Меню

Олег Кондрашов: инвестора нужно вести за руку

Будущее Нижнего Новгорода — вопрос, волнующий всех горожан. Пока проживание в городе сложно назвать максимально комфортным.Причиной тому и ветхий фонд, и накопившиеся транспортные проблемы.

Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов дает стопроцентную гарантию, что из года в год город будет преображаться и становиться только лучше.

В настоящее время разрабатывается стратегия развития Нижнего Новгорода до 2030 г. Создание документа доверили московским специалистам из фонда «Институт экономики города». Как отмечают эксперты, стратегия должна основываться на крупных проектах, которые существенно изменят облик города и улучшат жизнь горожан. По словам Олега Кондрашова, стратегия будет опираться на уже существующие наработки, сделанные в предыдущие годы администрацией города, генеральный план Нижнего Новгорода и актуализироваться с учетом новых реалий.

Стать третьим городом России

По замыслу властей, стратегия должна основываться на крупных проектах, реализация которых началась в 2011 г.: пуск метро в верхнюю часть города, подготовка к чемпионату мира по футболу‑2018, развитие сети образовательных учреждений и другие программы. «Наша главная задача — повысть социально-экономический уровень и сделать Нижний Новгород третьим городом России после Моск­вы и Санкт‑Петербурга», — заявил глава администрации. Однако все эти амбициозные задачи диктуют новые требования, в том числе и к транспортной системе города.

Какие из транспортных проблем надо в городе решать в первую очередь?

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. У Нижнего Новгорода изначально выгодное положение с точки зрения организации транспортных потоков. У нас есть водное сообщение, воздушное, железнодорожное и автомобильное — фактически все способы передвижения для нас доступны. Другой вопрос, что все эти транспортные артерии нужно развивать. В скором времени мы увидим реконструированный аэропорт, обновленный железнодорожный вокзал. И на эти проекты уже нашлись инвесторы. В перспективе начнется строительство обходов областного центра для большегрузного транспорта, возведение многоуровневых парковок для личных автомобилей в районах деловой активности и, конечно же, общий ремонт и строительство всех без исключения дорог в черте города.

Каковы перспективы решения транспортной проблемы в городе?

— Многие эксперты склоняются к мнению, что в мегаполисах решить ранспортную проблему весьма проблематично. Город — это живой организм, он растет, развивается. Нужно приводить в порядок транспорт, который по этим дорогам передвигается, обновлять подвижной состав транспортных предприятий. У нас есть железная дорога, аэропорт, автовокзалы — все это предстоит модернизировать, привести их работу в единую упорядоченную, современную схему. Это непрерывная работа, обеспечивающая жизнедеятельность города.

То есть в ближайшее время город не избавится от пробок?

— Основной проблемой у нас, как и во многих динамично развивающихся мегаполисах, остается несоответствие пропускной способности улично‑дорожной сети растущему уровню автомобилизации населения. Решение этой проблемы дорогостоящее и масштабное. Нужно формировать систему магистралей скоростного и непрерывного движения, строить новые мосты и развязки, повышать пропускную способность дорог за счет внедрения современных методов организации дорожного движения. В конце концов, не стоит забывать о нашей задаче номер один — ремонте и строительстве дорог. Это то, с чем сталкивается подавляющее большинство горожан каждый день. В прошлые годы мы получали солидную поддержку федерального центра для ремонтных работ. Все люди видели, какими масштабными были ремонтные кампании, как активно велась работа. Сегодня справляемся своими силами. Конечно, этого недостаточно. Будем искать дополнительные источники финансирования, чтобы привести наши дороги в порядок.

Вы часто общаетесь с иностранными делегатами. Они удовлетворительно оценивают городские дороги,

уличное освещение?

— Наш город иностранцам нравится. И даже очень. Это мы, нижегородцы, часто ругаем свой город и критикуем, а со стороны все его красоты видны очень ярко. В других городах я каждый раз сравниваю, как решаются проблемы муниципалитетов, в чем различия, в чем мы уступаем, а где и превосходим зарубежные примеры. Поверьте, в тех вопросах, за которые горожане критикуют власть, мы не так уж кардинально отстаем от заграницы. Дороги в отдельных районах Нью‑Йорка, например, поразили бы нижегородцев своей разрухой. В плане освещения за последние лет семь тоже сделан колоссальный рывок вперед. Да, это не Москва или Париж с неоновой подсветкой круглые сутки. Но в городе была решена насущная проблема — освещение улиц и дворов. Это все текущая планомерная работа, которую многие просто не замечают.

Вырастить своего инвестора

Для того чтобы привлечь инвестора в Нижний Новгород, нужно продвигать город на международной арене. По мнению Олега Кондрашова, у столицы Приволжья есть все, чтобы активно развивать свой потенциал в партнерских программах с иностранными инвесторами.

— Однако как практику мне бы хотелось от всех этих теоретических проектов как можно скорее увидеть конкретный результат. Новые производства, новые рабочие места, рост налогооблагаемой базы и развитие инфраструктуры города. То есть от инвестиционной деятельности на территории нашего города, как и все его жители, я хочу получить практическую пользу.

То есть потенциал есть, а инвесторов мало?

— Оценивая ситуацию, я вижу, что пока потенциал наш не до конца востребован. Уверен, что настоящего всплеска инвестиционной активности мы пока еще не ощутили. Хотя для его отсутствия есть и вполне объективные причины. Сложная экономическая ситуация в Европе и Америке не располагает к долгосрочному и масштабному инвестированию за пределами страны. Проще говоря, наши партнеры из стран высокоразвитых экономик сейчас не знают, как у себя «дыры затыкать», поэтому им не до капиталовложений. Между тем потенциал наш только растет. Важно в каждом из направлений дождаться правильного и достойного инвестора. А лучше его не ждать, а вести такого инвестора к нам за руку. Для этого мы сами должны ездить на выставки, непрерывно представлять свои проекты различным инвестиционным фондам, лоббировать интересы города на международном уровне.

Как ведется работа с инвесторами на внутреннем рынке?

— Прежде чем ориентироваться на зарубежного инвестора и его интересы, нам нужно суметь создать на территории города комфортную среду для развития бизнеса российского, в частности нижегородского. Это дает нам шанс вырастить через какое‑то время своего инвестора, знающего всю деловую специфику Нижнего Новгорода и работы в нем. Сегодня для этого мы реализуем ряд проектов, симулирующих развитие предпринимательства и создающих положительный имидж бизнесу. В Нижнем Новгороде разрабатывается программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012–2014 годы». Она предусматривает содействие развитию малого и среднего бизнеса на территории нашего города. Это как финансовая поддержка субъектов предпринимательства, так и помощь в области подготовки кадров.

Назовите несколько проектов, которые изменят жизнь людей в Нижнем Новгороде в скором времени.

— Во‑первых, будет построено метро в нагорную часть с эстакадой на Московском шоссе и автодорожными подходами в нагорной части. После реконструкции откроется обновленная площадь Лядова. Второе — весь общественный транспорт вскоре будет управляться муниципалитетом: как только будут решены все вопросы передачи НПАТ от области городу, мы начнем разрабатывать единую схему работы транспорта. Третье — на совершенно новый уровень в нашем городе выходят темпы строительства жилья для бюджетников, жителей ветхого и аварийного фонда: в 2011 году мы заложили строительство сразу трех муниципальных домов.

Изменит качество жизни строительство новых детских садов: уже в этом году у нас сдается новый садик на Автозаводе на 225 мест и целых два ДОУ в Канавинском районе на 445 мест.

Еще одним грандиозным и важным проектом, если комиссия ФИФА и оргкомитет чемпионата доверят нашему городу право разместить у себя одну из площадок для проведения матчей такого уровня, может стать строительство стадиона к чемпионату мира по футболу на Стрелке. Это станет настоящим импульсом для развития всего нашего города.

Власти всех уровней часто критикуют, городская администрация — не исключение. В последнее время протестные настроения среди населения вообще стали больше слышны. Как вы к этому относитесь?

— Что бы я сейчас ни ответил, разубедить законченных скептиков мне вряд ли удастся. Я точно знаю, что администрация города активно работает и постепенно, по мере возможностей бюджета, мы решаем проблемы города и горожан.

А вообще у нас национальная забава — поругать власть, и я к этому стараюсь относиться по‑философски. Власть не нужно любить, в лучшем случае ее надо уважать. Однажды услышал хорошую мысль: на воп­рос, что бы вы хотели от власти, человек ответил: «Я хочу ее не замечать. Потому что, если я ее замечаю, значит она не выполняет своих задач». Результаты есть, и они совсем скоро будут очевидны для всех. Мы все поедем по новой ветке метро, пройдем через новые пешеходные переходы, будем гулять по благоустроенным паркам и улицам. И это все появится у нижегородцев вне зависимости от того, как они относятся ко мне лично. Я просто буду делать свою работу для всех нижегородцев без исключения.

Елена Евсеева