Как прошли для нижегородского бизнеса два этапа внедрения онлайн-касс? И будут ли сложности у тех, кому придется устанавливать онлайн-кассы на третьем, заключительном этапе?
Закон об онлайн-кассах 54-ФЗ затронул всех, кто в своих взаимоотношениях с клиентами имеет дело с наличными деньгами, и, по последним изменениям в законе, он коснется и других расчетов, — напоминает Елена Новикова, директор по развитию компании «Ока-Волга».
СПРАВКА
Как вы пережили две волны реформы контрольно-кассовой техники?
— В прошлом году на онлайн-кассы перешли юридические лица, уже использовавшие кассовую технику, а в этом году – на втором этапе реформы – новые кассы пришли к индивидуальным предпринимателям на ЕНВД, ПСН, ранее работавшим вообще без них.
Несмотря на проведенную нами большую работу по разъяснению клиентам тех ошибок, которые были совершены их предшественниками на первом этапе реформы, полностью избежать сбоев не удалось.
В чем были их причины?
— Главная ошибка – это приобретение кассы в самый последний момент отведенного для этого времени, в июне.
На первом этапе в 2017 году эта ошибка стоила дорого всем: и клиенту, и нам. Образовался серьезный дефицит кассовой техники, фискальных накопителей. Их стоимость у поставщиков увеличивалась порой в разы.
На втором этапе реформы такого дефицита удалось избежать, но очереди на регистрацию ККТ в июне, особенно в конце месяца, были очень большими. Менеджеры работали, что называется, не поднимая головы. От перегрузки «висел» сервер налоговой службы, а клиенту хотелось во что бы то ни стало успеть решить вопрос до 1 июля, так как в этом случае он получал налоговый вычет. Все же, в основном, нам удалось обеспечить кассовой техникой и зарегистрировать всех своих клиентов.
Надеюсь, что третий этап реформы, который должен пройти до 1 июля 2019 года, будет менее проблемным.
Онлайн-кассы должны будут установить ИП, оказывающие услуги и работающие без сотрудников. В начале июля опубликована новая редакция 54-ФЗ, в ней расширены понятие расчетов, перечня видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс не обязательно, определен перечень ИП на ПНС, совсем освобожденных от применения кассовой техники.
Что со своей стороны вы предприняли, чтобы переход на новую технику был для клиентов удобным и безболезненным?
— Мы полностью ориентированы на клиентов, их интересы и потребности. Обслуживаем их круглосуточно семь дней в неделю. А выходных у нас нет, даже 1 января работаем.
Мы создаем удобные формы работы с клиентом. Например, предлагаем абонентское обслуживание касс. Клиент платит ежемесячно небольшую сумму, а в итоге экономит время, деньги и нервы.
Проводим для клиентов тренинги. Например, ездим по районным центрам с онлайн-кассами, объясняем предпринимателям, почему они нужны и как на них работать.
При покупке кассы обеспечиваем весь комплекс услуг по ее активации и регистрации, то есть сдаем кассу «под ключ». Конечно, сегодня эти работы может сделать и сам пользователь. Но если вдруг что-то пойдет не так, это может привести к порче дорогостоящего фискального накопителя.
И, наконец, наш главный принцип — высокий профессионализм и компетентность сотрудников. Я точно знаю, какой специалист нашей фирмы поможет быстро решить проблему клиента.
Высокий уровень подготовки кадров обеспечен продуманной системой обучения. В фирме проводятся семинары, вебинары, конференции, сотрудники регулярно ездят на учебу к производителям ККТ.
C развитием торговых сетей компании пришлось расширить территориальные рамки своей деятельности. Фирма «Ока-Волга» ведет работу не только в Нижнем Новгороде и области, но еще в более чем десяти регионах России. У нас отличная материально-техническая база: собственные помещения, полная укомплектованность необходимым оборудованием.
В прошлом году «Ока-Волга» отметила 25-летие. Не так много компаний ведет свою историю из 90-х годов. Как менялся рынок с тех времён?
— В 1993 году был принят первый закон, регулирующий продажу и порядок применения контрольно-кассовой техники. Денежный оборот был взят государством под полный контроль. Таким образом, кассовый аппарат стал выполнять роль фискального инструмента.
Модели касс обновлялись стремительно. Мы начинали работать ещё с механическими кассами — сейчас это раритет.
Затем появились первые электронные отечественные кассы «Ока» и импортные «Самсунги». Сегодня почти полностью перешли на оборудование российского производства.
Нынешние кассы — это легкие, элегантные, многофункциональные и очень надежные гаджеты. Принципиально новые модели умеют не только фиксировать в фискальных накопителях данные по продажам, но и передавать их в онлайн-режиме в налоговые органы, отправлять чек на электронную почту покупателя, посылать извещения о чеке на телефон.
За эти годы очень большие изменения претерпел и сам ритейл. От отдельных прилавочных магазинов он шагнул к магазинам самообслуживания и развитию сетей.
Этот шаг потребовал перехода от автономной кассовой техники, рассчитанной на обслуживание одного кассового места, к кассам системным, соединенным в одну информационную сеть с кассами и весами одного или нескольких магазинов, а также с офисом и бухгалтерией торговой фирмы. Торговля твердо встала на путь автоматизации своих производственных процессов.
Как вы считаете, в чем секрет долголетия фирмы «Ока-Волга»?
— Наверное, это результат последовательности и упорства организаторов бизнеса, грамотной постановки целей и правильного выбора средств и методов их достижения и, конечно, умелая работа с людьми: как с сотрудниками, так и с клиентами фирмы.
Мы придаем большое значение и уделяем много времени работе по улучшению и совершенствованию кадрового состава нашей компании. Это позволяет даже при наличии определенной текучки кадров сохранять преемственность в их работе.
Учитывая особенность нашей фирмы, большую роль в стабильности её работы играет взаимопомощь, поддержка и доверие между членами семьи, работающими в компании.
Получается, что история компании связана и с вашей личной историей?
— В этом году я праздную собственный юбилей, круглую дату. В семейное предприятие — фирму «Ока-Волга» — я попала по стечению обстоятельств личной жизни. Работаю здесь практически с самого основания. Получается, что я провела здесь почти половину жизни.
По образованию я библиотекарь. Закончила институт культуры в Самаре, а приехав в Нижний, работала в областной библиотеке им В.И. Ленина, на нижегородском телевидении.
Соответствуя своей первой профессии, я люблю и умею систематизировать информацию. Считаю, что теоретическая база в любом деле очень важна.
Книги по маркетингу, технологиям продаж стали настольными не только у меня, но и других сотрудников фирмы.
Моя любовь к обучению и сейчас помогает мне и всему нашему коллективу двигаться вперед. Я много своего рабочего времени уделяю подбору и обучению персонала. И искренне радуюсь, когда сотрудники растут, развиваются.