Меню

«Работаем мало и за большой прайс». Как нижегородцы покоряют мировой рынок лазерных шоу

«Самая прибыльная услуга — mapping. Но ценник такой, что власти российских городов не часто покупают подобные развлечения», — Андрей Тубольцев о работе студии Dreamlaser.

В Нижегородской области в апреле прошел международный аудио-визуальный фестиваль Intervals — масштабная коллаборация российских и европейских мастеров визуального искусства с представителями экспериментальной электронной музыки. Организаторами фестиваля выступили Ксения Чеховская и студия Dreamlaser — один из лидеров рынка по постановке мультимедийных шоу. Ее директор и совладелец Андрей Тубольцев рассказал DK.RU, что помогло маленькой нижегородской компании стать крупным международным бизнесом, а также, за сколько и для кого он уже более 13 лет создаёт аудио-визуальные шедевры.

От рекламы — к шоу

Dreamlaser создали в 2005 г. я и двое моих партнеров — Денис Чучко и Александр Истомин. Мы одногруппники, вместе учились на одной специальности — вычислительная математика и кибернетика в ННГУ им. Лобачевского. И на третьем курсе у нас появилась идея создания лазерной рекламы. Купили прибор, стартовали, но... Деньги оказались в ивент-бизнесе и шоу-бизнесе, а никак не в рекламе, которая никому не нужна, потому что ее видно только в темное время суток. Пришлось переориентироваться на другой рынок, где мы стали предлагать уникальные на тот момент услуги — лазерное шоу.

В компании я стал директором, Денис занял должность коммерческого директора, а Александр — технического.

Сначала пришлось тяжко, работали «на репутацию». Заказчики говорили нам: «Вот у меня есть 10 рублей, сделайте что-нибудь там...» И даже если мы считали, что для создания шоу этого бюджета недостаточно, все равно соглашались ради портфолио, если нравился проект. Около пяти лет развивались в таком формате. Считали, что нужно зарекомендовать себя. Зато теперь можем себе позволить отказываться от работ, которые нам неинтересны.

Цена инноваций

Наша компания выросла и стала международной. Сейчас делаем, например, проект в США. До этого работали в других частях Америки, Гонконге, Дубае, Катаре, Монако и т.п.

Но активно «творим» и в России. Делали такие крутые проекты, как 3D-mapping на Аврору в Санкт-Петербурге, Большой театр в Москве, монумент «Родина-мать зовет!» в Волгограде.

При этом выступаем в двух направлениях: как подрядчики с огромным парком оборудования и как студия по созданию контента.

Наше оборудование пользуется спросом у других компаний во многом потому, что мы научились занимать уникальные ниши. Например, пару лет назад, нашли производителя системы трекинга и дополненной реальности в Канаде, и сегодня являемся его единственными представителями в России.

Ну и еще один секрет успешности в том, что у нас самое инновационное оборудование. Мы трижды становились победителями международной премии ILDA Awards («Оскар» в индустрии лазерных шоу), в этом году выиграли российскую премию «Событие года» за «Лучшее применение инновационных технологий» в проекте «Мr Adam» с Алма-Атинским симфоническим оркестром.

Но такое оборудование — дорогое удовольствие, конечно. К примеру, система трекинга, которая является только частичкой шоу, стоит около $150 тыс. Причем покупки делаем только за границей: в Канаде, Великобритании или Америке. В России так дешево не купишь, цены выше минимум на 40%. Если бы мы тут закупались, то остались бы «без штанов».

Отдельно работает студия, которая занимается производством видеоконтента — CG-артисты, арт-директора, дизайнеры. Ей руководит Антон Колодяжный, ставший партнёром компании. Также мы заняли еще одну уникальную нишу — создали первый в мире магазин лазерного контента. Все, что за 13 лет нарисовали, залили на своеобразный «шатерсток», чтобы люди могли за три копейки купить наш дизайн, собрать его и использовать. На данный момент в каждом городе России есть минимум по одному человеку, который делает лазерные шоу. И 30% из них — наши постоянные покупатели.

В целом оказываем очень разные услуги, врываемся в спецпроекты и любим создавать что-то под ключ. Но многое тут зависит от географии. В России можем делать что угодно. В Европе иногда выгоднее не только контент продать, но и привезти оборудование самим, потому что ставка за него большая. В Китае нас привлекают только с креативом, справляются своей техникой. На Ближнем Востоке люди не готовы платить за контент. Такое, например, было пять лет назад и в Нижнем. Нам говорят: «Мы готовы дать деньги за оборудование, давайте, покажите, что у вас есть из готового». А это неправильный подход.

Самая прибыльная и дорогая услуга — mapping. Одно-, трех- или пятиминутное 3D mapping show на городское здание за один день стоит клиентам от двух млн руб. Неудивительно, что власти российских городов не часто покупают подобные развлечения.

Обычно делаем всего по два таких проекта в месяц для кого-нибудь.

Самая популярная — лазерное шоу, которое стоит от 30 тыс. руб.

«Мы отпустили рынок»

Конкурентов у нас много. Но не всех из них мы считаем конкурентами. Сейчас поясню, о чем я.

Безусловно, можно считать нашими конкурентами студии, которые занимаются созданием контента для аудио-визуальных шоу. Их много, они создают крутой контент и участвуют в масштабных фестивалях.

Также мы конкурируем с некоторыми крупными компаниями в техническом продакшене.

В то же время есть много мелких компаний, особенно по организации лазерных шоу. Преимущественно новых, возникших с 2013 г. И вот их деятельность на нас совершенно не влияет, поскольку мы давно выросли и перестали бороться за невысокоприбыльные проекты.

Мы больше не берем работу формата «работать много, но за маленький бюджет». И действуем исключительно в формате «мало, но с большим бюджетом». Конечно, у этого подхода есть минус. За семь последних лет количество наших заказчиков уменьшилось, а не возросло. Но зато растет прайс.

Конечно, это здорово, что до санкций на рынок успели ворваться китайцы со своим более дешевым оборудованием, и многие его купили. Потом произошло логичное развитие событий: многие компании умерли, остались четыре-пять динозавров. А после из ниоткуда появились мелкие конторки, с оборудованием этим дешевым, закупленным ранее. В основном, молодые ребята, которые берут заказ на лазерное шоу, приезжают сами с оборудованием в багажнике своей машины, собирают все это, оказывают услугу и уезжают. Примерно как мы действовали когда-то.

Но они, к сожалению, еще не поняли, что качество оборудования крайне важно в нашей работе, потому что качественное устройство дает минимальное количество сбоев на проекте. А если ты делаешь шоу, то важно зацепить внимание людей на три-пять минут. Облажаешься — подведешь не только себя, но и человека, который хотел праздника.

Да и Dreamlaser давно позиционирует себя исключительно как бизнес, где штат сотрудников более 70 человек. Если ты такой раскрученный, то уже нельзя попросить сотрудников: «Ой, ребята, у нас конкурентный проект, давайте отработаем не за 10 рублей, а за три. Или вообще бесплатно будем пахать».

И если мы не будем вкладываться в инновационные технологии, дополненную реальность и т.п., то мы обречем себя на гибель. Поэтому активно охотимся за профессионалами, вкладываемся в оборудование и идем навстречу будущему.

«Мы не ждали, что каждый скажет «Вау!»

Может, это звучит странно, но я не ожидал такого отклика зрителей фестиваля Intervals, такого шквала положительных эмоций. Спасибо всем, кто пришел. Это значит, что мы идем в правильном направлении, не зря потратили свои силы и средства.

Меня лично особенно поразило, что посмотреть инсталляции и шоу приехало много людей из других городов. А в день старта фестиваля нельзя было купить билет ни на поезд, ни на самолет в Нижний Новгород — столько туристов захотели посетить город. Причем популярности нам удалось добиться без значительных вложений в пиар: кампания была, но небольшая, и в первый день у объектов масштабных толп не наблюдал. По нашим данным, заинтересовались около двух тысяч человек. Успех, казалось бы, так как в целом за фестиваль мы рассчитывали собрать две-три тысячи зрителей. И поэтому взяли площадки не очень большие, такие как здание Нижегородского острога или кинотеатр «Рекорд».

Mapping на мукомольном заводе в Нижнем Новгороде. Intervals

Но потом выяснилось, что настоящий успех ждал Intervals на второй день, после того, как «первопроходцы» выложили свои фотографии и видео с фестиваля в соцсети. Толпы хлынули к объектам. Всего, насколько мне известно, за три дня их посетили более 20 тысяч человек.

Когда мы с Ксенией Чеховской организовывали все это, то в первую очередь рассчитывали на внимание молодых людей, которые понимали, что будет происходить, разбираются в медиа-искусстве. И поэтому задумали все не как классическое массовое мероприятие, понятное всем, а как полноценную выставку современного искусства с прогулочным форматом. Мы не ожидали, что каждый придет, посмотрит и скажет: «Вау, я все понял». А хотели показать нечто новое, что искусство — это не только признанные вещи как, скажем, кино или картины, а еще и новые направления, где художники реализуют свою внутреннюю энергию с помощью аудио-визуальных технологий.

Но, к моему удивлению, формат никого не отпугнул. Наоборот, привлек людей самого разного возраста. Помню, когда открывал площадку «Острог» в пятницу, у дверей уже стояли примерно 300 человек — от пенсионеров до маленьких детей. Настолько маленьких, что мы даже коляски затаскивали внутрь…

Работа Shohei Fijimoto в "Арсенале". Intervals

Хочется верить, что однажды нас назовут родоначальниками такой индустрии в России. Хотя изначально идея и референсы, которые мы брали, — это Европа. Ведь я очень много путешествую, не раз видел как в Праге, Берлине, Венгрии зарубежные компании проводят похожие культурные события. К примеру, в Праге есть крупный фестиваль «Signal», где художникам дается полная свобода творить внутри зданий и на фасадах. Директор этого фестиваля Марти Пошта, кстати, проводил лекцию на Intervals и предложил нам обмениваться идеями.

«Мы только в общих чертах понимали, что будет происходить»

На такой молодой фестиваль как наш сложно привезти хотя бы одну звезду, но мы сделали невозможное. Мы привезли три. К нам приехала, например, команда Ouchhh из Стамбула, у которой вообще-то график на много месяцев расписан, и все гастроли — по европейским городам. За площадку в «Арсенале» отвечал Shohei Fijimoto из Японии, а в «Рекорде» автором инсталляции стал Платон Инфанте из Берлина.

Создание шоу на «Маяке» — заслуга Даниэля Росса. Хотя у него много приглашений, и работает он на таких объектах, о которых мы только мечтаем. Этот художник делал работы для таких легендарных зданий как Будапештский дворец, Сиднейская опера и т.п. И тут приезжает в Россию, ради провинциального, скажут некоторые, фестиваля. Представляете? И, посмотрев на все, что мы сделали, говорит мне искренне: «Спасибо, было круто!»

Как это удалось? Все просто. Во-первых, если художник нам очень нравится, то даем ему творить все, что вздумается. К примеру, шоу на «Маяке» создавалось в таком формате. Мы, как организаторы, только в общих чертах понимали, что будет происходить. И то, что в итоге фасад здания оказался задействованным в шоу, да еще так удачно — заслуга исключительно художника.

3D-Mapping на здании фабрики "Маяк". Intervals

Во-вторых, мы покорили многих «творцов» напором, масштабностью задумки — искусство выходит из галерей и студий на улицы, площади и фасады. Круто поставить маленькую полусферу в помещении, но поставить ее на центральной площади города и сделать большой, для одной из самый известных работ Ouchhh — куда интереснее.

«Образ будущего» в подарок

Ранее мы уже делали несколько проектов для городской администрации: трижды устраивали mapping на Дне города, выступали на Горьковской елке и т.п. Но наши услуги стоят достаточно дорого, как я уже говорил. И нижегородским властям мы всегда предлагаем специальную цену.

Фестиваль с таким размахом мы, естественно, не рассчитывали сделать за их счет.

Он стал своеобразным подарком городу, где мы работали столько лет. Демонстрацией, чем мы занимаемся и к чему стремимся. Образом будущего, к которому зовем.

Изначально хотелось провести INTERVALS в ноябре. Но Dreamlaser — коммерческая фирма, и для нас ноябрь — декабрь — время, когда мы зарабатываем деньги. Сам фестиваль, естественно, не мог окупиться. Поэтому пришлось «перенести» его на весну. И даже тут мы не были полностью свободны во время подготовки, параллельно работая над коммерческим проектом.

Прямые расходы за шоу, привоз спикеров, привоз артистов, расселение их и оплату работы команды мы еще не считали, но это миллионы. И их нам никто не покроет. И мы к этому готовы.

Что касается аренды помещений, то поскольку мероприятие некоммерческое, мы рассчитывали на то, что площадки будут бесплатными. На уговоры ушло много времени и сил. Не раз и не два собирались на круглые столы вместе с министерством культуры Нижегородской области, объясняли собственникам зданий и коммерческим структурам, почему с нас не надо брать денег. В итоге все получилось. И я благодарен арендодателям и правительству региона и города, что они отнеслись к ситуации с таким пониманием. 

Источник фото: Dreamlaser и DK.RU