«Любовь к камню в названии бренда, Pietra с итальянского переводится как «камень». С любви к минералам началось мое ювелирное искусство», - рассказывает ювелирный дизайнер и основатель бренда Pietra.
Олег, ваша компания одна из немногих работает в том числе и на иностранный ювелирный рынок. Я знаю, что вы только недавно вернулись из большого евротура, и что внимательно следите за трендами и новинками европейского и мирового рынков. Скажите, какие тренды становятся модными в мире? Куда движется рынок мировых ювелирных изделий?
Действительно, я посетил летом несколько европейских стран, в частности Германию, Францию, Италию, Чехию и Австрию в поисках потенциальных партнеров по развитию бренда Pietra by Oleg Ivanov за рубежом и получил несколько интересных предложений, которые сейчас прорабатываются. Здесь мне очень помогает знание 4 европейских языков, что производит первое благоприятное впечатление на иностранцев. Прежде всего, хочу отметить большой интерес к продукции, производимой нашей нижегородской ювелирной компанией. Было приятно убедиться, что мы делаем качественные современные украшения, ничем не уступающие мировым ювелирным брендам.
Что касается трендов, то я внимательно слежу за ювелирной модой и хочу сказать, что на сегодня в мире правит полная анархия, которая подразумевает, что нет четко выраженных течений, стили перемешаны, балом правит унисекс, гротескность форм чередуется с минимализмом, элементы АрНуво и АртДеко активно применяются ведущими ювелирными домами, которые тут же рядом выпускают коллекции, где присутствуют страусовые перья, кожа крокодила и вставки из эбонитового дерева. Наша компания не отстает в этом плане от мира и совсем недавно мы запустили и продали капсульные коллекции, где основным элементом были кокос и зубы акулы. Идея не прошла бесследно - на ювелирном конкурсе мы получили второе место в номинации "Калейдоскоп. Материалы, техника, идея " на международной ювелирной выставке "Новый Русский Стиль Junwex". Удалось обыграть зубы карибской акулы, встроив их в изящное колье, серьги и кольцо из золота с крупными иолитами и бриллиантами.
Если говорить о том, куда он (мировой рынок) движется, то основными заводилами, которые обеспечивают постоянный и активный спрос становятся такие страны как Китай, страны ЮВА, страны Персидского залива. Коллекции отражают вкусы потребителей этих регионов, именно поэтому у большинства брендов, например, сегодня мы наблюдаем акцент на крупных камнях, чаще кабашонной огранки, обрамленных мелкой россыпью камней. Подобного уровня украшения востребованы в нашей стране лишь в очень ограниченном сегменте.
Какие страны по Вашему мнению сегодня являются лидерами ювелирной моды? И как Вы в таком случае оцените российский рынок ювелирных изделий? Есть ли у наших ювелиров свой узнаваемый стиль? Чем мы можем гордиться, а где нам стоит поучиться у коллег из других стран?
На сегодня пальму первенства в мировом дизайне, которая до сих пор уверенно удерживалась итальянцами, оспаривают многие страны - США, Франция, Германия, и безусловно Гонконг и Китай
Российский рынок ювелирных украшений на мой взгляд можно условно разделить на 2 части. Одна, преобладающая, состоит из крупных «исторических» брендов, капитализирующих на репутации заводов-производителей советских времен с прошлым в виде устаревшего оборудования, не способного производить современные технологичные вещи, раздутыми кадрами, не налаженными бизнес-процессами. Продукция, которая там производится, морально устарела и не имеет ничего уже общего с тем, что творится во всем мире. Трогать эти предприятия государство не может, так как в основе своей это градообразующие предприятия в своем регионе, выполняющие определенную социальную роль по обеспечению людей работой. Любые необходимые трансформации с этими заводами повлекут за собой увольнения и рост социальной напряженности, что в данных реалиях никому очевидно не нужно.
Вторая часть - это современные компании, отвечающие всем веяниям моды в подходах к управлению, производящие современную ювелирную конкурентоспособную продукцию. Таких компаний немного, но они могут стать флагманами ювелирной отрасли России, которые будут задавать моду не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.
Доля России в мировом экспорте ювелирных украшений в 0,05% сегодня очень хорошо показывает низкую востребованность нашей продукции в мире. Да и то, большая часть этой экспортируемой продукции уходит в страны Евразэс – Казахстан, Белоруссию и Армению, где вкусы населения совпадают с россиянами. Можно сказать, что на мировом рынке Россия, к сожалению, ассоциируется как страна для импорта украшений, чем наоборот.
В очередной раз выскажу, что здесь опыт Китая может оказаться для нас весьма поучительным. Страна, не обладающая еще совсем недавно своей ювелирной школой и высокотехнологичными заводами, на сегодня выпускает тысячи современных ювелирных дизайнеров, производит конкурентоспособное оборудование, не уступающее ни в чем итальянцам и немцам. Результат – 15% мирового экспорта и эта цифра будет только увеличиваться. Надо понимать о каких суммах идет речь. Это десятки миллиардов долларов.
А что с разнообразием ювелирных изделий в России? Когда посещаешь наши магазины и торговые центры, зачастую, видишь на витринах унылое однообразие. Найти что-то пор-настоящему необычное - очень сложно. С чем это связано?
Рынок в России очень консервативен. Например, модели, разработанные еще в 70-е годы, как цепи «Бисмарк» до сих пор востребованы в стране. Изделия и коллекции на прилавках отражают любовь населения к демонстративной декоративности с одной стороны и к традиционности, классике с другой.
Думаю, что торговые сети были бы наверно и рады предложить потребителям более разнообразный и современный ассортимент, но их сдерживает фактор низкого курса рубля, из-за которого импорт украшений стал в одночасье нерентабелен и поэтому упал в разы, что обрадовало российских производителей, которые таким образом оказались в тепличных условиях. Импортозамещение случилось, но не из-за грамотных действий менеджмента российских заводов, а из-за девальвации рубля. Те компании, которые производят современную и востребованную продукцию не могут в полной мере выйти на российский рынок в силу причин – малые размеры компании, нехватка средств, отсутствие кредитных возможностей. Лично я неоднократно обращался за кредитом как юридическое лицо, но после долгих по несколько месяцев процедур утверждения кредита, получал отказ. Ювелирная отрасль считается в банковской сфере рисковой. Не будем здесь говорить, что ставки в банковской сфере для бизнеса реально дают начиная с 20% и выше, что производителя с его нормой рентабельности в 5-12% не совсем устраивает. Вообще, складывается впечатление, что квинтэссенцией своего развития многие наши банки считают валютно-обменные операции и прием денег на депозиты.
Я знаю, что философия Вашей компании - это эксклюзивность и оригинальность. Вы работаете на покупателя, который обладает вкусом и стилем, который хочет подчеркнуть свою индивидуальность. А насколько готов к такому подходу российский рынок, созрел ли рынок до этого? Ведь эффективнее, наверное, было бы делать стандартные ювелирные изделия для массового потребителя? Почему вы выбрали такой сложный путь?
В массовом же сегменте конкуренция страшная. Все производят одно и тоже, необходимы сверх усилия, чтобы твое УТП (уникальное торговое предложение) было действительно уникальным.
Нельзя не забывать о грядущих изменениях во вкусах потребителей. Уже сегодня видно, что современное поколение живет иными ценностями чем их родители, только влияние на рынок пока оказывает опосредованно. Когда это поколение станет доминирующим потребителем через несколько лет, большая часть наших ювелирных заводов просто закроются – поколение нулевых, воспитанное на Instagram и Youtube, покупать их продукцию не будет, я в этом абсолютно уверен. Если только не случится чудо и они не начнут инвестировать в технологии, кадры, менеджмент.
У вашей компании есть необычный почерк. На вашем сайте написано, что вы работаете с каким-то невероятно большим количеством камней - более 130 видов камней из более, чем 20-ти стран мира. Я знаю, что вы увлекаетесь философией камня и его влияния на человека. Как камни могут способствовать успеху в делах?
Мир камней безумно интересен и он огромный. Можно каждый день читать, изучать и все-равно останется еще много белых пятен. Минералы – это память Земли. Кристаллическая решетка минерала позволяет ему хранить память миллиарды лет. Можно даже сказать, что это люди живут в мире камней, а не наоборот. Мы рождаемся, отживаем короткий век, уходим, а камни остаются, и они все наблюдают и впитывают как губка.
Древние люди безусловно знали про особенности некоторых минералов, благодаря которым они приобретали особую силу. Минералы рождаются и живут в различных климатических условиях, что определяет их разные свойства в конечном итоге. Богатые люди мира сего также очень хорошо осведомлены о полезных «реальных» свойствах того или иного минерала, активно используют их, что наверняка помогает им держать свою власть над капиталами и людьми.
Отмечу, что минерал, на мой взгляд, – это живой организм, несущий в себе энергии определенного характера. Он может не «сойтись» с вами и тогда вместо пользы он начинает вредить, а может и «подружиться», сойтись с вами и принести пользу. Вопрос – как подобрать свой камень, требует, конечно, отдельного интервью. Но в целом, хочу заметить по собственным наблюдениям, что нам необходимо гораздо больше уделять внимания себе и своим ощущениям окружающего мира, в том числе мира камней. Гораздо важнее прислушаться при выборе минерала к своей интуиции и чувствам, чем опираться на написанные гороскопы, которые подходят зачастую очень формально и не учитывают особенностей индивидума. Причины многих болезней и стрессовых ситуаций - из-за незнания и возможностей человека себя в отношении окружающего мира. Практикуя более 12 лет такие практики как цигун, тайчи и йога, убеждаюсь все более в возможностях раскрытия наших скрытых способностей, когда мы обращаемся за помощью к природе Вселенной. И камни выступают здесь проводниками.
То есть, при индивидуальном заказе Вы сначала изучаете человека, а потом предлагаете ему изделие, которое идеально подходит ему? Интересный подход.
Мы предлагаем индивидуальный подход и в корпоративной тематике - создаем украшения, отражающие специфику деятельности компании. Например, один из последних заказов для известного российского оборонного предприятия был выполнен из значков изображающих подводную лодку, всплывшую на перископную глубину. Субмарины были из серебра, покрытые черной горячей эмалью, на фоне синего моря. Получилось очень неплохо.
Особенно у нас удаются, я считаю, настольные композиции в виде заданных заказчиком сюжетов. Помимо традиционных охоты и рыбалки мы исполняли много довольно занятных заданий. Каждая композиция представляет собой как правило спил минерала, на деревянной подставке, на котором размещаются основные участники сюжета. Это могут быть, например, серебряная фигурка рыбака, который тянет удочкой из золота камнерезного сома из белого нефрита, или лиса, вырезанная из сердолика, тащит пойманную рыбаком золотую рыбешку, раскиданную по льду….Подобные подарки уникальны и создают хорошее настроение как тем, кто дарит, так и тем, кто получает. Не говоря уже о тех, кто их делает) Несмотря на высокую стоимость подобного заказа, недостатка в клиентах нет, - каждому хочется подарить действительно уникальный подарок, который запомнится на всю жизнь. В особенности тем, у кого уже кажется все есть.
Мужская ювелирная коллекция – это та уникальная сложная тема в которой у нас есть свой стиль, я считаю. Это могут быть и эксклюзивные золотые запонки, отражающие род деятельности клиента. Например, один из заказов для известного профессора метеорологии из Санкт-Петербурга был выполнен из запонок, в виде метеорологических верхушек, которые двигались по кругу при попадании на них потоков ветра.
Мужские стильные кольца – это конек, на котором мы стоим. Недаром, половина наших дипломов на конкурсах ювелиров вручена именно за мужские перстни. Только что, в Москве получил диплом на выставке Junwex « Лучшие украшения в России» за мужское кольцо с крупным черным бриллиантом «Глаз дракона». Конкуренция была жесткой – около 140 компаний, поэтому победа особенно ценна для нашей компании. Нам удалось сделать перстень крупным, мужским, производящим впечатление на окружающих, и при этом оно стильное и современное.
А что в Нижнем Новгороде? Вы работаете по всей стране и по всему миру? Что можете сказать про нижегородскую ювелирную школу? Наша школа имеет свое лицо, можно ли сказать, что у наших ювелиров есть свой почерк?
Я придаю большое значение воспитанию молодых кадров и вкладываю свое время и ресурсы в их развитие. Поэтому, был очень рад недавней победе нашего молодого ювелира, Арины Сакеевой, выпускницы Павловского колледжа, на чемпионате России среди молодых талантов WorldSkills в мае этого года в Краснодаре. Конкурс был сложный, пришлось пройти сначала региональный отбор, а потом выиграть в ПФО, чтобы попасть на чемпионат. Победа Арины подтверждает мое мнение, что в рамках современного эффективного предприятия можно вырастить специалиста высокого уровня.
На самом деле, существует горячее желание открыть собственную школу в рамках современного ювелирного производства по обучению и подготовке современных ювелиров. Моя база - 20-летний опыт в управлении ювелирным производством и в дизайне авторских украшений, но без поддержки властей здесь не обойдется. А ведь ювелирная отрасль в России является весьма перспективной в том числе и с точки зрения развития экспортного потенциала.
Я знаю, что Вы занимаетесь и общественной деятельностью. Расскажите поподробнее.
Да, действительно, я состою в Общероссийской общественной организации « Деловая Россия » в Комитете по драгоценным металлам, камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам. В «Деловой России» мы стараемся объединить те производственные предприятия, которые создают новые высокопроизводительные рабочие места, которые обеспечивают нашу страну товарами собственного производства, постоянно разрабатывающие и внедряющие новые технологии и высокие стандарты работы. 29 сентября принимал участие во Всероссийской отраслевой конференции ювелиров, где совместно с представителями власти пытались, а пока что, к сожалению, другого слова не подберу, обозначить стоящие проблемы перед отраслью с точки зрения государственного регулирования и возможных мер поддержки. Пока что, налицо, мы видим непонимание государством важности и критичности текущей ситуации, и работы предстоит очень и очень много. Также хочу отметить слабую интегрированность представителей ювелирной отрасли в диалог с властью. Если бы позиция была действительно поддержана большинством участников рынка – нас бы слышали гораздо чаще, власть шла бы навстречу, а так она со своей стороны видит лишь несколько человек, которые ей что-то пытаются сказать и доказать. Люди хотят изменений, но пальцем не пошевелят, чтобы хотя бы запустить процессы по тому, что к ним относится напрямую, от чего зависит их бизнес и жизнь.
Ну, и напоследок...Вы 20 лет на рынке уже. Всю жизнь занимаетесь ювелирным делом. Скажите, а какой заказ для Вас стал самым необычным?
Из последних интересных заказов отмечу композицию, которую делали для чемпионки России, мастера спорта международного класса, члена сборной России по стрельбе из лука. Страсть к стрельбе из лука нужно было совместить с любовью к …. выдрам ! Да да. Именно к выдрам. Кстати, посмотрите фото выдр в интернете – они очень милые и симпатичные существа. Композиция получилась на загляденье. Серебряная выдра взобралась на корягу и смотрит на мишень, в которую воткнуты золотые стрелы. Мне кажется, в живой природе это сложно представить, но у нас это получилось очень органично. Заказчик был в восторге!
Напоследок, скажу, что очень важно любить и верить в то, что ты делаешь. Возможности для самореализации в сегодняшнем мире огромны. В России много свободных ниш, где можно применять свои способности и талант, принося пользу обществу и стране. Главное только начать действовать, а не рассуждать.