Меню

Нижним Новгородом управляет "теневой кабинет" - Евгений Семенов

В Нижнем Новгороде группа депутатов Городской думы принимает решения за всю законодательную и исполнительную власть города, считает политолог Евгений Семенов.

В теории политического менеджмента хорошо известен спор о двух моделях управления «президентской» и «парламентской». Адепты каждой из моделей настаивают на том, что их модель в большей степени отвечает интересам населения. Одновременно и те, и другие соглашаются, что эффективность управления напрямую связана с легитимностью власти.

Прошел год управленческого эксперимента, при котором впервые в новейшей истории России исполнительная власть в городе оказалась слабее власти законодательной. Но и законодательный орган власти – Городская дума Нижнего Новгорода во главе с главой города Иваном Карнилиным не являлся и не является самодостаточным.

Центр принятия ключевых политических и управленческих решений сосредоточился в руках группы депутатов, обладающих определенными ресурсами, которые позволили им сформировать депутатский корпус и руководство администрации города как свою клиентелу. Эту группу можно назвать теневым кабинетом. Она, по сути и управляла городом в течение года.

Давайте же посмотрим, к каким результатам пришел эксперимент и как итоги этого эксперимента отразились процессе легитимации власти.

Кадровая политика характеризуется высокой турбулентностью, период формирования новой команды, обычно продолжающийся от 2-3 месяцев, затянулся на год. Четкого распределения сфер ответственности между руководителями до настоящего момента нет. С приходом в конце года в администрацию Казачковой (бывшая заместитель губернатора Нижегородской области Наталия Казачкова - прим. ред.) вновь началось перераспределение сфер ответственности между руководителями. Кадровые назначения с самого начала были мотивированы не управленческими потребностями, а политическим ангажементом.

Необходимо было провести зачистку  «кондрашовских», экстренно заменив их на лояльных теневому кабинету.  Такая политика привела к вымыванию из администрации профессионалов и назначению на их места непрофессионалов или людей с сомнительной репутацией. В первом случае ярким примером является Наталья Суханова, которую, несмотря на отсутствие  профильного образования и опыта работы в сфере культуры, назначили директором департамента культуры. Вторым примером является назначение на должность руководителя муниципального автотранспортного предприятия Дмитрия Цыганкова (Дмитрий Цыганков - глава "Нижегородпассажиравтотранса" - прим. ред.). В результате такой политики в администрации продолжается кадровая чехарда. Два раза за год сменился директор департамента по общественным отношениям и СМИ и три раза директор департамента транспорта.

Подводя итоги, хочу еще раз вернуться к тому с чего начал. К вопросу легитимности городской власти. Следует признать, что эксперимент по управлению при помощи теневого кабинета, при ослабленной, ангажированной законодательной и исполнительной власти себя не оправдал. Городская власть полностью делегитимировала себя. Когда на одной чаше весов находятся нянечки детских садов, лишенные куска хлеба, якобы в целях экономии, а на другой глава города Иван Карнилин, покупающий квартиры в Майями, ни о каком доверии к власти речи идти не может.