Меню

Провайдеры подсчитают убытки от развития WiMAX-сетей через 5 лет

эксперты Екатерина Андреева пресс-секретарь компании «Синтерра» Константин Анкилов старший консультант IKS-Consulting Эдуард Колотухин директор филиала ОАО «Арктел» по УрФО Наталья Лапшина директор

Еще не успел беспроводной интернет-доступ Wi-Fi обосноваться во всех отелях, ресторанах и клубах России, как появилось новое поколение «беспроводников» — WiMAX . В Европе первая сеть WiMAX уже запущена в коммерческую эксплуатацию, технологию беспроводного широкого доступа от голландского оператора Worldmax тестируют в Амстердаме. В России работы по развертыванию сетей пока идут, но они впечатляют размахом — более 200 операторов заявили о намерении построить сети в столице и регионах.

эксперты
Екатерина Андреева
пресс-секретарь компании «Синтерра»
Константин Анкилов
старший консультант IKS-Consulting
Эдуард Колотухин
директор филиала ОАО «Арктел» по УрФО
Наталья Лапшина
директор Нижегородского филиала UNITLINE («МедиаСети»)
Юлия Шальнева
директор по продвижению продукта «Тривон Групп» (Virgin Group)

Когда беспроводной интернет появится в каждой квартире
Зачем федеральные компании скупают региональных операторов
Почему WiMAX не конкурент Wi-Fi

Последствия урагана «Катрина» в Новом Орлеане (США) устраняли власти, спасатели, медики и корпорация Intel. Так как традиционные линии связи были уничтожены либо повреждены, Intel в срочном порядке развернул беспроводную сеть WiMAX. 250 компьютеров и радиус сети в 70 километров позволил по­страдавшим наладить связь с внешним миром. Развертывание сети стоило Intel более $7 млн. Если в Америке WiMAX довольно распространен, в Европе с ним уже активно знакомятся, то в России, где сервисы по технологии WiMAX начали предоставлять еще в 2006 г., слухов вокруг развертывания сетей этой технологии больше, чем реальных фактов.

Слух первый: операторы спешат развивать WiMAX из-за уникальной технологии

В преимущества WiMAX записывают высокую скорость передачи данных — до 75 Мбит/сек., отсутствие кабельных линий и работу вне видимости базовой станции, в условиях плотной застройки в радиусе до 5 км. Диапазон частот, на котором может действовать WiMAX — от 2 до 11 ГГц.

Когда WiMAX-станции заполонят просторы страны через несколько лет, из любой точки России каждый при желании якобы сможет выйти в интернет. Перспектива заманчива. Но несколько лет назад прогнозы относительно развития новой технологии в нашей стране были еще сказочнее. Декларировалось, что в 2006 г. оборудование для конечного пользователя должно было стоить $350, а первые сети — открыться в городах-миллионниках, в 2007 г. — пользователь мог бы дома самостоятельно устанавливать мини-станции, а стоимость оборудования была бы равна $250, к концу 2007 г. планировалось начать выпуск ноутбуков со встроенным WiMAX, а оборудование уже должно стоить не более $100, и наконец, к 2008 г. установка WiMAX-оборудования должна стать практически бесплатной. На деле вышло иначе. Эксперты до сих пор спорят об уникальности технологии, а операторы пытаются запустить WiMAX в регионах, при этом мало кто предоставляет данные относительно количества станций, абонентов и суммы инвестиций в проект. «Беспроводной интернет сегодня ничем не лучше проводного, — заявляет аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов. — Уникальные услуги на базе WiMAX сегодня предоставить пока не удается ни одному оператору, поэтому стимула переходить на WiMAX просто не существует. Пока технология может только дополнять существующие виды интернета в строго определенных ситуациях». На деле многие свойства технологии WiMAX весьма противоречивы. Чем больше количество абонентов, подключенных в радиусе одной станции, и чем больше удаленность пользователя от этой станции, тем ниже скорость соединения. Для заявленной скорости нужно небольшое количество абонентов, то есть пользоваться WiMAX выгоднее жителям маленьких городов. Отлично, если каждый из нас сможет сам купить себе станцию, установить ее дома и пользоваться благами широкополосного беспроводного доступа, но операторы отказываются раскрывать реальную стоимость одной такой станции. Совершенно очевидно, что, инвестируя в проекты десятки миллионов долларов, операторы «не позволят» оборудованию быстро подешеветь.

Не на пользу WiMAX и активное развитие мобильного интернета. Число пользователей в мире, по предварительным данным, перевалило за 2 млрд, причем практически в любом современном аппарате есть доступ к всемирной паутине, в том числе и через WiMAX-сеть. Скептически по отношению к новой технологии относятся и те, кто сам планирует внедрять ее по стране. Директор филиала ОАО «Арк­тел» по УрФО Эдуард Колотухин (несмотря на то, что компания также заявила о развитии WiMAX в 16 регионах): «Я не рассматриваю WiMAX как суперперспективную технологию. Это просто один из этапов развития форм доступа к каким-то новым сервисам со стороны клиента», — объясняет он свою точку зрения.

Слух второй: федеральные операторы интенсивно идут в регионы

Операторов, заявляющих о начале развития WiMAX-сетей, с каждым годом становится все больше. Но большин­ство из них работают только с Москвой и Московской областью как с самым привлекательным регионом с точки зрения введения новых технологий. Спрос на WiMAX в столице велик, поэтому лишь самые крупные компании решаются идти в регионы. «Тех, кто реально вкладывает в регионы деньги, — единицы, остальные только заявляют о своей заинтересованности другими городами-миллионниками, — утверждает Константин Анкилов. — Самый крупный оператор сегодня, имеющий значительную долю рынка — это «Энфорта» с 400 точками доступа по стране».

«Энфорта» свои планы сильно не афиширует, но, по словам одного из экспертов «ДК», к уже открытым сетям в 25 городах вскоре прибавится еще 40, что сделает компанию безоговорочным лидером. По данным компании, сейчас у нее 13 тыс. корпоративных абонентов и 3000 частных. Выручка компании в прошлом году составила около $ 30 млн. «У Virgin Group и «Скартел» пока все только заявления — реального бизнеса нет. «Синтерра» занимается WiMAX потихоньку и самостоятельно — только в Моск­ве», — добавил Анкилов. И действительно, у компании «Синтерра» есть совместная с региональными провайдерами программа «мини-сети WiMAX». Компания помогает мелким региональным операторам строить и вводить в эксплуатацию WiMAX-сети, на базе которых местные операторы будут под собственным брендом оказывать услуги связи, оставляя за собой весь доход. «Выгода «Синтерры» состоит в том, что мы приобретаем надежного партнера в регионе и можем использовать по заранее оговоренной цене 10% ресурса всех построенных сетей для реализации своих федеральных проектов. Сейчас программа предлагает региональным партнерам решение «под ключ», включающее поставку оборудования, строительство и запуск сетей WiMAX, полное оформление разрешительных документов на их эксплуатацию, быстрое подключение к магистральной инфраструктуре «Синтерры» и консалтинговые услуги. Полный пакет обходится партнеру в 920 тыс. руб.», — рассказала о подробностях проекта пресс-секретарь компании «Синтерра» Екатерина Андреева. «Синтерра» таким образом решила уменьшить себе конкуренцию, ведь в основном федеральные операторы предпочитают строить сети только в городах-миллионниках, не боясь довольно серьезной конкуренции других видов широкополосного доступа (ADSL, Wi-Fi, 3G) и не волнуясь за уже упомянутое понижение скорости при большом количест­ве абонентов. С виду стратегия компании весьма перспективна, вопрос лишь в том, многим ли жителям городов с населением менее 100 тыс. человек нужен сегодня дорогостоящий WiMAX-интернет? «В населенных пунктах численностью менее 100 тыс. человек потребность в качественном интернете есть, а конкуренции между операторами, как в крупных городах, нет. Опыт нашего проекта показывает, что в России еще много мест, где WiMAX будет экономически эффективен и востребован как оптимальное решение для построения сети «последней мили», — резюмирует Анд­реева. Пока «Синтерра» развивает WiMAX в маленьких городах, Virgin Group и компания «Скартел», одновременно заявившие о развитии технологии в регионах, массово скупают местных операторов и приобретают лицензии на частоты. Достоверной информации о «Скартеле» мало. Известно лишь то, что компания намерена создать более 600 точек доступа (для сравнения напомним, что у «Энфорты» — 400) и скупает компании в 30 крупных городах страны. По данным IKS-Consulting, для реализации задуманного ей понадобится около $60 млн. Если проект удастся, «Скартел» встанет на одну ступень с «Энфортой». Конкурентом всем вышеперечисленным компаниям может стать только Virgin Group — известный мировой оператор, авиаперевозчик и звукозаписывающая компания. «Потенциал регионального рынка широкополосного доступа огромен, поэтому сегодня мы активно работаем в 32 регионах России с командами наших торговых представителей», — рассказала директор по продвижению продукта «Тривон Групп» Юлия Шальнева. В планах Virgin — занять по России 10% беспроводного широкополосного доступа в течение пяти лет». Компания уже запустила сети в Московском регионе, Белгороде, Оренбурге и Уфе. Объемы инвестиций компания не раскрывает, известно лишь, что цена установки сети в одном городе может обойтись Virgin в сумму около $2 млн. Получается, что на развертывание сети компании понадобится как минимум $65 млн.

Под брендом Virgin Connect в России будут предоставляться услуги широкополосного доступа в интернет, голосовые и дополнительные услуги (VAS) физическим лицам, представителям среднего и малого бизнеса, а также крупным корпоративным клиентам.

Темпы строительства станций WiMAX-сетей по России достаточно интенсивны. Но, рассматривая этот процесс с точки зрения бизнеса, эксперты «ДК» сходятся во мнении, что предварительные итоги можно будет подвести минимум через год. К этому времени основные федеральные операторы запустят свои сети в работу. По мнению г-жи Шальневой, сейчас можно только наблюдать за ситуацией. «WiMAX — очень перспективная технология, способная конкурировать с технологиями 3G и 4G в сотовой связи. Именно поэтому сейчас появилось такое количество операторов и производителей оборудования, готовых с ней работать», — отмечает она. В основном федералы сегодня, помимо строительства собственных станций, ведут переговоры с местными операторами в регионах. «Если строить только сети, то интенсивного развития не получится, — заявляет Шальнева. — Поэтому мы также рассматриваем варианты приобретения локальных операторов. Сроки построения сетей в каждом конкретном регионе и даже городе индивидуальны, все зависит от многих факторов». Недавно еще одна федеральная компания — «Арктел» — заявила о планах построить WiMAX-сети в 16 регионах до конца 2008 г.: в Московской, Ленинград­ской, Новосибирской области, Краснодаре, Волгограде, Самаре, Екатеринбурге, Кирове, Нижнем Новгороде и Хабаровске. По данным компании, уже идут технические экспертизы выделенных частот, но после массового нашествия на регионы Virgin игрокам все сложнее будет купить лицензии на развитие сетей в определенных городах и «застолбить» за собой определенную частоту. Все самые популярные частоты находятся либо в руках «Энфорты», либо скуплены Virgin Group. Перед каждой новой компанией на этом рынке встанет вопрос покупки свободной частоты. Эксперты утверждают, что фирма может либо дождаться, пока нужную ей частоту освободят, либо купить местного оператора, уже работающего в этом диапазоне. Причем одни частоты больше подходят для корпоративного сегмента, а другие — для частного. Из-за проблемы с поиском частоты неизбежно вырастает и сумма инвестиций в проект, поэтому число компаний, занимающихся раскркуткой WiMAX, скоро стабилизируется. По УрФО «Арктел» обещает запустить сеть в течение 1,5 лет. По прогнозам IKS-Consulting, рынок успокоится через 5–10 лет, когда в каждом городе будет три-четыре компании, предоставляющие услуги WiMAX-интернета. Часть мелких компаний объединится с другими, продаст активы или обанкротится. Оставшиеся на плаву будут предоставлять аналогичные услуги. «По закону рынка лидером станет тот, кто предложит клиенту более удобный сервис. Различаться компании будут лишь набором дополнительных опций. На рынке все идет к этому», — отметил г-н Анкилов.

Слух третий: смерть Wi-Fi не за горами

Для рядовых потребителей WiMAX — улучшенная версия Wi-Fi. Wi-Fi понадобилось несколько лет, чтобы стать популярным по всей стране: от аэропортов до ресторанов он есть практически везде. Лишь ограничения по скорости и дальности действия не позволили технологии затмить мобильный интернет. WiMAX, на первый взгляд, — та же беспроводная сеть, только более дальнего действия и работающая с большей скоростью. Если диапазон действия точки доступа Wi-Fi — до 100 метров, то у WiMAX эта цифра увеличена до 5 км. Теоретически заявленная максимальная скорость WiMAX — 75 Мбит/сек., у Wi-Fi — 54 Мбит/сек. Суть процессов Wi-Fi и WiMAX схожа, и при техническом преимуществе последнего совершенно очевидно, что Wi-Fi не выдержит конкуренции и исчезнет. Однако эксперты «ДК» единогласно заявляют, что Wi-Fi и DSL-интернету бояться пока нечего. «Wi-Fi не конкурент: на нем денег не делается», — отмечает г-н Анкилов. — DSL же больше нацелен на частных клиентов, а WiMAX создается для корпоративных: с частными потребителями такого рода технологии ситуация пока не ясна. Оборудование сети WIMAX, конечно, как и вся техника, со временем будет дешеветь, но частные клиенты, я думаю, в своей массе останутся на DSL-сетях». По словам Екатерины Андреевой, все технологии имеют право на существование и будут представлены в России еще долгое время. Какая из них будет доминировать, увидим в будущем. Но известно, что (как в случае с сотовой связью, когда сначала она была доступна только для корпоративных клиентов при ежемесячном платеже до $1000, а сейчас сотовый имеет каждый школьник) победителем станет тот, кто предложит потребителю самый лучший сервис. «Если те 200 операторов будут рассматривать WIMAX всего лишь как способ «дотянуться» до клиента, то их ждет горькое разочарование, — высказывает свою точку зрения Эдуард Колотухин. — Через несколько лет, я уверен, WiMAX сменит новая технология».

Слух четвертый: WiMAX станет общедоступен

С этой гипотезой можно поспорить по нескольким причинам. Во-первых, операторам слишком дорого развивать WiMAX во всех городах страны. Во-вторых, к тому времени, когда оборудование для сетей подешевеет, технологию наверняка сменит более совершенная модель. В-третьих, нет смысла рядовому потребителю устанавливать WiMAX дома, если он пользуется интернетом, сидя за компьютером, т.е. никуда не перемещаясь. Однако федеральные операторы заявляют, что развитие WiMAX-сетей идет не только для корпоративных, но и для частных клиентов. «Количество станций в каждом конкретном городе различно. Все зависит от размера населенного пункта и географической топологии. В Москве у нас сейчас работает 60 базовых станций, и инвестиции в проект составили более $4 млн., а для населенного пункта численностью до 100 тыс. человек, где существует неудовлетворенный спрос на услуги широкополосного доступа в интернет, затраты составляют 920 тыс. руб.», —утверждает Екатерина Андреева. Но пока большинство операторов ориентировано только на корпоративных клиентов. Так позиционирует себя, например, «Энфорта». Другой оператор — Virgin Group — наоборот, заявляет об ориентации как на юридических, так и на физических лиц, а именно на молодежь и работающих людей среднего возраста. По словам Юлии Шальневой, Virgin после запуска сети будет предлагать простые и удобные тарифы обычным потребителям. «Наш основной принцип ведения бизнеса — обеспечение превосходного качества обслуживания клиентов. Virgin Connect (бренд, под которым будут предоставляться услуги WiMAX-сети — Прим. автора) планирует упростить сложные тарифы и бюрократические процедуры, доминирующие на рынке последние несколько лет, и сделать услугу доступа в интернет по-настоящему массовой», — рассказала г-жа Шальнева. Сомнительной называют эту позицию эксперты «ДК». По их мнению, Virgin говорит так, потому что пока только планирует запуск и еще не столкнулась с реальной работой WiMAX-сети в России. Многим ли простым горожанам дома непременно нужен WiMAX?

По мнению Эдуарда Колотухина, совершенно верно, что операторы в качестве целевой аудитории выбирают корпоративных клиентов — простым потребителям WiMAX не нужен. «Мне как потребителю важен сервис, а какая у провайдера «железка» стоит — вообще не важно. WiMax-технология ни к чему, я даже слово такое знать не хочу. Мне важно найти что-нибудь интересное в интернете, прочитать интересную статью, обменяться информацией с друзьями. Никаких преимуществ для обычного потребителя технология WiMAX не дает, поэтому и перспектив у него особых нет. Я интернетом пользуюсь, сидя в кабинете или дома, максимум — перемещаясь по квартире, так что беспроводной широкополосный и дорогой доступ для меня — лишняя трата средств. Будут или нет рядовые потребители пользоваться WiMAX, зависит от того, насколько провайдеры способны уменьшить стоимость абонентского окончания», — считает эксперт.

В 2007 г., по данным IKS-Consulting, число частных абонентов широкополосного доступа равнялось 5,6 млн, и ежегодно база абонентов будет увеличиваться в среднем на 3,8 млн человек (см. Детали). Учитывая, что сегодня интернетом в России пользуются 32,7 млн человек, общедоступной новая технология если и станет, то не раньше, чем через шесть-семь лет. И то лишь в том случае, если не появится ничего нового, что практически не возможно. «Никто не знает, станет ли WiMAX массовым, все операторы могут на это только надеяться. В общедоступности технологии есть серьезные сомнения не только из-за дороговизны оборудования (оно все равно когда-нибудь подешевеет, цена — понятие временное). Сомнение вызывает конкуренция и стремительное развитие технологий. Вряд ли технический прогресс замрет на эти шесть-семь лет, чтобы все пользователи интернета сумели перейти на WiMAX», — высказал свою точку зрения г-н Анкилов. Вопрос о том, окупятся ли операторам за эти несколько лет вложенные миллионные инвестиции, остается открытым.

 

WiMAX (от англ.Worldwide interoperability for Microwave Access — «всемирное взаимодействие сетей для беспроводного доступа в микроволновом диапазоне») — система широкополосного доступа в интернет; беспроводная технология, которая позволяет предоставлять услуги доступа и передачи данных без использования кабельных линий.

мнение
Особенности современного бизнеса стимулируют развитие Wi-Max

Наталья Лапшина директор Нижегородского филиала UNITLINE («МедиаСети»)

На наш взгляд, технология Wi-Max востребована в регионе и находится на стадии постоянного развития. В современных условиях растущего темпа жизни пользователям важны мобильность и возможность работать с корпоративной сетью вне зависимости от местонахождения. Wi-Max позволяет получать необходимую, самую свежую и актуальную информацию в режиме on-line, оперативно провести анализ и предотвратить или минимизировать вероятность возникновения рисков для бизнеса. Второй ключевой фактор активного развития технологии мы видим сложных ландшафтных условиях города и особенностях развития его инфраструктуры и бизнеса. В связи с перегрузкой центральной части города многие компании, особенно сетевые и логистические, предпочитают располагать свои складские помещения и дополнительные офисы на периферии, где не всегда есть возможность подключения к телекоммуникационным услугам, а там, где она есть, необходимы значительные материальные затраты. В таких ситуациях Wi-Max особенно актуален как единственно возможный вариант организации связи, позволяющий вести обмен информацией. Кроме того, Wi-Max — эффективное решение для организации мобильных офисов и временных пунктов связи благодаря радиоканалу, развертывание которого не требует работ по прокладке кабеля и не занимает много времени.
В Нижегородском регионе количество операторов, предоставляющих услуги с использованием Wi-Max, увеличивается. Сейчас в Нижнем из известных нам компаний сети Wi-Max развивают несколько основных провайдеров: «СтартТелеком», «Энфорта» и UNITLINE («МедиаСети»).

Эдуард Колотухин: «Я не рассматриваю WiMAX как суперперспективную технологию. Это просто один из этапов развития форм доступа к каким-то новым сервисам со стороны клиента».

Константин Анкилов: «Уникальные услуги на базе WiMAX сегодня предоставить пока не удается ни одному оператору, поэтому стимула переходить на WiMAX просто не существует».

Екатерина Андреева: «Опыт нашего проекта показывает, что в России еще очень много мест, где WiMAX будет экономически эффективен и востребован как оптимальное решение для построения сети «последней мили».