эксперты Ирина Артамохина начальник отдела по управлению персоналом ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» Мария Болохова старший тренер компании «Мэйнстрим — Нижний Новгород» Василий Козлов ректор б
эксперты
Ирина Артамохина
начальник отдела по управлению персоналом ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»
Мария Болохова
старший тренер компании «Мэйнстрим — Нижний Новгород»
Василий Козлов
ректор бизнес-школы Green City
Екатерина Лезова
партнер и ведущий консультант Группы SCORE
Александр Михеев
генеральный директор Консалтинговой группы «Системное мышление»
Алексей Никишин
менеджер по продажам региона ОАО «ПРОГРЕСС»
Людмила Свиридова
декан программы МВА Высшей школы экономики, профессор
Жанна Чувствина
директор Центра психологического сопровождения бизнеса «Чувствина и Буденная»
Андрей Шамин
продюсер ОАО «Телекомпания НТВ»
Владимир Шитов
генеральный директор ЗАО «СМИ»
Жанна Шуткина
декан ФАМ Нижегородского института менеджмента и бизнеса
Какие антикризисные программы предлагают бизнес-школы?
Рынок нижегородского бизнес-образования еще недавно был вполне благополучен — несмотря на нарастающий кризис, спрос на обучение оставался неизменно высоким. «Количество продаж за 2008 г. в нашей компании превысило показатели прошлого года на 18%», — отмечает директор Центра психологического сопровождения бизнеса «Чувствина и Буденная» ЖАННА ЧУВСТВИНА. «Спрос на программы МВА в 2008 г. повысился на 50%», — добавляет ректор школы Green City ВАСИЛИЙ КОЗЛОВ.
Конкурентная ситуация на рынке давно выровнялась — крупные школы вместе удерживают половину рынка. В секторе длительных программ, по мнению экспертов, лидируют школы МВА (Master of Business Administration). В Нижнем Новгороде программы МВА предлагают пять вузов: Нижегородский госуниверситет (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный технический университет (НГТУ), Нижегородский филиал Высшей школы экономики (НФ ГУ-ВШЭ), Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ) и Нижегородская государственная сельхозакадемия (НГСХА) (проект GreenCity). В секторе средне- и краткосрочных программ лидируют Human Factors, Центр психологического сопровождения бизнеса «Чувствина и Буденная», «Мэйнстрим — Нижний Новгород», «Системное мышление».
«Нижний Новгород сложно назвать городом с развитой сферой бизнес-образования. Она бурно развивается либо в промышленно-сырьевых центрах страны, либо в городах с активной деловой жизнью, таких как Москва или Санкт-Петербург. А для нашего региона характерно длительное инертное принятие решений в бизнес-среде», — констатирует генеральный директор Консалтинговой группы «Системное мышление» АЛЕКСАНДР МИХЕЕВ.
По мнению экспертов, у нижегородского бизнес-образования есть два конкурентных преимущества перед более развитыми рынками столичных городов: цены на услуги и расстояние до Москвы. Именно поэтому московские клиенты нередко выбирают нижегородские школы, отправляясь сюда на обучение, либо приглашая преподавателей к себе. «Наших тренеров часто приглашают московские компании — это свидетельствует о достижении нижегородскими игроками столичного уровня», — утверждает старший тренер компании «Мэйнстрим — Нижний Новгород» МАРИЯ БОЛОХОВА.
Нижегородские бизнес-школы давно поделили рынок. «В секторе дорогостоящих бизнес-услуг, пользующихся спросом у крупных торгово-промышленных предприятий, сформировался четкий перечень, состоящий из нескольких тренинговых компаний. В крупных тендерах, как правило, участвуют не больше четырех одних и тех же школ», — подчеркивает Мария Болохова.
Серьезные компании, не первый год работающие в сфере бизнес-образования, все чаще выбирают свою нишу, обслуживая крупные корпоративные заказы. «Мы стараемся ориентироваться на определенный сегмент: IT-компании и проектную деятельность. Это позволяет нам «заточить» программы под определенную специфику — это интереснее, чем работать со стандартными продуктами», — рассказывает Александр Михеев.
По словам экспертов, структура спроса изменилась: раньше были востребованы тренинги по продажам, сейчас клиентов больше интересует повышение эффективности менеджмента. «В этом году у нас на 50–60% увеличился оборот по тренингам, развивающим управленческие умения, — сообщает Жанна Чувствина, — а вот на продажи спрос снизился. Вчера для компаний важнее всего было продать, а сегодня повзрослевший бизнес заинтересован в формировании собственного грамотного управления». По мнению г-жи Чувствиной, тренинг по продажам сегодня можно пройти и у фрилансеров — это обойдется клиентам дешевле. Разница в ценах обусловлена тем, что фрилансеры несут меньше расходов: им не обязательно снимать офис, они не создают собственных продуктов, используя распространенные программы и разработки крупных игроков.
Под влиянием кризиса даже устойчивые компании без колебаний сокращают расходы на обучение сотрудников. Так, по данным экспертов, группа ГАЗ и ОАО «Павловский автобусный завод», несмотря на договоренности с бизнес-школами, уже отложили обучение специалистов до следующего года. «Мы тоже минимизировали затраты на обучение, хотя в бюджете текущего года эта статья расходов была предусмотрена. Конечно, если возникнет острая необходимость обучить, к примеру, специалиста по надзору за техникой безопасности, мы постараемся это сделать. Но на прежние вложения рассчитывать не приходится», — рассказывает генеральный директор завода столярно-монтажных инструментов ЗАО «СМИ» ВЛАДИМИР ШИТОВ.
Расходы на обучение остаются в бюджетах только самых крупных корпораций, но таких клиентов много не бывает. «В этом году долгосрочный курс дополнительного обучения начала целая группа наших сотрудников. Бюджет компании на 2009 г. уже принят — он составлялся еще до кризиса, но у нас нет причин урезать эту статью расходов», — заявляет начальник отдела по управлению персоналом ООО «ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеоргсинтез» ИРИНА АРТАМОХИНА.
По прогнозам экспертов, сокращение расходов на образование в бюджетах компаний не самое тяжелое последствие финансового кризиса для бизнес-школ. Гораздо труднее будет потом вернуть прежний уровень заинтересованности клиентов в образовательных программах. Пять лет тому назад нижегородские компании не считали нужным нести затраты на тренинги персонала. Игрокам рынка бизнес-образования пришлось немало постараться, чтобы убедить будущих клиентов в эффективности этих вложений. «Все эти старания теперь пойдут прахом. После кризиса всю работу по формированию заинтересованной в обучении клиентской базы придется начинать сначала», — отмечает г-жа Чувствина.
В этом году Министерство образования и науки РФ ужесточило требования к долгосрочным программам МВА и DBA (Doctor of Business Administration): количество часов увеличилось, английский язык стал обязательным предметом, по окончании курса был введен госэкзамен. Однако, по прогнозам экспертов, ни новые правила, ни финансовый кризис не повлияют на уровень конкуренции в этом сегменте. «Спрос на образование для менеджеров высшего звена в среднесрочной перспективе вряд ли снизится. Значит, предложение дешевых во всех смыслах дипломов тоже будет расти. Тяжелее всего придется школам, которые держат высокие стандарты обучения и привлекают дорогостоящих преподавателей», — убеждена декан программы МВА Высшей школы экономики ЛЮДМИЛА СВИРИДОВА.
Дорогие «звездные» преподаватели — зачастую основной фактор при выборе программы и школы, поэтому игроки рынка готовы привлекать их любой ценой. «Главным аргументом в выборе школы для меня стали неакадемичность образования, неформальная атмосфера, а также возможность общения с привозными преподавателями», — заявляет продюсер нижегородского представительства ОАО «Телекомпания НТВ», слушатель школы Green City АНДРЕЙ ШАМИН.
В отличие от компаний, которые сократили расходы на обучение в первую очередь, слушатели, которые сами платят за курс МВА, намерены закончить учебу, невзирая на финансовый кризис. АЛЕКСЕЙ НИКИШИН, менеджер по продажам региона ОАО «ПРОГРЕСС»: «Я не вижу причин, которые смогли бы меня заставить бросить начатое обучение. Нужны будут деньги — буду их искать, если школа прекратит существование — буду искать другую школу». По данным экспертов, если раньше за МВА своих сотрудников платили компании, то сейчас увеличивается число слушателей, самостоятельно оплачивающих обучение. Многие топ-менеджеры, пока их компании переживают не лучшие времена, решили просто переждать кризис таким образом — все равно на бонусы и карьерный рост сейчас рассчитывать не приходится. Поэтому, несмотря на кризис, школы расширяют перечень продуктов в сфере МВА. «Одна из новинок года — программа Executive MBA. Важнейшая ее особенность — международный характер обучения: неделю в каждом семестре слушатель проводит в одной из зарубежных бизнес-школ в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Турине или Шанхае или на тренингах по командообразованию в Хорватии или Австрии», — перечисляет Василий Козлов.
По словам участников рынка, они готовы к снижению и изменению спроса на образовательные услуги для бизнеса. Для игроков, уже набравших группы на долгосрочные программы, перемены не будут стремительными, а вот школы, предлагающие средне- и краткосрочные программы, должны сориентироваться максимально быстро, чтобы не оказаться за бортом. «У нас есть ряд проектов, направленных на борьбу с кризисом, но они пока в стадии разработки, — сообщает декан ФАМ Нижегородского института менеджмента и бизнеса ЖАННА ШУТКИНА. — Чтобы предложить качественную программу, необходимо привлечь специалистов-антикризисников — сейчас мы ведем с ними переговоры». По мнению экспертов, антикризисные программы становятся самой востребованной новинкой этого года. Так, Центр психологического сопровождения бизнеса «Чувствина и Буденная» предлагает тренинг управления изменениями, а Высшая школа экономики запускает проекты, обучающие минимизации рисков и ущерба.
Бизнес-школы не только предлагают своим клиентам антикризисные тренинги, но и сами активно применяют свои советы на практике. «В 2009 г. серьезного увеличения стоимости не произойдет — мы не будем поднимать цены. Чтобы иметь возможность приглашать звездных преподавателей, придется сокращать средства на развитие материальной базы», — рассказывает Людмила Свиридова. С теми, кто вынужден экономить на обучении, бизнес-школы готовы обсуждать вопросы оплаты в индивидуальном порядке. Жанна Чувствина: «Мы же понимаем: насколько мы нуждаемся в своих клиентах, настолько и они сейчас нуждаются в нас. Мы не отказываемся от работы, если нам платят частями, а то и вовсе откладывают оплату «на потом». Главное сейчас — сохранить связь с клиентом».
По мнению экспертов, краткосрочные курсы обучения сейчас станут популярнее длительных программ. «Во-первых, при финансовой нестабильности они более привлекательны по цене. Во-вторых, практическая направленность (конкретные инструменты, а не модели) позволят бизнесменам быстрее реагировать. В-третьих, в период нестабильности бизнесменам некогда обучаться на длительных программах, нужно оперативно откликаться на изменения», — отмечает Александр Михеев.
«По опыту прошлых кризисов, мы ожидаем интереса к актуальным программам, традиционный академический вид образования спросом пользоваться не будет. На этом рынке неизбежна смена игроков: выиграют те, кто может быстро реагировать на изменения. Период кризиса — время своеобразного интеллектуального серфинга, нужно всегда быть на гребне волны», — прогнозирует Василий Козлов.
«Уверенно будут чувствовать себя только те бизнес-школы и консалтинговые компании, которые смогут предложить реальные пути сокращения издержек и оптимизации внутренней деятельности компаний. Мы уже подготовили для своих заказчиков два таких проекта, их реализация начнется в ноябре», — поделилась партнер и ведущий консультант Группы SCORE ЕКАТЕРИНА ЛЕЗОВА.
Помимо краткосрочных программ, бизнес-школы в условиях кризиса делают ставку на дистанционное обучение. Компания «Мэйнстрим — Нижний Новгород» запустила такой проект с октября. «Крупные компании с развитой филиальной сетью могут реализовать масштабные проекты по обучению управленческим навыкам через электронную сеть. Это позволяет в последующие годы самостоятельно управлять системой обучения и экономить время сотрудников на очное обучение», — поясняет Мария Болохова.
«Дистанционное обучение, безусловно, не способно заменить общение людей в группе, но в качестве дополнительной возможности образовательного процесса оно нам очень интересно», — подчеркивает г-н Козлов.
Людмила Свиридова: «Тяжелее всего придется школам, которые держат высокие стандарты обучения и привлекают дорогостоящих преподавателей».
Жанна Чувствина: «После кризиса всю работу по формированию заинтересованной в обучении клиентской базы придется начинать сначала».
Василий Козлов: «Спрос на программы МВА в 2008 г. повысился на 50%».