Меню

Нижний Новгород сдает позиции в рейтинге обеспеченности качественными торговыми площадями

В Нижнем Новгороде не осталось стройплощадок качественных торговых центров, которые могли бы выйти на рынок в ближайшей перспективе, сообщили DK.RU в консалтинговой компании JLL.

Текущий ввод торговых площадей в Нижнем Новгороде сформирован объектами, строительство которых началось еще в период стабильной экономики и роста рынка, отмечают в JLL. Та же тенденция и в целом по России. Но нулевого ввода торговых центров в России аналитики компании в ближайшей перспективе не ожидают: продолжают реализовываться ранее анонсированные проекты, также точечно девелоперы анонсируют планы по строительству новых ТЦ. В основном, речь идет о расширении уже имеющихся объектов, реализации следующих фаз строительства действующих комплексов или возведении относительно небольших объектов районного и окружного форматов в зонах с низкой конкуренцией и понятной, стабильной целевой аудиторией.

«В любом случае, рынок торговых площадей в России продолжит увеличиваться, но очевидно, что прирост будет менее значительным», — отметили в компании.

В целом, по итогам этого года российский рынок качественных торговых центров может увеличиться на 1,9 млн кв. м. Из них 437 тыс. кв. м уже вышло в течение первого полугодия (и это на 42% меньше показателя аналогичного периода прошлого года).

В результате ввода всех анонсированных объектов общий объем предложения к концу года превысит 21 млн кв. м, что является наибольшим показателем среди европейских стран.

Для сравнения: Великобритания — 19,2 млн кв. м к концу года, Франция — 16,8 млн кв. м, Италия — 15,9 млн кв. м и так далее.

Крупнейшими региональными рынками торговых центров в России являются:

  • Екатеринбург (730 тыс. кв. м),
  • Краснодар (670 тыс. кв. м),
  • Самара (549 тыс. кв. м),
  • Нижний Новгород (524 тыс. кв. м),
  • Челябинск (430 тыс. кв. м).

 

Общий объем рынка торговых центров Москвы составил 4,9 млн кв. м, Санкт-Петербурга – 2,2 млн кв. м.

Самый большой ввод торговых площадей в регионах в нынешнем году ожидается в Самаре, где рынок увеличится до 664 тыс. кв. м, и Тюмени (до 464 тыс. кв. м).

— Несмотря на значительный объем строительства, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой – всего 140 кв. м на 1 тыс. жителей, что сравнимо с показателем развивающегося рынка Турции. В Великобритании показатель находится на уровне 293 кв. м, во Франции – 251 кв. м, в Германии – 186 кв. м. Лидеры по этому показателю в Европе – Люксембург (618 кв. м на 1 тыс. жителей) и Нидерланды (517 кв. м на 1 тыс. жителей), что объясняется сравнительно небольшим числом жителей, — отмечает аналитик рынков инвестиций и торговых площадей компании JLL Екатерина Андреева.

По насыщенности торговыми площадями в России по итогам первого полугодия 2016 г. абсолютным лидером остается Краснодар – на 1 тыс. жителей в городе приходится 808 кв. м; в тройку по этому показателю также входят Екатеринбург (532 кв. м) и Самара (468 кв. м). Для сравнения, обеспеченность рынка Санкт-Петербурга составляет 417 кв. м, Москвы – 394 кв. м.

После ввода заявленных на этот год торговых центров на второе место по насыщенности торговыми площадями в России с 4-го поднимется Тюмень – показатель вырастет с текущих 441 кв. м на 1 тыс. человек до более чем 600 кв. м.

А в результате запуска торгового центра «ГудОк» Самара опередит Екатеринбург в этом рейтинге и сохранит за собой третье место (с обеспеченностью к концу года в 566 кв. м на 1 тыс. человек).

— Основной объем нового предложения появляется в небольших региональных городах – 51% площадей от совокупного объема нового предложения 2016 года выйдет на рынки с населением менее 1 млн человек. Превалирование небольших городов в нынешнем объеме ввода является следствием смещения фокуса девелоперов в 2011-2013 гг. с миллионников на меньшие города, отличавшиеся низкой насыщенностью ритейлом и сравнительно высокой покупательной способностью, – комментирует директор по России и СНГ, руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев.

В целом, строительство новых объектов возможно только после стабилизации экономической ситуации и постепенного восстановления рынка; в текущей ситуации такой девелопмент не является финансово обоснованным в силу ограниченных возможностей привлечения финансирования и его высокой стоимости, низких арендных ставок и неготовности многих ритейлеров рассматривать региональные площадки, – добавил г-н Коротаев.