгороде
Иван Новиков, директор департамента развития корпоративного и розничного бизнеса Радиотехбанка
«Государство излишне вмешивается в процесс кредитования бизнеса»
Евгений Максаков, начальник управления корпоративных финансов и клиентов НБД-Банка:
— Хочется отметить, что государство создает несправедливые условия кредитования бизнеса. Крупным банкам выделяются большие лимиты, а региональным — маленькие. Сейчас Минэкономразвития говорит о приоритетной поддержке, доступном кредитовании малого и среднего бизнеса. Но ведь, по сути, многое зависит от Центробанка, именно он регулирует правила игры.
«Клиенту становится гораздо проще взаимодействовать с банком»
Алексей Скоропостижный, заместитель управляющего Головным отделением по Нижегородской области Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк:
— Сложно выделить единственный драйвер развития, так как у нас универсальный банк. Мы занимаемся всеми направлениями банковской сферы. Стратегию развития видим в углублении обслуживания клиента — предлагаем разнообразные банковские продукты и активно занимаемся диджитализацией.
«Упрощаем бизнес-процессы»
Андрей Ситнов, управляющий филиалом «Нижегородский» Альфа-Банка:
— Сегодня банки конкурируют между собой, предлагая привлекательные процентные ставки. Часто определяющим фактором при выборе банка становится уровень сервиса. Учитывая потребности и специфику бизнеса наших клиентов, мы значительно упрощаем бизнес-процессы, переводим большинство услуг в удаленные каналы обслуживания.
«Предложим клиентам электронно-цифровую ипотеку»
Алесь Прудников, управляющий нижегородским филиалом банка «Возрождение»
Основным направлением развития наш банк видит розничный бизнес. Большую ставку делаем на ипотеку. Из современных онлайн-услуг мы активно развиваем дистанционную выдачу банковских гарантий.
«Не только снизить кредитную нагрузку, но и повысить уровень комфорта»
Юлия Баранник, территориальный директор Нижегородской территориальной дирекции банка «Уралсиб»:
— Мы делаем акцент на рефинансировании ипотечного кредита с дополнительными опциями — то есть предлагаем рефинансировать вместе с ипотекой действующие потребительские кредиты, автокредиты и кредитные карты.
«Акцент на обслуживании состоятельных клиентов — физических лиц»
Владимир Нелюбов, управляющий филиалом «Приволжский» Ситибанка в Нижнем Новгороде:
—В Нижнем Новгороде мы делаем акцент в первую очередь на обслуживании физических лиц. Для состоятельных клиентов у нас есть беспроцентное снятие денежных средств практически по всему миру. Так как Ситибанк работает более чем в 160 странах, в текущей ситуации востребованы прежде всего наши глобальные инвестиционные и транзакционные возможности. В условиях сохраняющейся высокой волатильности на валютном и фондовом рынках мы наблюдаем существенный рост именно в этом сегменте.
«Сейчас ипотека доступна как никогда ранее»
Наталья Мазниченко, директор филиала банка «Центр-инвест» в Нижнем Новгороде:
— Общее количество выданных ипотек в нашем банке выросло на треть по сравнению с прошлым годом. Половина ипотечных сделок – это рефинансирование кредитов, оформленных в сторонних банках: наши условия существенно облегчают заемщикам обслуживание действующей ипотеки.
«Ориентируемся на ипотеку и кредитование малого бизнеса»
Иван Новиков, директор департамента развития корпоративного и розничного бизнеса Радиотехбанка:
— Пожалуй, я буду не в тренде, но скажу, что процесс диджитализации создает дополнительную нагрузку на малый бизнес, а он и так ведет борьбу за выживание.
Банковская сфера ожидает повышения базовой процентной ставки. В то же время, эксперты сомневаются, что это окажет влияние на программы кредитования. Наибольшие изменения на рынке финансовых услуг банкиры связывают с цифровизацией процессов. Многие банки уже включились в процесс диджитализации, которая призвана автоматизировать процессы, а значит, сделать их более прозрачными, быстрыми при общем снижении рисков «человеческого фактора».
Цифра и персональный подход
Конкуренция в банковской сфере огромная. В борьбе за клиента главным орудием стало качество сервиса. Банк должен не просто решить непосредственную задачу клиента (выдать ипотеку, предоставить кредит для бизнеса, открыть счет), но и сделать это максимально быстро. Некоторые банки уже сейчас развивают сервисы, которые позволяют избавить клиентов от визитов в офис и решить свои задачи дистанционно.
Благодаря диджитализации банкам гораздо проще сократить процедуру выдачи кредита, сводя к минимуму человеческий труд. Специальная матрица проводит анализ большого количества данных, подсчитывает вероятности риска и принимает решения о кредите: это реальность наших дней. Подобный онлайн-алгоритм уже используют некоторые крупные банки. Даже человеку старшего поколения, неактивному пользователю Интернета, достаточно 20 минут, чтобы внести свои данные. Решение от банка поступает через пару дней.
Андрей Ситнов («Альфа-банк»): «Растет поколение, которое не хочет ходить в банк. Мы должны предложить ему удобный онлайн-сервис, который максимально сократит число посещений офиса банка. Опыт показывает, что внедрение «умных технологий» выгодно и самому банку».
Дистанционным банковским обслуживанием пользуются 73% корпоративных клиентов банка «Центр-инвест» из 70 тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, — такие данные приводит Наталья Мазниченко.
Для случаев, когда дистанционное обслуживание не является удобным, клиентам в некоторых банках предлагается персональный выезд специалиста. «В целях повышения обслуживания мы идем по пути технического оснащения сотрудников. Независимо от сложности сделки, наш сотрудник едет к клиенту в офис и имеет технические возможности оформить все прямо на месте. Таким образом, мы не привязаны к территории банка, и у нас нет бумажной волокиты», — рассказал Владимир Нелюбов (Ситибанк).
Сегмент МСБ: и перспективный, и проблемный
В ситуации, когда крупные клиенты давно распределены и работа с ними ведется в большей степени персонально, банки вынуждены искать новые. Сегмент МСБ привлекает многие банки по причине своей многочисленности. Однако он же является и наиболее проблемным. Малому и среднему бизнесу не хватает стратегического планирования — это отметили многие участники встречи. Зачастую не хватает наемных специалистов, бухгалтеров, всю нагрузку берет на себя директор.
Сложность в работе с МСБ - еще и в финансовой и юридической непрозрачности, в которой должен разобраться банк. Зачастую банки сами принимают на себя обязанность провести финансовый анализ деятельности компании, поскольку у самих предпринимателей не хватает ресурсов для такой работы. Юлия Баранник («Уралсиб») отметила, что банк предлагает процедуру онлайн-оценки недвижимости. Клиент заказывает оценку дистанционно и получает ответ уже через пару дней.
«Ещё пять лет назад портрет клиента МСБ был другим. За последние годы произошли изменения в худшую сторону с точки зрения высокой кредитной нагрузки, которую принимают на себя предприниматели. Сейчас часто приходит клиент уже с набранными кредитами. В этом году были низкие процентные ставки, и тот, кто раньше не решался взять кредит, позволил себе это сделать. Но в следующем году, по прогнозам, процентная ставка будет расти, а значит, бремя кредитов возрастет. Некоторые клиенты приходят с 4-5 кредитами, и мы видим, что их погасить уже нереально», — так видит ситуацию Иван Новиков (Радиотехбанк). Возросший уровень закредитованности бизнеса присутствующие на встрече назвали одной из главных тенденций последнего времени.
В целом, все присутствующие на встрече согласились, что сегмент МСБ является наиболее сложным для работы, но наиболее перспективным по причине многочисленности. Наталья Мазниченко («Центр-инвест») отметила преимущество региональных банков по сравнению с федеральными в работе с МСБ: «Региональные банки всегда лучше управляют региональными рисками и идут в те ниши, которые федеральным банкам могут быть неинтересны. Мы формируем с клиентом более доверительные и долгосрочные отношения.».
Спрос на консервативные инструменты сбережения средств
В нынешних условиях компании не торопятся начинать новые проекты и активно инвестировать. В этой связи возрос спрос на инструменты сохранения средств и получения пассивных доходов. Свои преимущества банки видят в предложении наименее рискованных продуктов и в большей надежности самих банков по сравнению с другими финансовыми компаниями.
Если раньше все просто покупали доллары и куда-то их складывали, то сейчас люди задумываются об инвестициях и диверсификации. «Сбербанк в сегменте прайват- и персонал-банкинга, по сути, берет на себя функции финансового консультанта», — поделился Алексей Скоропостижный (Сбербанк).
«Преимущество крупных банков в их надежности и технологичности. Они предлагают широкий спектр востребованных услуг для самых разных категорий клиентов», — говорит Андрей Ситнов (Альфа-Банк).
Вывод о том, как жить дальше, каждый должен сделать для себя сам. Общий совет, который дают банкиры малому бизнесу — входить в рынок с осторожностью, действовать поступательно.