Сможет ли крупнейший торговый центр Нижнего Новгорода «Небо» повторить успех «Фантастики»? Об этом DK.RU спросил Сашу Лукич, главу проектного бюро Portner Architects (г. Москва).
Образование: архитектурный факультет Белградского Университета (Югославия) и бизнес-школа MBA в London Metropolitan University (Великобритания) по специализации «Управление инвестиционно-строительным бизнесом».
За 15 лет работы на российском рынке участвовал в проектировании 16 торговых центров, и в ряде других объектов — в качестве автора или консультанта. В нижегородском ТРК «Небо» и нескольких других торговых центрах побывал лично.
ПЕРСПЕКТИВЫ
— Главное, что стоит понять: «Небо» открылось в разгар кризиса. У всех новых ТРЦ в России сейчас заполненность — процентов тридцать, не больше. Гиганты, которые открывались в Москве еще полтора года назад, до сих пор не арендованы на 100%, даже несмотря на то, что там более обеспеченные и мобильные покупатели и другие преимущества.
Не стоит сравнивать «Небо» и с другими торговыми центрами в Нижнем Новгороде, тем более с «Фантастикой», которая была открыта еще до первого кризиса: она сейчас хорошо заполнена, и люди просто привыкли туда ходить. По-моему, это один из самых успешных проектов торговых центров в Нижнем Новгороде. Ритейлеры, которые приходят в Нижний, для старта выберут именно его, так как сейчас там самые большие потоки.
То, что у «Неба» сейчас дела «не очень» — как может показаться — это однозначно из-за кризиса. Но я верю, что будет лучше.
ТРК "Небо" в день открытия, еще без вывески. Фото: Дмитрий Косолапов, DK.RU.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
— По этому фактору все преимущества точно на стороне «Неба». Оно может рассчитывать на определенный пешеходный поток, поскольку находится ближе всех к центру и фактически замыкает вашу красивую пешеходную улицу, по которой летом всегда гуляет много народа.
Однако расположение создало и основную сложность для инвесторов, поскольку пространство в центральной городской зоне, на котором они могли развивать торговый центр, было относительно небольшим.
Ограниченное пятно застройки, дорого обходится расселение зданий, которые приходится сносить, затратное строительство – для торгового центра нужны большие объемы плюс подземная парковка. Девелопер начинает просчитывать бизнес-модель: чтобы окупить вложения, ему нужны квадратные метры. И поэтому он строит максимально возможное количество этажей вверх (уж какое разрешат).
ПЛАНИРОВКА
— «Фантастика» построена на пустом месте. Девелопер мог себе позволить организовать ее по правилам классических моллов — в два этажа (и частично развлекательный третий этаж). Это наилучший вариант планировки: как правило, основной поток посетителей ходит по первому этажу, около 50% поднимаются на каждый последующий.
И теперь представьте себе торговый центр «Небо»: десять этажей, из них два подземных, цоколь и семь надземных.
Понятно, что в нем должны быть очень сильные магниты для посетителей, чтобы заставить людей подниматься на третий и четвертый этажи. Даже если на пятом откроется, как обещали, большой кинотеатр, а на шестом и седьмом — спортивный центр, после фитнеса или кино я посещу кафе или фаст-фуд, возможно и супермаркет, спущусь на парковку и вернусь домой. Вопрос: как заставить посетителей обойти все этажи?
В отличие от той же «Фантастики», в «Небе» организована более классическая схема торговых галерей по каждому отдельному этажу — покупательские потоки «закольцованы».
Но все равно нет должного уюта, ощущения комфорта, которое есть в «Фантастике». Потому что в «Фантастике» общественные зоны более просторные, и в силу более низкой этажности пропорция атриума правильная, без ощущения эффекта «колодца».
Парковка у ТРК «Небо» на первый взгляд неудобная.
Все в соответствии с нормами, но на мой взгляд, узкие заезды и уклон немного напрягают водителя. Удобство парковки — момент чисто психологический, он может повлиять на решение, куда поехать неуверенному автовладельцу: в «Небо» или в другой торговый центр с удобным подземным и просторным открытым паркингом. Но не думаю, что это решающий фактор для конкуренции.
ИНТЕРЬЕР
— Плюсы «Неба» — очень красивая и модная отделка интерьера. Она действительно прогрессивная. Торговые центры, которые могут похвастаться не китчем, а таким современным дизайном интерьеров, в России можно сосчитать по пальцам одной руки.
Но для меня самый большой нонсенс – то, что из торгового центра «Небо» не видно неба!
Наверху, в атриуме, нет светового «фонаря», наличие которого, можно сказать, обязательно в торговых центрах северных стран, а вместо этого потолок зачем-то выкрашен в черный цвет.
Для молодежного кафе или ночного клуба это нормально, но в торговом центре уют создается светом и просторностью: это дает атриум, широкие и высокие, светлые торговые галереи со световыми фонарями. Само название обыграли только в вывеске. Это была единственная, но исправимая ошибка талантливого дизайнера.
ФАСАД
— У «Неба» очень интересный, современный фасад, видно, что его делал профессионал из первого эшелона талантливых архитекторов. Но, с моей точки зрения, такой фасад ассоциируется не с торговым, а с деловым центром.
Если бы это было офисное здание, я бы сказал, что оно выглядит реально круто.
Новый фасад, конечно, ему делать никто не будет, но мировой опыт создания подобных зданий в центральных городских зонах, показывает, что они спонтанно превращаются либо в фешн-центры, либо комьюнити-центры, где проходит вся модная и социальная городская жизнь. Такое здание быстро становится «урбанонимом» — топонимом для всего окружающего района: «встречаемся у Неба», «напротив Неба» и т.п.
Соответственно, фасад такого здания становится его визитной карточкой, и он должен быть «иконическим», лаконичным, но эффективным и запоминающимся. Таким, чтобы торговый центр ассоциировался с эйфорией праздников, яркими впечатлениями, даже с капелькой пафоса, и не выглядел бы как офисное здание, пусть даже и модное. Все успешные ТРЦ в мире спроектированы по принципу «матрешки», а это искусство управления впечатлениями посетителя. Уже с улицы должно чувствоваться предвкушение того опыта, который нас должен ожидать внутри здания, и который мы будем раскрывать «по слоям».
Кстати, популярная «Фантастика» — уже не такая модная.
У нее морально устаревшие фасады (хотя это решается небольшим косметическим ремонтом и реконцепцией входных групп, нового фасада хватит еще лет на десять). На мой взгляд, определяющий момент выбора сегодня — то, что этот торговый центр более просторный и светлый, а значит, более уютный для посетителей. Я видел, что люди там гуляют на свадьбах и фотографируются. Свободные пространства, высокие потолки, атриум, фонтан – всё это играет на ощущение комфорта. Если мне надо провести время на выходных и погулять — я поеду в «Фантастику».
ФОРМАТ
— На мой взгляд, концептуальная ошибка — то, что «Небо» пытаются сделать классическим торговым центром. Пусть на выходные люди будут ездить гулять в другие места, но «Небо» должно развиваться как некий ежедневный community-центр.
В «Небе» горожанам было бы удобно удовлетворить весь комплекс каждодневных потребностей.
Например, оплатить счета или получить другие услуги в МФЦ и банке (не просто в помещении с банкоматами, а в полноценном отделении), сделать небольшие повседневные покупки.
Люди должны приходить туда за развлечениями и фитнесом так же часто, как за шоппингом. В нем нужно развивать то, что сейчас называется «эдьютейнмент» (edutainment = education + entertainment, развлечения и образование). Скажем, всякие обучающие форматы для детей: вы приводите ребенка в «Экспериментариум», в школу танцев или на уроки английского и знаете, что в том же месте вы можете интересно и с пользой провести полтора-два часа ожидания.
Поехать в один торговый центр и там решить все социально-бытовые проблемы должно быть удобнее, чем ездить по городу в шесть разных точек и каждый раз искать парковку.
Если на это обратить внимание, то проект станет просто «золотым».
РЕЗЮМЕ
— В Москве в ноябре 2014 г. открылся качественный, современный и пока крупнейший ТРЦ «Авиапарк», 350 тысяч квадратных метров: из-за кризиса за полтора года он так и не смог до конца наполниться арендаторами. Но недавно в нем открылись самый большой детский образовательно-развлекательный центр «Кидзания», интерактивный кинотеатр, а на последнем этаже – двухъярусные рестораны с «открытыми» верандами, фудкорт, разнообразные развлечения, и это уже в ближайшее время даст ему толчок к развитию. Его пример был бы полезным и для самого большого торгового центра в Нижнем Новгороде.
«Небо» было бы идеально развивать как эволюционированный формат lifestyle-центра — как community-центр.
У него большое будущее при условии реконцепции плана наполнения арендаторами. И конечно, надо подумать, что сделать с этим не очень удачным черным потолком.
Фото: Дмитрий Косолапов, DK.RU.