эксперты Александра Казакова арт-директор салона «Черная королева» Марина Котельникова директор Центра косметологии «Эстетик клуб» Виктор Огуй управляющий Института красоты Beauty SPA («Пушкинский»
эксперты
Александра Казакова
арт-директор салона «Черная королева»
Марина Котельникова
директор Центра косметологии «Эстетик клуб»
Виктор Огуй
управляющий Института красоты Beauty SPA («Пушкинский»)
Лариса Солодкая
директор медико-оздоровительного центра «SPA–Лорэн»
Яна Уваровская
руководитель клиники профессиональной медицины и косметологии «ЕВРОМЕДПРЕСТИЖ»
Лариса Филиппова
директор ГП НО «Врачебная косметология», президент Лиги косметологов и эстетических хирургов, главный специалист по косметологии Министерства здравоохранения Нижегородской области
Максим Хитрин
главный врач Клиники эстетической медицины «НИКА СПРИНГ»
Вероника Шелкова
директор DaySPA club
Почему на рынке появляются «нелегалы»?
Зачем клиники и салоны становятся многопрофильными?
Спрос на косметологические услуги в городе, по оценкам игроков рынка, растет на 30-40% в год. Руководитель клиники профессиональной медицины и косметологии «ЕВРОМЕДПРЕСТИЖ» ЯНА УВАРОВСКАЯ отмечает: «Сейчас не только бизнес-леди считают внешний вид составляющей успеха». По словам экспертов, сегодня косметология уверенно входит в «джентльменский набор» людей деловых и успешных, а также стремящихся в эту когорту. Все чаще косметологические салоны посещают мужчины — их доля среди клиентов косметологов составляет 15-20%. Управляющий Института красоты Beauty SPA («Пушкинский») ВИКТОР ОГУЙ: «Многие заинтересованы в том, чтобы поддерживать имидж ухоженного, здорового, состоятельного человека. Времена, когда мужчины относились к массажу и бане, как к необязательной, но приятной разгрузке после переговоров, уходят в прошлое».
По оценке ЛАРИСы ФИЛИППОВой, директора ГП НО «Врачебная косметология», главного специалиста по косметологии Министерства здравоохранения Нижегородской области и президента Лиги косметологов и эстетических хирургов, в Нижнем Новгороде сейчас свыше 350-400 предприятий индустрии красоты. Еще два года назад их было около 250. Эксперты утверждают, что каждый месяц рынок пополняется четырьмя-шестью игроками. К их числу относятся как клиники премиум-сегмента, так и парикмахерские, многие из которых открывают косметологические кабинеты. Предприятий, позиционирующих себя как клиника или салон, в городе около пятидесяти. По словам экспертов, четких различий между салонами и клиниками сегодня нет, поскольку многие салоны оказывают услуги врачебной косметологии. 80% из них работают в среднем ценовом сегменте (средний чек — от 1000 руб.). Наиболее крупные из них: ГП НО «Врачебная косметология», «Анастасия», DaySpa club, «НИКА СПРИНГ», «Эстетик клуб», «Черная королева». Как заведения более высокой ценовой категории, со средним чеком от 1500 руб., позиционируют себя около десятка предприятий, таких как Aldo Coppola, «Нечто иное», «SPA-Лорэн», Beauty SPA. Компаний, работающих в VIP-сегменте, по словам Ларисы Филипповой, в городе нет.
Одна из особенностей рынка косметологических услуг — относительно невысокий входной барьер. Директор DaySPA club Вероника Шелкова рассказала, что для открытия небольшого салона красоты на арендованных площадях сегодня достаточно 30-50 тыс. евро. Чтобы открыть средний салон, потребуется около 100 тыс. евро, а для создания многопрофильного предприятия необходимы инвестиции не менее 300 тыс. евро. В эти суммы г-жа Шелкова оценивает закупку оборудования и аппаратуры для оснащения кабинетов: «Только аппарат, использующийся для продедур фотоомоложения, сейчас стоит 40 тыс. евро, солярий — от 7 до 11 тыс. евро, а парикмахерский зал обойдется примерно в 20 тыс. евро». По словам Виктора Огуй, через полгода — год реально выйти на точку безубыточности. По опыту почти всех экспертов «ДК», окупается салон красоты через два–три года. Максим Хитрин, главный врач Клиники эстетической медицины «НИКА СПРИНГ», уточняет: «Где было больше вложений, там лучше окупаемость. Но и риск при открытии крупного предприятия немаленький». По словам экспертов, ежемесячно в городе закрывается примерно от трех до пяти салонов. Виктор Огуй: «Со стороны кажется — красивый, «непыльный» бизнес. Открыл салон, нанял мастеров — и пошла работа. Но нужно хорошо знать специфику этого бизнеса. Он очень личностный, завязанный на людях». Арт-директора салона «Черная королева» Александра Казакова добавляет: «Многие открывают салоны, рассматривая это не как бизнес, а как занятие для души. С таким подходом и без опыта на прибыль вряд ли стоит рассчитывать».
Предприятия индустрии красоты обязаны лицензировать услуги врачебной косметологии. «Если лицензироваться правильно, то это не быстро, но реально, — полагает Яна Уваровская. — Получил пакет документов в лицензирующем органе, прошел проверку санитарных норм кабинетов — и выдается санитарно-эпидемиологическое заключение». Максим Хитрин соглашается: «Сверхъестественных, неразрешимых проблем нет». На лицензирование каждого направления уходит по несколько месяцев. Ситуации, при которых «лицензирование превращается в ужас», по мнению г-на Хитрина, случаются по вине неопытных и плохо подготовленных игроков: «Построили клинику, нашли специалистов — и вдруг оказывается, что и помещение не той площади, и специалисты не той квалификации». До последнего времени лицензии косметологическим клиникам выдавал Росздравнадзор. Минздрав процесс лицензирования не отслеживает: по словам сотрудника пресс-службы этого ведомства, частные клиники не находятся в ведении структуры здравоохранения. Полномочия проверять на соответствие нормам помещение и оборудование имел Роспотребнадзор, но он не контролировал, какие клиники работают по лицензии, а какие — нет. Поэтому, по словам экспертов, на рынке косметологических услуг есть игроки-«нелегалы».
С января 2008 г. функция выдачи лицензий перешла от Росздравнадзора к Лицензионной палате. Эксперты рассказали о нововведениях, благодаря которым лицензии можно будет получать быстрее. Яна Уваровская: «Во-первых, частные и муниципальные клиники теперь не стоят в одной очереди. Во-вторых, решения принимают не федеральные, а местные инстанции. И то, и другое должно заметно сократить сроки лицензирования». Стоимость лицензии, по данным Лицензионной палаты, составляет 1300 руб.
Со сложностями сталкиваются клиники при лицензировании и отдельных видов медицинской деятельности. По словам экспертов «ДК», это связано с наследием советских времен. Максим Хитрин: «Специальности «врач-косметолог» официально не существует. Следовательно, нельзя получить лицензию на терапевтическую косметологию. Мы убеждаем, документами доказываем: наши специалисты могут называться косметологами, потому что соответствуют тому-то и тому-то. С юристами приходилось спорить до хрипоты». Последняя номенклатура медицинских специальностей утверждена в августе 2007 г. Специальности «дерматокосметолог» в ней по-прежнему нет. Правом оказывать косметологические услуги наделены дерматовенерологи. В медакадемии отсутствует специализация «дерматовенерология», и получить ее можно лишь в интернатуре и ординатуре. Затем дерматовенерологам предстоят двухмесячные курсы по косметологии и, по словам Ларисы Филипповой, «учеба на всю оставшуюся жизнь, потому что новая аппаратура и методики появляются постоянно».
Эксперты утверждают, что самое уязвимое место сферы косметологических услуг — кадровый вопрос. Директор медико-оздоровительного центра «SPA–Лорэн» ЛАРИСА СОЛОДКАЯ: «Девять лет назад, когда мы открывались, кадры найти было просто невозможно». Сегодня ситуация не столь драматична, но поиск высокопрофессиональных специалистов по-прежнему осложняет жизнь многим руководителям. Помощь в подборе кадров оказывает Лига поддержки косметологов и эстетических хирургов, организовавшая что-то вроде биржи труда для специалистов и работодателей.
Трудно не только привлечь, но и удержать кадры, которые предприниматели часто переманивают друг у друга. Виктор Огуй: «Мастеров сложно встроить в систему. У них могут возрастать амбиции, развиваться «звездная болезнь». Они, наконец, в любой момент вольны уйти, а за ними уйдет и часть клиентов».
Несмотря на перспективу лишиться обученных «за казенный счет» сотрудников, большинство руководителей считают необходимым оплачивать повышение квалификации своих мастеров. «Мы заинтересованы друг в друге. Не будем в них вкладываться — упустим клиентов», — уверена директор Центра косметологии «Эстетик клуб» Марина Котельникова. Лариса Солодкая: «Мы выделяем беспроцентный кредит специалистам для оплаты обучения». Ценных специалистов мотивируют бонусами, перспективой обучения и процентами с выручки. «Хороший мастер берет хорошие проценты — от 30 до 60%, — отмечает арт-директор салона «Черная королева» Александра Казакова. — При этом он не должен заботиться о расходах на оборудование, рекламу. Но если клиенты идут на мастера, нужно сделать все, чтобы его удержать».
Эксперты считают рынок косметологических услуг ненасыщенным, жесткая конкуренция ощущается только в центральной части Нижегородского района. Игроки лишь начинают бороться за клиентов. Салоны высокого ценового сегмента вкладываются в интерьеры и сервис. «Любой салон начинается «с вешалки» — сначала клиент судит об уровне заведения по антуражу», — подчеркивает Лариса Солодкая. Компании всех ценовых уровней расширяют спектр услуг. По мнению экспертов «ДК», в рейтинге наиболее востребованных услуг в области терапевтической косметологии лидируют коррекция возрастных изменений лица и фигуры и профилактика старения. Вероника Шелкова: «Раньше омоложение ассоциировалось лишь с пластической хирургией. Теперь известно много альтернативных методов». «Контурная пластика, пилинги, аппаратные методики стремительно развиваются», — утверждает Марина Котельникова. Стабильным спросом пользуются бьюти-услуги (ногтевой сервис, эстетическая косметология и т.д.) и спа-направление.
Для привлечения клиентов в дополнение к популярным услугам салоны осваивают новые направления, стремясь вывести их на рынок первыми. «Если вы приходите на этот рынок, вы должны заранее готовиться чем-то удивлять», — утверждает Яна Уваровская. Чтобы представить услугу первыми, салоны закупают все более дорогостоящие материалы. Тем не менее, по словам экспертов, вложения в новинки окупаются. Главное — вовремя разместить рекламу в глянцевых журналах и интернете. Далее включается «сарафанное радио».
Эксперты «ДК» с сомнением относятся к возможной экспансии на нижегородский рынок столичных игроков. Яна Уваровская: «Наш потребитель пока не обладает достаточной покупательской способностью и не готов к московским ценам». Цены в салонах и клиниках города в 3-4 раза ниже московских. Эксперты считают, что местные клиники могут успешно конкурировать с москвичами и по качеству услуг. «У нас весьма продвинутый в плане косметологии город, — заявляет Лариса Филиппова. — Федералы выходят туда, где уровень слабее. А к нам приезжают учиться из других регионов — в Нижегородском кожно-венерологическом институте всегда было сильное отделение косметологии».
В прогнозах относительно перспектив рынка игроки сходятся: будущее — за многопрофильными предприятиями. Клиники увеличивают площади, и почти все игроки расширяют перечень услуг. Лариса Филиппова: «На маленьком спектре услуг сложно выжить. От моносалона идет движение к глобализации». Специалисты клиник врачебной косметологии сотрудничают с врачами других специальностей, заключая договоры с государственными медицинскими учреждениями. «Проблемы клиента гораздо эффективнее решать, работая в симбиозе с эндокринологами, гинекологами», — констатирует Яна Уваровская. В ближайшем будущем эксперты считают возможным открытие многопрофильных клиник «с нуля». Лариса Солодкая полагает, что будет востребован формат, объединяющий медико-оздоровительный центр и загородный клуб: «Желательно с бассейном, несколькими банями». Как говорят эксперты, потребитель привыкает получать «все в одном флаконе», и не учитывать эту привычку уже нельзя.
Яна уваровская: «Если вы приходите на этот рынок, то должны заранее готовиться чем-то удивлять клиентов».
Лариса Солодкая: «Девять лет назад, когда мы открывались, кадры найти было просто невозможно».
Александра казакова: «Хороший мастер берет хорошие проценты — от 30 до 60. Но если клиенты идут на мастера, нужно сделать все, чтобы его удержать».
статистика
Цены в косметологических салонах отличаются в два раза
Стоимость популярных косметологических услуг в Нижегородских салонах средней ценовой категории
1 | Чистка лица | 600–1000 руб. |
2 | Пиллинги, маски, массажи лица | 700–1500 руб. |
3 | Подтяжки лица | 600–1400 руб. |
4 | Процедуры мезотерапии | 2000–4000 руб. |
5 | Подтяжки лица с использованием методов контурной пластики | 8000–15000 руб. |
Источник: «ДК»