Меню

Обзор: Интернет-провайдеры

эксперты Григорий Бецков старший аналитик исследовательской компании Json & Partners Татьяна Голикова начальник отдела по работе с юридическими лицами ЗАО «НМС» Нижний Новгород Сергей Корсаков гене

Нижегородский рынок интернет-провайдеров буквально за год изменился до неузнаваемости. В конце 2007 г. мы говорили о конкуренции между тремя игроками, сейчас на рынке уже больше 10 компаний, которые стоит принимать в расчет. Даже те провайдеры, кто только стартовал в начале 2008 г., за первые три квартала умудрились нарастить абонентскую базу до тысячи.

эксперты
Григорий Бецков
старший аналитик исследовательской компании Json & Partners
Татьяна Голикова
начальник отдела по работе с юридическими лицами ЗАО «НМС» Нижний Новгород
Сергей Корсаков
генеральный директор нижегородского филиала «Голден Телеком» («Билайн Бизнес»)
Наталья Лапшина
директор нижегородского филиала ЗАО «МедиаСети» (Unitline)
Сергей Липатов
президент компании ТТК
Петр Плетнев
председатель комитета информационных технологий Нижегородской области
Дмитрий Проскура
директор нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком»

С чем связан резкий рост числа игроков на рынке ШПД ?
Как компании, работающие с частными лицами, «танцуют» у каждого подъезда?
Когда исчезнут «белые пятна» на карте города?
Конкуренция на рынке широкополосного доступа в интернет (ШПД), которую прогнозировали год назад, наконец-то началась. В отдельных микрорайонах города к одному дому уже подведено оптоволокно сразу от трех, а где-то и от четырех провайдеров — не считая того, что там уже, как правило, работает ОАО «ВолгаТелеком». Раньше было достаточно сказать: «В вашем районе у нас есть оптоволокно, и мы готовы принимать заявки». Сейчас в ходу «акции, скидки, скорости, бренды, предложения за 350 руб.» — провайдеры начинают действовать все более агрессивно. За два года активного развития ШПД для частных лиц уровень проникновения услуги достиг отметки в 17% и пока замер. Компаниям есть где развернуться: почти половина города еще не опутана проводами. Но освоение каждого нового микрорайона дается провайдерам с большим трудом. Несмотря на активную рекламную кампанию ОАО «ВолгаТелеком», продвигающего услуги ШПД в массы, порядка 40% нижегородцев еще не знакомы с технологией и не готовы подключаться к широкополосному интернету. До сих пор, по данным председателя комитета информационных технологий Нижегородской области ПЕТРА ПЛЕТНЕВА, в городе чуть больше 50% частных пользователей выходят в интернет с помощью коммутируемого доступа (dial-up).
Тон на рынке задают региональные компании

В начале 2008 г. свои сети в регионе начали разворачивать пермские компании ЗАО «Национальные мультисервисные сети» и ОАО «Эр-Телеком». Они сделали ставку не на центр города, а на его микрорайоны: Щербинки, Мещеры, Заречный. По словам экспертов «ДК», нет смысла идти туда, где уже есть свои лидеры с отстроенной инфраструктурой. Самые окраины города тоже не интересны, поэтому провайдеры решили работать «посередине», то есть в центрах микрорайонов. Здесь и покупательская способность повыше, и пользователи продвинутые, и пока еще не так много провайдеров. Так и было, когда НМС начинала разворачивать свою сеть в Заречном микрорайне. Но буквально через месяц к ней подтянулись и «Эр-Телеком», и «Сенди Сервис», и «Билайн Бизнес» (бывшее ООО «АДС»).

До недавнего времени провайдеры «сбрасывали со счетов» ОАО «ВолгаТелеком», несмотря на самую развитую инфраструктуру межрегиональной компании. Во-первых, технология ADSL, по мнению экспертов, скоро перестанет быть интересной пользователю из-за ограниченных скоростей. Во-вторых, межрегиональную компанию часто обвиняли в том, что она не умеет работать с частными клиентами. Но в середине 2008 г. МРК доказала обратное: привлекла консалтинговую компанию, которая занялась постановкой работы в розничном секторе, запустила в эксплуатацию IP-TV и неожиданно для всех занялась «оптикой»: крупнейший игрок не захотел отдавать рынок.

В то же самое время о своих намерениях выйти на рынок широкополосного доступа в интернет для частных лиц в России и Нижнем Новгороде заявил магистральный провайдер ТТК (до ре­брендинга — «Транс­ТелеКом»). Компания — один из лидеров корпоративного рынка — обновила бренд и заявила о том, что будет поставлять частным лицам полный комплекс услуг связи — в том числе и ШПД. Пока конкретных предложений для частных лиц нижегородский филиал ТТК не сделал. В планах компании, по словам президента ТТК СЕРГЕЯ ЛИПАТОВА, — создать мультисервисную сеть путем строительства собственной сети и покупки местных игроков. Вложив $1,5 млрд, провайдер планирует за три года занять 12% российского рынка ШПД.

Мощную поддержку для развития получило и Агентство деловой связи — компания в начале сентября 2008 г. окончательно вошла в состав ГК «ВымпелКом». С 1 сентября 2008 г. все телекоммуникационные решения компания продает под брендом «Билайн Бизнес». Но, как отметил Сергей Корсаков, по сути ничего не изменилось: в компании по-преж­нему делают ставку на развитие частного сектора.

Несмотря на активное «движение» на рынке в первых трех кварталах 2008 г., безусловными лидерами на нем остаются ОАО «ВолгаТелеком», «Билайн Бизнес» и «Сенди Сервис». Среди провайдеров второго эшелона лидируют «Эр-Телеком», НМС, нижегородская компания «Мега-НН», к этой группе собирается подтянуться и ТТК. Как отмечает генеральный директор ООО «Агентство деловой связи» СЕРГЕЙ КОРСАКОВ, сейчас уже нельзя не принимать в расчет быст­рорастущие региональные компании. Эксперты заявляют, что действуют как партизаны — ходят по домам в уже освоенных районах и предлагают неплохие тарифные планы.

Что касается рекламной активности, по-прежнему массово рекламирует свои услуги только МРК. Наружную рекламу практикует и «ТТК-НН», правда, реклама носит имиджевый характер — конкретные предложения компания пока не продвигает. В результате слияния Агентства деловой связи и ГК «ВымпелКом» АДС должно получить поддержку сильного сотового бренда и соответ­ствующее продвижение, что может стать серьезным подспорьем в общегородской рекламной кампании. Эксперты подчеркивают: «Серьезные рекламные кампании на весь город, пока у тебя охвачен только один район, и не нужны. Каждый новый дом мы начинаем подключать только после того, как проведем мини-собрание перед подъездом и разъясним жителям, что такое ШПД. Поэтому сейчас все вкладываются в инфраструктуру, а не в рекламу».

Массовый рынок провайдеры беспроводного доступа уже потеряли

Темп роста оборотов компаний в этом сегменте, по данным экспертов «ДК», за 2007 г. составил 70%. С начала года общими усилиями игроки увеличили абонентскую базу частных пользователей вдвое. Старший аналитик исследовательской компании Json & Partners Григорий Бецков прогнозирует: при таких темпах, которыми сейчас развивается рынок ШПД, его проникновение в городе к середине 2009 г. составит уже 25–30%. Оценки игроков рынка в этом отношении расходятся: ОАО «ВолгаТелеком» говорит о 18% проникновения, Петр Плетнев — о 30%. Если сложить абонентские базы игроков рынка, то уровень проникновения будет примерно 15–17%.

Корпоративный сегмент, растет, естественно, гораздо медленнее — всего на 15–20% в год. Проникновение ШПД в этом сегменте год назад уже составляло 80%, и большинство клиентов поделили между собой АДС и «Сенди Сервис». С середины 2008 г. на корпоративный сегмент претендует и ОАО «ВолгаТелеком». Как рассказал генеральный директор нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» ДМИТРИЙ ПРОСКУРА, корпоративному пользователю, особенно если его офис находится не в бизнес-центре и не в центральной части города, интересен и ADSL. Поэтому компания запустила линейки безлимитных корпоративных тарифных планов, начала строительство оптоволоконной сети и сейчас уже готова делить клиентов с «Билайн Бизнесом» и «Сенди Сервисом». Такой же стратегии придерживаются и другие участники рынка. «Из тех районов заречной части города, где мы рекламировали в основном домашние тарифные планы, в компанию начали поступать заявки на корпоративное подключение. Значит, спрос есть», — отмечает Татьяна Голикова.

Год назад на все «слепые» зоны города (районы, где пока нет проводных провайдеров), претендовали провайдеры беспроводного широкополосного доступа (БШБД). И рынок БШБД должен был значительно вырасти именно за счет того, что где-то проводные провайдеры «притормаживали». Как отмечает директор Нижегородского филиала UNITLINE (ЗАО «МедиаСети») НАТАЛЬЯ ЛАПШИНА, сначала так и происходило: заявки на подключение поступали именно с тех территорий, где не было альтернативы. И в настоящее время, по данным эксперта, даже в тех районах города, где у клиентов есть выбор между несколькими проводными провайдерами, они все же обращаются за подключением в ее компанию.

Как отмечают эксперты «ДК», спрос на беспроводной доступ есть, и он стабильно, хотя и очень медленно (на 10% в год), растет. Поставщикам услуг ШБД придется с этим смириться — более быстрого роста не будет. «У компаний был примерно годовой запас для того, чтобы развернуться и «подсадить» клиентов на беспроводной доступ в интернет. Но этот временной запас почти упущен — игроки рынка проводного доступа сейчас интенсивно наращивают сети и уже не оставляют шансов своим беспроводным конкурентам», — добавляет г-н Анкилов. Эксперт уточняет, что речь идет о корпоративном сегменте — на массовый сегмент игроки рынка ШБД собирались претендовать не раньше 2009 г., когда появится реальный спрос на услуги беспроводного доступа. Уже сейчас можно говорить, что частного клиента компании потеряли: по прогнозам экспертов, прирост в этом сегменте не превысит 5% в год — ШБД станет нишевой услугой для самых продвинутых пользователей.

Выиграет тот, кто предоставит больше услуг в одном проводе

При строительстве сетей провайдеры изначально закладывают в них все возможности для реализации услуг Triple Play (телефония, интернет, телевидение по одному кабелю). Во всех предложениях присут­ствует или весь набор услуг, или, как минимум, IP-TV. «Это важно, даже если не все продается активно, — уверен Сергей Корсаков. — Люди должны знать, что они могут получить у нас сегодня, даже если дозреют до этого только завтра. Потому что завтра, когда нас будет уже не десять, а пятнадцать, например, выигрывать будет тот, кто даст больше по одному проводу». С ним согласны и остальные участники рынка. «Triple Play, который мы продаем, пока мало кому интересен, но он должен быть», — заявляют эксперты.

В том, что завтра на рынок придут еще пять-шесть игроков, эксперты не сомневаются. Планы развития услуг ШПД под своим брендом заявляла компания МТС. «Синтерра» также готовит региональную экспансию не только с беспроводным, но и с проводным доступом. Причем, если год-полтора назад игроки активно сетовали на действия межрегиональной компании «ВолгаТелеком», которая запрещает пользоваться своими телефонными канализациями, то сейчас это уже никого не смущает. Да, монополист может ставить палки в колеса. Но есть же крыши домов, в конце концов. И половина города, которую нужно в срочном порядке опутывать проводами, чтобы получить свою долю на растущем рынке.

Дмитрий Проскура: «Уровень проникновения ШПД среди домохозяйств увеличился до 18%».

Наталья Лапшина: «ШБД пользуется спросом даже там, где есть проводные технологии».

Сергей Корсаков: «Уже нельзя не принимать в расчет быстрорастущих региональных провайдеров».
 
 
статистика

ADSL от «ВолгаТелекома» в Нижнем Новгороде распространен сильнее, чем FTTB
Распределение видов подключений между домохозяйствами Нижнего Новгорода, %
ADSL [82%]
FTTB [18%]

Для всех федеральных провайдеров драйвером роста рынка становятся регионы РФ
География распределения новых широкополосных подключений в РФ, %
2007 г.
Регионы [49%]
Москва и Санкт-Петербург [39%]
Московская и Ленинградская области [12%]

I полугодие 2008 г.
Регионы [60%]
Москва и Санкт-Петербург [28%]
Московская и Ленинградская области [12%]

Источник: Json & Partners.