Меню

Переход на онлайн-кассы: затратная необходимость или новые возможности?

До 1 февраля 2017 г. предпринимателям придется обновить контрольно-кассовую технику: она должна будет уметь отправлять в налоговую электронные версии чеков. Зачем это нужно и кому это выгодно?

15 июля 2016 г. были приняты изменения в 54-ФЗ, регламентирующие применение в России контрольно-кассовой техники. Использование и регистрация контрольно-кассовой техники с устройством ЭКЛЗ прекращается. С 1 февраля 2017 г. будет возможна только регистрация техники, работающей по новому порядку — с возможностью передачи данных по чекам в ИФНС через посредника, так называемого оператора фискальных данных.

Имеющаяся у предпринимателей техника должна быть заменена на новую, с установленным фискальным накопителем, или соответствующим образом доработана. Кассы, зарегистрированные до 1 февраля, могут продолжать работу в течение переходного периода — до 1 июля 2017 г. Модернизация будет проходить «за свой счет», новая техника обойдется в несколько раз дороже, за обслуживание у оператора также придется платить.

Читайте также: Новое в законах 2017

Есть ли «приятные» стороны у этого нововведения, которое многие предприниматели расценивают пока как спущенную сверху затратную необходимость?

Рассказывает Алексей Краснопольский, директор по продукту «Первого ОФД» (АО «ЭСК»).

— Я считаю, что этот закон создал удобство, в принципе, для всех, кого он затрагивает.

Зачем это нужно государству? Оно стремится легализовать торговлю и рынок услуг, выявлять факты занижения выручки и теневого оборота, повысить собираемость налогов. Вся торговля постепенно накрывается таким «зонтиком» информатизации и автоматизации: уже появляются системы учета алкогольной, социально значимой продукции, и так далее, а со временем все системы сойдутся в одно информационное облако.

Зачем это нужно владельцам бизнеса? Мы считаем, что в среднесрочной перспективе это повлечет за собой уменьшение ежегодных расходов на контрольно-кассовую технику.

Регистрация контрольно-кассовой техники ускоряется и упрощается . Сейчас это достаточно трудозатратный процесс: нужно заполнять бумаги, нести технику в налоговую или перепоручать это центру технического обслуживания. В новом порядке процесс регистрации займет 10-15 минут и проводится онлайн. Вы просто сообщаете в налоговую о том, что начинаете применять новую технику: «Вот эта касса, с этим фискальным накопителем, теперь работает у меня». Если все данные верны, вам выдадут подтверждение, и ККТ можно использовать уже через несколько минут.

Онлайн-кассы — это еще и инструмент снижения количества выездных проверок. Ведь когда все данные уже есть в распоряжении контролирующих органов, все проверки могут производиться в центрах обработки данных.

Кроме того, владельцу бизнеса использование новой ККТ дает возможность пользоваться всеми преимуществами информационного облака. Например, наблюдать все операции, производимые всеми имеющимися ККТ, в одном окне. Владельцу сети магазинов, расположенных в различных частях города, больше не придется объезжать все точки и проверять, как идут дела: он может отслеживать все необходимые параметры в личном кабинете на сайте оператора фискальных данных.

Оператор может предоставить ему ряд услуг по аналитике данных — широчайший пласт информации, который ранее был недоступен. Например, статистику продаж, средний чек, и всё это через мобильное приложение.

Есть огромное количество важных параметров, которые можно будет отслеживать благодаря новым ККТ. А еще — возможность, к примеру, получать sms-уведомления при достижении каких-то критических параметров: если касса слишком долгое время не работает, или превышен лимит ожидания, или слишком низкая выручка, — все эти параметры владелец кассы сможет задать сам в личном кабинете.

Безусловно, расширенная аналитика — это «бонусная» услуга, которая должна предлагаться отдельно. Но операторы фискальных данных именно такими наборами дополнительных преимуществ будут стремиться привлечь своего клиента.

— Будет ли обеспечен надлежащий уровень информационной безопасности?

— Мы (операторы фискальных данных) очень ответственно относимся к этой информации. Представьте, что данные каждого отдельного налогоплательщика хранятся в отдельной комнате и в отдельном сейфе. Примерно так. Никогда не случится «утечки».

Для коммуникаций и хранения информации используются специальные протоколы шифрования, коэффициент отказоустойчивости равен 99,98%. Исключен любой преднамеренный или случайный доступ третьих лиц к данным клиента. Немаловажно, что в аналитических целях данные могут использоваться только в агрегированном и обезличенном виде.

— Что дороже — модернизировать имеющуюся технику или обзавестись новой?

— Это зависит от производителей. Если они захотят удержать своих клиентов, то будут предоставлять дешевые пакеты модернизации. Практически все производители уже такие пакеты подготовили. В среднем стоимость комплекта модернизации составляет от 6 тыс. рублей. Но, безусловно, предпринимателям стоит трезво оценить рынок, свои возможности и потребности. Возможно, кому-то будет удобнее обновить технику полностью.

— На ваш взгляд, как скоро окупятся затраты на модернизацию или на новую технику?

— В течение примерно трех лет. Не стоит забывать, что нововведения нужны прежде всего государству, для повышения прозрачности бизнеса, и поэтому бизнес постарались не ущемлять —одни затраты добавляют, а другие — снимают: как я уже сказал ранее, некоторую экономию должен обеспечить тот же выход сервисных центров в конкурентную среду.

Кроме того, для облегчения перехода на новый порядок работы с точки зрения единоразовых финансовых затрат в правительстве обсуждается возможность частичной компенсации понесенных затрат предпринимателям и торговым компаниям.

Так, буквально недавно Минэкономразвития РФ предложило ввести налоговый вычет на вводимые онлайн-кассы не только для индивидуальных предпринимателей, но и для всех налогоплательщиков. Сумма такого вычета может составить до 18000 рублей.

— Какие могут быть трудности при переходе на новую технику и как их избежать?

— Основная трудность случится, если оттягивать момент перехода на новые ККТ до последнего момента. Лучше подготовиться заранее.

Алгоритм действий такой.

  1. Снять с учета по старому порядку имеющуюся ККТ.
  2. Доработать ее до нового порядка с помощью комплекта модернизации или приобрести новую технику со встроенным фискальным накопителем.
  3. Заключить договор с оператором фискальных данных. При выборе оператора важно учитывать его опыт, надежность, удобство и простоту процесса подключения, готовность консультировать при возникновении вопросов. Отдавайте предпочтение компаниям, для которых передача фискальных данных является основным бизнесом. Как правило, договор заключается прямо на сайте и заверяется электронной цифровой подписью (которая на сегодняшний день уже у всех есть).
  4. Получив номер договора, также в электронном виде зарегистрировать контрольно-кассовую технику в ФНС и подключить ее к оператору (все инструкции, как это делается, у него уже есть), обеспечив связь с ним.

С этого момента ваша касса будет выдавать чеки. Если связь прервется, чеки будут накапливаться и будут переданы позже «пакетом», но не стоит задерживать их надолго, потому что налоговая может использовать это как повод для проверки. Таким образом, единственный трудозатратный процесс – это снятие техники с учета. Не исключаю, что может быть принято решение снимать кассы с учета автоматически. Но пока это невозможно, настоятельно рекомендую заранее решить все эти вопросы, не откладывая переход к новому порядку на последний момент.