«В Нижегородской области сделать окупаемый фестивальный проект сложно. В хорошей транспортной доступности живет не так много людей. И уровень жизни у нас средний».
С 4 по 7 июля на Горьковском море прошел фестиваль стихий WAFEst. На площадке мероприятия выступили SunSay, Theodor Bastard, OQJAV, Long Arm, фаер-шоу c хедлайнером Тимом Годдардом. Для гостей были организованы занятия по йоге, танцам, мастер-классы и ярмарки.
В начале августа в социальных сетях организаторы заявили, что баланс фестиваля отрицательный, долг составляет около 500 тыс. руб., и объявили сбор средств.
Наш фестиваль — независимый. Это значит, что мы не получаем никакого финансирования извне: ни от государства, ни от бизнеса. У нас нет спонсоров. По сути, единственным источником финансирования являются сборы с участников фестиваля! И как ни горько нам было озвучивать эту новость, но в этом году WAFEst не окупился, — сообщается на странице проекта в социальной сети.
Один из организаторов WAFEst Юрий Павлов в колонке для NN.DK.RU поделился своим мнением, почему в этом году фестиваль ушел в минус.
— Доход от проведения фестиваля составил 7,1 млн руб., расходы — 7,6 млн. Основной фактор нашей неудачи — плохая погода. Никто не поехал. Ну а кому захочется ехать на природу, когда днем +14, а вечером +9 градусов? Вообще, конечно, у таких масштабных проектов нет какой-то одной причины неудачи, скорее, это наслоение факторов. Но погода — 50% успеха.
Если с дождями мы более-менее научились бороться (у нас практически не было сдвигов в расписании основных объектов), то гостей все-таки было меньше, чем мы ожидали.
А кроме того, что многие не приехали, еще и затраты выросли. В спешке в последнюю неделю мы сделали какие-то площадки крытыми, например, для йоги. И другие площадки дорабатывали, чтобы они функционировали несмотря на дождь.
Очень много средств «съели» у нас берегоукрепительные работы. Под сценой в районе подиума размыло песок: буквально за неделю до фестиваля пришлось заново укреплять берег, завозить песок и прочее. Этим занималась профессиональная бригада и земснаряд. Несколько десятков тысяч рублей в день стоили работы, плюс почасовая оплата трактора. В итоге — дополнительные расходы в размере нескольких сотен тысяч рублей.
Еще один негативный фактор — поддельные браслеты, которые мошенники продавали на входе в зону фестиваля. Мы не знаем, сколько их удалось продать. Десятки поддельных браслетов мы выявили на самом фестивале, предполагаем, что всего их было около сотни.
Могу сказать, что схема у мошенников отработанная. Есть какой-то подпольный бизнес по подделке браслетов: злоумышленники работают не только на нашем фестивале, но и на других, уже не первый год. В этом году проблема стала массовой.
Все эти факторы мы, увы, не учли и получили такой результат.
В ситуации с теми же берегоукрепительными работами, если бы мы просчитали это заранее, их стоимость была бы ниже. Но мы работаем с капитальными водными сооружениями, намывкой песка всего второй год, а знания об изменениях рельефа берега специфичны, не гуглятся на раз. Подрядчики же, естественно, не проинформировали нас, что такое бывает.
В прошлом году, к слову, фестиваль тоже ушел в минус. Погода также была не самая лучшая, к тому же, сказался год отсутствия: в 2017-м мы WAFEst не проводили. Это нормальная ситуация, когда делаешь перерыв на год, затем происходит снижение валовой выручки. Мы об этом знали, поэтому заранее подготовились. Но второй год подряд убытки терпеть — это тяжело. Будет ли фестиваль в 2020 г., пока под вопросом.
После объявления о сборе денег удалось собрать немного, всего около 120 тыс. руб. Эти средства пойдут на оплату проезда музыкантам и вывоза мусора, основная часть — аренда площадки.
Люди на наше объявление реагировали по-разному. Были отрицательные комментарии — с конструктивной критикой, а также и с совершенно деструктивной. У нас многие любят негативные инфоповоды, чтобы поупражняться в остроумии, раздать советы. Никому же неинтересно комментировать, если фестиваль удался. Но позитивных отзывов намного больше, поэтому мы не теряем надежду, что соберем деньги.
В целом в Нижегородской области сделать окупаемый фестивальный проект сложно. В хорошей транспортной доступности живет не так много людей. И уровень жизни у нас средний. Примеров окупаемых массовых фестивалей в регионах не так много.
Сделать это настоящим бизнесом можно лишь, например, в радиусе 300 км от Москвы, ориентируясь на московскую агломерацию, где и платежеспособность выше, и людей больше, а затраты примерно на том же уровне. А региональные фестивали, как правило, вынуждены себе искать спонсоров или гранты.
Ранее NN.DK.RU публиковал колонку с организатором фестиваля «Рок чистой воды 2019» Игорем Крупиным.
Фестиваль у нас некоммерческий — в этом году на его организацию мы потратили около 8 млн руб. с налогами. Все это — прямые затраты и мизерная зарплата сотрудникам. Весь фестиваль держится на энтузиазме наших людей. К сожалению, работать со спонсорами все сложнее, в целом это из-за проблем с экономикой в стране. Крупные корпорации поддерживают сотни различных проектов, а частный бизнес постоянно решает проблемы выживания. Большую финансовую поддержку нам оказывают «ГАЗ», ГК «Ойкумена», «Росатом», «ЛУКОЙЛ» и «Ростелеком», — сообщил он.