Меню

«Остерегайтесь «аварийных комиссаров»: Сергей Кузин, «Центр помощи автомобилистам»

«Из-за «аварийных комиссаров» пострадавшая сторона в ДТП легко может стать виновной. Правовой статус «аварийных комиссаров» на сегодняшний день определен четко: юридически их НЕТ».

Юрист, правозащитник, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин:

— Если верить статистике УГИБДД по Нижегородской области, то в областном центре ежедневно происходит 120-150 ДТП. Проезжая мимо столкнувшихся автомобилей, мы уже привычно видим рядом «аварийных комиссаров».

И вот именно на их действия увеличилось в разы количество жалоб, поступающих в «Центр помощи автомобилистам» от жителей Нижнего Новгорода.

Вот оно, ДТП. По правилам дорожного движения, если нет пострадавших и вред причинен только имуществу, водители обязаны как можно быстрее освободить проезжую часть, чтобы не создавать препятствия для проезда других транспортных средств.

Что делать? Как составить схему, на что обратить особое внимание? Этого автолюбители, как правило, не знают. Часть водителей, по привычке еще, сразу звонит в ГИБДД и ожидает их приезда на место ДТП, а часть лихорадочно названивает друзьям и знакомым в поисках контактного телефона «проверенного аварийного комиссара», или ищет информацию через смартфон в Интернете. В итоге, на место ДТП в течение 15-20 минут подъезжает ОН — «аварийный комиссар».

А вот здесь давайте остановимся и разберемся подробнее: кто же он такой, «аварийный комиссар»?..

Если смотреть официально, правильно, как должно быть, то он — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей. Он же действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесённого ущерба.

Как правило, сегодня «аварком» — вовсе не сотрудник страховой компании, а представитель какой-либо посреднической компании, каких сейчас в избытке.

Сначала за вознаграждение он помогает автолюбителям составить схему ДТП для дальнейшего предоставления инспектору ГИБДД. Далее предлагает еще ряд платных услуг для «облегчения жизни» автовладельца…

Но при небескорыстной «помощи» комиссар не составляет с водителями никакого договора, где были бы прописаны его обязанности с персональной ответственностью (или ответственностью компании) в случае некомпетентности сотрудника, и не описаны права автомобилистов.

Проще говоря, никакой юридической ответственности за свои действия он не несет. Также «комиссар» не выдаст кассовый чек или бланк строгой отчетности о получении денег. Получается, что юридически «комиссара» вообще не было!

Ежедневно к нам приходят нижегородцы за юридической помощью: на месте ДТП виновность одного из участников не вызывала сомнений, но схему ДТП зарисовали неграмотно, и теперь установить виновность в суде невозможно. В ряде других случаев «аварийные комиссары» самостоятельно оформляли необходимые документы, а потом заверили клиента, что сами передадут их в страховую компанию, но сделали это позже установленных законом сроков, и теперь автовладельцу грозят крупные финансовые потери.

Подобные вопросы часто звучат не только в наших офисах, но и в программах «Первая передача» на НТВ и «Право руля» на Авторадио. И там ведущие удивляются вопросу: как же можно пропустить сроки информирования страховщика, если на месте ДТП был «аварийный комиссар»? Все просто, если «аварийный комиссар» никакого отношения к страховщику не имеет.

Факты непрофессионализма «аварийных комиссаров» встречаются все чаще и чаще.

Схемы ДТП составлены абсолютно безграмотно. Нет замеренных расстояний по расположению транспортных средств по отношению друг к другу, к объектам дорожной инфраструктуры, не зафиксированы иные следы, относящиеся к происшествию. Как правило, имеются фотографии автомашин на месте ДТП, но с этим справится и школьник. 

Правовой статус «аварийных комиссаров» на сегодняшний день определен четко – юридически их НЕТ.

Он взял деньги, нарисовал что-то на бумаге (схемой ДТП порой это назвать вообще нельзя) и уехал. В итоге всё подписано только участниками ДТП. И именно они несут ответственность.

Общественная организация «Центр помощи автомобилистам» призывает водителей самостоятельно оформлять схему ДТП и далее без сомнительных юридических услуг обращаться в отдел ГИБДД за оформлением ДТП и в страховые компании за выплатами.

Мы понимаем, что скрупулёзно сидеть и разбираться в ПДД и во всех изменениях законодательства водители не будут, поэтому подготовили для них комплект «экстренной юридической помощи при ДТП» — это полный набор необходимых инструкций и бланков, который позволит самостоятельно оформить свое ДТП за 10-15 минут. Далее быстро получить документы о ДТП в ГИБДД и облегчить дальнейшее обращение в страховые компании. Получить комплекты могут все желающие и абсолютно бесплатно в любом из наших офисов, заказать в наших группах в социальных сетях, оставив контактные данные для связи.