Меню

Пустое внутри кино неизменно выигрывает у сложного и неоднозначного

"Оскар-2013" оказался предсказуем. Оптимистическое, качественное, жанровое, профессиональное, пустое внутри кино в последние годы неизменно выигрывает у сложного, умного и неоднозначного.

Когда-то политкорректно-танцевальный, красиво стилизованный, изобретательный "Миллионер из трущоб" победил затянутую, но умную и трогательную "Загадочную историю Бенджамина Баттона" – самый неровный и все-таки самый человечный фильм Финчера.

Сейчас "Операция "Арго" обошла и "Линкольна", и "Джанго освобожденного". Я, как и весь мой нынешний школьный выпуск, болел за "Джанго" – потому что талантливая художественная провокация нынче редкость, а Тарантино снял кино куда более рискованное, чем "Ублюдки". Так прямо сказать, что в настоящей борьбе за права черных белым нечего делать, потому что нервы у них не те, да еще и добавить, что главными врагами черных являются сами черные, – это не у каждого получится.

Если кому-то не нравится Тарантино – пожалуйста, вот вам Бигелоу с "Целью номер один", вот Спилберг, снявший по крайней мере умное кино. Но наградили – причем руками Мишель Обамы – именно "Операцию "Арго", лихую и совершенно пустую. С покусываниями верховной бюрократии, милыми шутками и – да простит меня Бен Аффлек – трогательной советскостью. Это кино Такое, Как Надо – и в этом смысле неинтересное.

Вот почему никто и не подумал бы награждать его за режиссуру – тут Энг Ли победил вполне заслуженно, доказав вдобавок, что 3D-технология годится не только для аттракционов. "Жизнь Пи" – славное кино не без провокации, по-азиатски хитрой и упрятанной.

Но обидно мне, вы не поверите, за "Белого тигра" Карена Шахназарова. Да, победил Ханеке, да, "Любовь" – это режиссура очень высокого класса, и нам вроде бы нечего делать на ее фоне. Но "Белый тигр", как раз показанный по телевизору 23 февраля, – совсем неглупое и тоже провокативное кино, и я не стал бы с высокомерием отзываться о Шахназарове. Да, он руководит "Мосфильмом" и часто поддерживает начальство, но снимает-то он при этом очень жесткие фильмы – вспомним хоть "Палату номер шесть" с таким образом России, что нынешние апологеты самодержавия-православия предпочитают эту картину вовсе не заметить.

"Белый тигр", снятый по хорошему роману Ильи Бояшова, – это предупреждение о войне, которая не кончается, и сделан он расчетливо и точно, хотя и без блеска. Будь эта картина снята чуть современней, цены бы ей не было. Увы, у нас до сих пор работают так, словно не было последних тридцати лет мирового кинематографа, – и сложная история рассказана простыми средствами, советским языком. И Россия в очередной раз предстала кинематографической провинцией, что, мягко говоря, не совсем так.

А соединение наших умов с их профессионализмом останется, видимо, недосягаемой мечтой – вроде союза западнического интеллекта со славянофильской теплотой.

Оригинал мнения можно прочитать в блоге писателя на радио "Эхо Москвы".