"Помните, что в Силиконовой долине не хватает программистов и стартапов, в стране молока и меда (Израиле) - сладкого зефира из Сормово и дезодорированного подсолнечного масла из Ростова..."
Учредитель интернет-компании Р52.РУ Леонид Кирнус:
Когда будете читать этот текст, обопритесь на что-нибудь прочное, чтобы не упасть. Я утверждаю, что если вы предприниматель, то несомненно и обязательно производите что-то интересное зарубежному потребителю.
Конечно, скептик может откопать что-то такое особое, актуальное только для жителей одной шестой части суши… Например, если вы владеете ассенизаторской машиной, то вряд ли житель Лозанны заинтересует ее покупка… Спорить тут трудно, однако и ограничивать свой импортный потенциал только матрешками я бы не стал.
Несколько более или менее свежих примеров.
Знакомая посетовала на трудность выживания семьи в условиях кризиса. Она актриса, он бывший инженер. Денег мало, желания их иметь - много. В нашем разговоре как-то возникла тема остатков сосновой коры, которая обычно тоннами гниет на любой лесопилке средней полосы России. Оказывается, это великолепный материал для мульчирования (улучшения свойств) почвы для садоводства. Муж актрисы – инженер - быстро смекнул, как придать рыночный вид этому проекту, и вскоре семья переехала в новый коттедж. Измельченную кору в мешках стал охотно покупать канадский дистрибутор.
Израильтянин русского происхождения открыл бизнес туристических поездок своих сограждан в Польшу. Сам сделал простой презентационный интернет-сайт, договорился с недорогими и интересными отелями и экскурсоводами в Польше, и дело пошло… Во время разговора со мной он спросил о моих идеях развития этого бизнеса в российском направлении. Мне показалось это не безумно прибыльным, но, безусловно, интересным. По странному стечению обстоятельств эта тема вскоре была поднята во время разговора с моими друзьями-нижегородцами. Так вот, дочь этих самых друзей в свободное от своей основной работы время организует гастрономические туры по ресторанам для земляков, угощая своих клиентов по договоренности с владельцами общепитовских точек отличной русской кухней.
Как вы думаете, предложение недорогого, “вкусного”, безопасного со всех точек зрения кулинарного тура в Нижний Новгород будет пользоваться спросом у экономных и прагматичных иностранцев? Еще одно легкое шевеление мозгами - и стали приходить мысли: а) договориться с владельцами небольших и недорогих отелей о размещении группы; б) созвониться с экскурсоводами; в) да и хорошее транспортное обслуживание не помешает…. Так как-то сам собой и был скомпонован интересный туристический пакет. Надеюсь, что этот самый пакет поможет улучшить материальное положение дочери моих друзей.
Еще пара интересных примеров, связанных с Израилем (ну что поделать, таким я уродился!). Любимое мое сладкое лакомство при чаепитии в Израиле - это зефир ОБОЖАЙКА «Ванильный» производства родной Сормовской кондитерской фабрики. Кстати говоря, у них неплохой многоязычный веб-сайт (если быть предельно откровенным, то сравнительно небольшие улучшения это маркетингового инструмента, сделанные профессионалами, в разы могли бы увеличить продажи их продукции за рубеж), ясная и недвусмысленная маркетинговая политика. Огромный продающийся ассортимент явно свидетельствует о прибыльности этого сладкого международного бизнеса.
И второй пример. Молодой предприниматель по имени Ян является практически эксклюзивным поставщиком растительного масла из стран бывшего СНГ во все продовольственные магазины Израиля. Речь идет о нескольких морских контейнерах в месяц. Я подробно расспрашивал Яна о причинах успеха. Он мне ответил однозначно: удачная адаптация продукта под потребности местного рынка. В чем же заключалась эта самая удачная адаптация? «Я привез из Израиля в Россию раввина, который проверил производство с религиозной точки зрения и поставил свой штамп «кошерно», - сказал он. Этот штамп перекочевал на все этикетки сотен тысяч бутылок с постным маслом. Знакомый символ кашрута сделал простое подсолнечное масло бестселлером.
Таких примеров можно привести множество. Даже если вы не совладелец «Газпрома» или алюминиевого завода, то при определенных условиях сможете продать свой продукт иностранцу. Даже самый экзотический.
Какие условия должны быть соблюдены?
1. Понять, что повсюду в мире имеется недостаток товаров и услуг. Именно вашего товара в мире не хватает. Просто этот бесспорный факт надо довести до сведения потенциального клиента, даже если он живет в центре Нью-Йорка или в провинции в Новой Зеландии.
2. Помнить, что в Силиконовой долине не хватает программистов и стартапов, в стране молока и меда (Израиле) - сладкого зефира из Сормово и дезодорированного подсолнечного масла из Ростова, во Франции - явная нехватка грибов, природного газа и хорошего вина.
3. Усвоить, что какой бы замечательный продукт или услугу вы ни производили, они никому не нужны, пока сам потребитель не узнает об их замечательности.
4. Описать ваш товар/услугу на языке потенциального потребителя. Для этого часто бывает достаточным сделать простой иноязычный веб-сайт или перевести имеющийся русскоязычный.
5. Разработать и осуществить маркетинговую программу, которая доставит сведения о вашем продукте к глазам потребителя. Сюда входят и незатейливые решения с помощью Facebook и сложные мероприятия по математическому изучению вашей потенциальной аудитории. Следует только помнить, что маркетинг должен быть на территории той страны, где вы хотите продавать.
Предыдущие 5 и один последующий самый важный, шестой, пункт приведут к вам заграничного партнера, с которым, с высокой степенью вероятности, вы и будете успешно работать по продаже своего товара.
6. Выбрать правильного провайдера маркетинговых услуг. Помните, что если вы выбираете путь интернет-маркетинга (наиболее вероятный и бюджетный вариант) то эти услуги все-таки не бесплатны. Их особенностью является то, что кухня, на которой эти услуги «выпекаются», скрыта за семью замками. Поэтому надо быть особенно тщательным при выборе фирмы, которой вы доверяете вывести вас на зарубежный рынок. У нее должна быть многолетняя хорошая репутация и ясное иллюстрированное портфолио, хороший производственный и маркетинговый отдел, симпатичный персонал и авторитетное руководство. Не слушайте соседа из фруктового киоска, который будет рассказывать вам сказки о племяннике-студенте, который «на коленке» сделал великолепный веб-сайт об апельсинах. Это все вранье. Лучше не поленитесь и загляните на федеральные рейтинги ведущих интернет-компаний и поищите ту, в офис которой вы сможете зайти лично.
И все получится!