Меню

Равиль Хайбуллин: «Мы меняем рынок мобильной связи»

Чтобы успешно развиваться в телекоме, сегодня компании недостаточно идти в ногу с отраслью. Нужно опережать ожидания абонентов и выводить на рынок продукты и услуги, которые будут задавать тренды.

Директор макрорегиона «Волга» Tele2 Равиль Хайбуллин оценивает 2017 г. как успешный — смена концепции компании и развитие сетей 4G принесли оператору новых абонентов и дали прирост трафика мобильного интернета.

Компания Tele2 прошла путь от дискаунтера до трендсеттера рынка. От понятия «дешево» оператор пришел к понятию «выгодно», предложив абонентам оптимальное соотношение цены и качества и дополнительные возможности за пределами услуг связи. 

Равиль, как завершился 2017 год для телеком-рынка в целом и вашей компании в частности?

Одной из основных тенденций в телекоме стал рост проникновения устройств с поддержкой скоростной передачи данных. К примеру, если в 2014-2015 гг. число 4G-гаджетов в общей базе по Нижегородской области составляло около 3%, то сейчас оно превысило 20%. Мы связываем это со снижением стоимости смартфонов и расширением аудитории интернет-пользователей. Со своей стороны мы также стимулируем абонентов переходить на более современные и технологичные гаджеты. В наших салонах представлена широкая линейка смартфонов с поддержкой 4G стоимостью от 3,5 тысяч рублей, то есть продвинутые устройства стали более доступными для широкой аудитории. И по мере насыщения рынка устройствами, поддерживающими скоростную передачу данных, потребление интернета на одного пользователя тоже растет. За прошлый год абоненты Tele2 в Нижегородской области скачали в 2 раза больше трафика, чем в прошлом. Еще более высокими темпами растет потребление в 4G-сети – эта цифра за год увеличилась втрое.

Взрывному росту мобильного трафика способствовало и активное проникновение в нашу жизнь онлайн-сервисов. Мы так быстро привыкли к возможности заказать такси или записаться на прием к врачу с помощью мобильного приложения, что нам кажется – так было всегда. На самом деле повсеместно использоваться эти сервисы стали совсем недавно, с развитием технологий мобильного интернета, а буквально 10 лет назад на покупку, например, авиабилетов нужно было потратить полдня.

Еще один заметный тренд – это интеграция телекома с другими отраслями и развитие неоператорских сервисов. Абоненты воспринимают связь как базовое предложение и для них становятся важны дополнительные услуги, которые облегчат им жизнь и помогут сэкономить. То есть на первый план выходит качество сервиса и выгода в самом широком смысле этого понятия. Поэтому мы взяли курс на развитие услуг за пределами телекома и стремимся стать для абонента не просто оператором связи, а удобным партнером по жизни.

В чем заключается это удобство для абонентов? Как такой подход позволяет конкурировать на рынке?

Прежде всего - в следовании за интересами клиентов. Поэтому в начале прошлого года мы обновили бизнес-стратегию и запустили новую коммуникационную платформу «Другие правила». От модели жесткого дискаунтера Tele2 перешла к модели выгодного оператора, предлагающего лучшее соотношение цены и качества и поддерживающего стиль жизни абонентов. Если раньше мы предлагали услуги, которые уже были на рынке, но по более низким ценам, то теперь мы сами задаем тренды. К примеру, мы первыми предложили нашим абонентам переносить неиспользованные остатки услуг на следующий месяц. Осенью Tele2 запустила услугу обмена минут на гигабайты, аналогов которой сегодня нет. Все это позволяет говорить о том, что Tele2 меняет рынок.

И такие удобные для абонентов решения лежат не только в области услуг мобильной связи.  В рамках новой стратегии мы предложили клиентам дополнительные программы лояльности от наших партнеров и цифровые сервисы в самых разных сферах жизни. Например, клиенты Tele2 получают доступ к закрытым брендовым распродажам и к программе лояльности, в которой у нас более 100 компаний-партнеров. Кроме того, в прошлом году мы выпустили ко-брендинговую банковскую карту «Другие правила», которая позволяет клиентам самим выбрать банк, который им наиболее удобен. Также наши абоненты могут открыть депозит прямо счета телефона, просто набрав USSD-команду. Наконец, непосредственно в Нижнем Новгороде в прошлом году мы поддержали и организовали целый ряд культурных мероприятий, среди которых «Ночь музеев», музыкальный фестиваль «Нашвилл», стрит-арт фестиваль «30 граней тебя» и другие. Мы стараемся дать больше возможностей нашим абонентам за пределами сотовой связи, сделать их жизнь комфортнее.

Какую категорию абонентов вы считаете наиболее перспективной?

Разумеется, у нас есть абоненты во всех возрастных и социальных категориях, которым мы предлагаем индивидуальные решения, отвечающие их интересам и специфике потребления мобильных услуг.  Особое внимание мы уделяем формированию предложений для корпоративных клиентов - это направление сегодня является одним из наиболее перспективных и быстро растущих в телекоме.

Однако есть еще одна интересная аудитория – молодежь, и сейчас мы пристально наблюдаем за поведением этих абонентов. Именно подростки и студенты наиболее активно тестируют новые услуги и рассказывают о них своим родным и близкими, и очевидно, что за ними будущее – в том числе будущее телекома. Некоторые выводы мы уже сделали: например, в нашей новой тарифной линейке трафик в популярных соцсетях и мессенджерах не тарифицируется. Это хорошее предложение для молодежи, которая львиную долю времени проводит именно на таких ресурсах.

Есть ли региональная особенность в развитии телеком рынка?

Если сравнивать Нижний Новгород с другими городами-миллионниками, то общие тенденции, которым подчиняется рынок, примерно одинаковые. Однако приятно отметить, что в Нижегородской области потребление мобильного интернета год от года растет быстрее, чем в целом по стране. Мы связываем это в том числе с большим объемом инвестиций, которые мы направляем на развитие сетей четвертого поколения в регионе.

По данным Роскомнадзора, в 2017 году у Tele2 были самые быстрые темпы строительства LTE-сети в России. Как изменилось число базовых станций в регионе?

В 2017 году Tele2 взяла курс на масштабное развитие LTE. Мы запустили сеть еще в 25 регионах, и сегодня наш 4G доступен уже в 54 субъектах РФ, в числе которых Нижегородская область. В регионе мы втрое увеличили количество базовых станций четвертого поколения, расширили емкость сети и запустили услугу еще в 62 населенных пунктах. И как следствие – фиксируем ежемесячный прирост трафика в сети 4G. Но на достигнутом не останавливаемся: процесс развития идет постоянно. Чтобы понять, где требуется увеличить емкости сети и на какой территории построить новую базовую станцию, мы анализируем большие объемы обезличенных данных. Сейчас миграция трафика настолько быстрая и зачастую непредсказуемая, что без анализа Big Data не обойтись. И практика показывает эффективность такого подхода к развитию сети.

На каких направлениях развития вы сосредоточитесь в 2018 году?

Анализируя Big Data, мы видим большую миграцию трафика в определенные зоны за пределами городских поселений в летний период. Поэтому в ближайшее время сосредоточимся на развитии инфраструктуры на территории региона. Все крупные города Нижегородской области уже обеспечены технологией 4G, в наших планах – существенное расширение покрытия сети скоростного мобильного интернета в малых населенных пунктах.

Как развивается работа с корпоративными клиентами? Какие услуги в прошлом году пользовались наибольшей популярностью у бизнес-сегмента?

Среди самых востребованных сервисов для наших корпоративных клиентов можно выделить услугу «Бизнес-SMS». Это простой и бюджетный инструмент для оповещения клиентской базы с помощью удобного веб-приложения. Например, без SMS-уведомлений сейчас не обойтись ни одной современной частной клинике или уважающему себя салону красоты: получив накануне визита в салон напоминание, клиент с большей вероятностью придет на прием и будет более лоялен к такому заботливому поставщику услуг. К тому же, сервис позволяет удерживать клиентов и делать им дополнительные адресные предложения.

Все большую популярность набирает «Виртуальная АТС». Этот продукт позволяет малым и средним предприятиям развернуть современную многофункциональную АТС всего за 1-2 дня и без капитальных вложений в покупку специального оборудования. С виртуальной АТС предприниматель может быть уверен, что не пропустит ни одного важного звонка. Функция записи входящих вызовов позволяет отследить качество взаимодействия сотрудников с клиентами, а многоканальный номер с автоматическим приветствием и меню обеспечит качественную навигацию клиентов по подразделениям компании. То есть мы предлагаем готовое «коробочное» решение для различных служб продаж, сервиса и доставки.

Заметно растет проникновение М2М-сервисов – таких клиентов за минувший год стало на 20% больше. Это работа с банкоматами, счетчиками, системами охраны и набирающими популярность системами «умного дома», позволяющими контролировать работу всей электроники в доме.

Если говорить о развитии сегмента В2В в целом, то здесь мы видим тенденции, характерные и для В2С - корпоративные клиенты все больше уходят в онлайн: только за 2017 год data-трафик наших бизнес-клиентов вырос вдвое.

Ряд экспертов утверждает, что стандарт для сетей пятого поколения будет разработан в 2020 году. Насколько компания Tele2 готова к внедрению этого стандарта?

Нужно понимать, что сегодня у 5G в России практически нет потребителей, нет сервисов, где нужны такие скорости. Судите сами: средние скорости в сети 4G на сегодня – 25-27 Мб в секунду. Для того, чтобы смотреть ролики YouTube в хорошем качестве, достаточно 5 Мбит/сек. Технология 5G позволяет гораздо более эффективно использовать частотный ресурс и давать кратно большие скорости, которые могут быть нужны, к примеру, для навигации беспилотных автомобилей. То есть широкого коммерческого спроса на 5G на сегодняшний день нет, а строить сети заранее – это существенные инвестиции, которые в последствии могут лечь на плечи абонентов.

Но это не значит, что мы не смотрим в будущее: еще в 2016 году мы подписали договор с компанией Nokia о развитии 5G. Компания Tele2 всегда идет за абонентом, и если услуга будет востребована, будет необходимое количество устройств, которые поддерживают этот стандарт, то мы ее будем готовы предоставить.

Как компания Tele2 готовится к ЧМ, матчи которого пройдут и в Нижнем Новгороде?

К Чемпионату мира по футболу Tele2 построит собственную инфраструктуру сотовой связи на трех из двенадцати стадионов. Это стадион «Нижний Новгород» (Нижний Новгород), «Мордовия Арена» (Саранск) и стадион «Калининград» (Калининград). Инфраструктура сотовой связи Tele2 на спортивном объекте в Нижнем Новгороде станет базовой для оказания услуг связи всеми операторами. Наши подрядчики сейчас ведут монтаж оборудования на объекте. К началу чемпионата мира инфраструктура для операторов сотовой связи будет готова в полном объеме. А мы будем рады принимать гостей.