Два владельца мужских парикмахерских в Нижнем Новгороде рассказали DK.RU, что такое барбершоп, сколько стоит его открыть, и когда уйдет в небытие стереотип "Барбершоп = парикмахерская для хипстеров"*.
Собеседники DK.RU:
Андрей Тихонов
1. Специфика бизнеса: концепция, идеология, "философия"
Мы же хотим, чтобы к нам приходили как в мужской клуб, где комфортно, уютно и интересно, где можно быстро сделать качественную классную стрижку, выпить чашку кофе, читая свежую газету, и идти дальше.
Просто, недорого и без лишнего пафоса. Поэтому изначально мы ориентировались на стилистику английских классических барбершопов, таких как Truefitt&Hill, которые уже много столетий обслуживают членов королевской семьи. Отсюда, кстати, и выбор помещения — в историческом центре, в старинном здании Блиновского пассажа с огромными окнами, сводами и дореволюционным красным кирпичом.
Несмотря на то, что сейчас к барберингу в качестве мастеров приобщаются и женщины, барбер — это преимущественно мужская профессия.
Барбер — не просто мастер, которому вы доверяете свою прическу, но и человек, с которым можно приятно поговорить на мужские темы.
2. Необходимые моменты подготовки к открытию
К концу года в сети TOPGUN в России должно быть 22 мужских парикмахерских.
Первый барбершоп был открыт в Туле в августе 2014 г., поэтому процесс запуска новой парикмахерской уже отработан.
Это вполне неплохой срок для такого проекта, но сейчас мы понимаем, что и эти сроки можно оптимизировать, и знаем, как.
Основную часть времени и средств мы потратили на ремонт и обстановку. Когда мы впервые зашли в помещение, то увидели, что половина его высоты, включая огромные окна и стены, закрыта гипсокартоном, за которым был еще и огромный слой штукатурки. Все это мы демонтировали и открыли настоящую историческую красоту этого помещения. Дизайнер Роман Докукин создал настроение английского джентльменского клуба за счет брутальной деревянной мебели ручной работы, классических кожаных диванов «Честер», постеров в ретро-стилистике и старинных спортивных аксессуаров. Но главная наша гордость - это настоящие антикварные барберские кресла 1960-х годов, которые наш знакомый частный коллекционер собирал по всей Европе, отреставрировал, перебрал гидравлику и отправил в Россию. К счастью, все это происходило еще до всех изменений с курсом валют. Сейчас купить такие кресла было бы в разы сложнее.
3. Размер инвестиций и окупаемость
Если мы предлагаем услуги достаточно высокой ценовой категории, то подразумевается, что и инструменты должны быть высокого уровня: немногие в курсе, что стоимость хороших парикмахерских ножниц — не менее десяти тысяч рублей.
Ну и собственно обучение мастера — тоже достаточно затратная часть, поскольку для России это вновь зарождающаяся профессия, то конечно, большую часть средств мы тратим на обучение ребят. В общем, как вы поняли, и сам мастер, и его рабочее место стоят дорого, и размер инвестиций изменяется пропорционально количеству запланированных рабочих мест. Два кресла — одни деньги. Пять – совсем другие.
Согласно нашим данным, размер инвестиций в проект у нас оказался раза в два выше, чем в аналогичных в Нижнем Новгороде, соответственно, планируемый срок окупаемости — около двух лет.
Мы перфекционисты, и нам действительно нравится то, что мы делаем. Поэтому, кроме бизнес-составляющей для нас важна была и гуманитарная мотивация, желание создать действительно особенное и интересное место, которым бы гордились и мы и жители города и которое бы формировало новое городское пространство. Судя по откликам, которые мы фиксируем, у нас получается.
4. Необходимые статьи расходов: ежедневные и регулярные траты
А во-вторых, мы всегда стараемся включить в стоимость услуги как можно больше «бонусов» для клиента.
Я имею в виду, например, бесплатный кофе или чай, свежую прессу, парфюмерный комплимент и многое другое.
Да, «правильные» мужские средства отличаются от мужского масс-маркета, не говоря уже о средствах «унисекс» или женских.
Если стрижка подразумевает укладку, то средства для укладки American Crew для мужчин (которые, как правило, не используют лаки и пенки) упаковываются в банки-«шайбы» и имеют структуру воска, отличаясь уровнем фиксации и степенью блеска. Причем самые популярные средства — полностью матовые, чтобы не было «эффекта бриолина». Ну и, конечно, только в барбершопах используются такие специфические продукты, как средства для бритья и ухода за бородой, у нас это Borodist, Trius и Bradato. Последняя торговая марка — собственная сети TOPGUN.
5. «Портрет посетителя»
Хипстеры*? У нас в Нижнем есть коллеги, которые, пожалуй, этой аудитории более соответствуют.
Ваш вопрос, наверное, связан с интерьером заведения в стиле лофт. Я бы объяснил это так: мужику, по большому счету, не нужен пафос в интерьере, ему нужны удобство, качество и комфорт, и мы стремимся к тому, чтобы в барбершопе было уютно и деловому человеку в галстуке, и марафонцу, собирающемуся на тренировку. В целом сеть так определяет для себя свою аудиторию: менеджеры в самом широком понимании, клерки из банка через дорогу, чиновники, политики, свободные художники, школьники, которые экономили на обедах, чтобы круто выглядеть, — все люди, которые хотят и выглядят стильно, вне зависимости от модных трендов, погоды, города или страны.
Традиционно, информация о местах, где все это можно найти, распространяется word-of-mouth.
Если клиент пришел к тебе однажды, и ему понравился результат, то с большой долей вероятности он порекомендует тебя и своим знакомым, а те, в свою очередь, своим. Таким образом формируется лояльная аудитория. В нашем случае, доля таких рекомендаций (от знакомых, коллег, узнали от друзей и пр.) в структуре трафика - около 40%, еще примерно 30% - это органический трафик с улицы Рождественской, остальных клиентов приносят социальные сети, сайт, кросс-активности и иные каналы продвижения.
6. Персонал
Персонал искали «в ручном режиме», в профессиональном сообществе, по рекомендациям друзей и знакомых. Общий поток тщательно «просеивали» и выявляли «штучные» кандидатуры.
С отобранными кандидатами неоднократно беседовали, тестировали и, в случае необходимости, разрабатывали программу развития (обучение и отработка особых навыков и техник, обучение протоколам королевского бритья и пр.). Стоит отметить, что у нас нет табу на девушек-барберов. Мы считаем, что главным критерием должен быть не пол, а профессионализм, для нас важны мастерство, талант и любовь к своему делу. Легендарный классический барбершоп Truefitt&Hill в Лондоне или бруклинский Fellow Barber и, конечно, наши московские Mr. Right – лучшее доказательство того, что девушки могут и должны быть барберами!
Сегодня мужчины начинают понимать, что парикмахер — это не только женская профессия, и что она подходит для брутального мужчины.
Приходит осознание, что это не «стилист» в том отрицательном значении, которое распространилось у нас в последнее время. К сожалению, обучать персонал можно пока только в Москве, или приглашать к нам специалистов из столицы.
7. Конкуренция
В городе уже работают четыре сети, включая нашу.
И уже есть самостоятельные местные исключительно-му
В целом, мы очень позитивно относимся к нашим коллегам-конкурентам.
Наличие конкуренции развивает рынок и мотивирует игроков к постоянному движению: оптимизации бизнес-модели, улучшению маркетинга, качества, сервиса и пр. В результате конкуренции выигрывает клиент, и нас это абсолютно устраивает.
8. Планы на будущее
Или, как в случае с ул. Рождественской, продвигать не отдельные заведения, а локацию, для формирования устойчивой ассоциации — «Если стрижки и бритье, то на Рождественской». Думаю, скоро вы об этом услышите.
Наряду с развитием качества обслуживания и основных услуг, мы планируем развивать дополнительные сервисы для нашей аудитории, включающие расширение ритейл-функции, магазина мужских подарков и аксессуаров, индивидуального пошива и других «джентльменских историй». Вероятно, будем двигаться и в другие городские локации. Кроме того, на основе накопленной экспертизы во взаимодействии с нашей приоритетной аудиторией, мы планируем идти и в другие ниши. В частности, в наших планах - открытие боксерского клуба для джентльменов.
Планируется ли расширение сети в Нижегородской области? Если вопрос о том, будет ли открыт еще один TOPGUN в Нижнем Новгороде, то возможно, мы обсудим это в 2016 году.
Стоит ли выходить в города области? Стоит понимать, что барбершоп – не столько из-за стилистики заведения, сколько из-за качества услуг мастеров и их высокой стоимости – не может быть дешевым удовольствием. Немногие мужчины в области понимают, за что стоит платить больше. В Дзержинске, наверное, есть наши потенциальные клиенты. Но здесь возникает другая сложность, характерная для всех небольших городов (с ней столкнулись уже имеющие барбершопы Калуга, Орел) — поиск хорошего мастера. Сможет ли мастер ездить из другого города, если мы не сможем найти его или вырастить на месте? Это вопрос.
9. Перспективы бизнеса в целом
Ведь дело не в антураже, хотя и он привлекает мужчин. На первый план выходит качество стрижки.
Я считаю, что в перспективе мы придем к тому, что больше мужчин будут ходить в барбершопы, и количество таких заведений, отвечая на запросы клиентов, может вырасти до 50% от числа салонов-«унисекс
В России в дореволюционное время всегда были цирюльни, а в советское время — мужские залы в паримахерских.
В последнее время стали возрождаться барбершопы, и они, как показывает опыт, отлично приживаются. Ведь хорошо выглядеть — всегда необходимо, это вне моды.
Фото предоставлены героями публикации.