Меню

Нижний Новгород должен стать студенческим городом

В Нижегородской области нет ни газа, ни нефти, ни золота. Но у нас всегда была высокотехнологичная промышленность. Например, подводные лодки, были высокотехнологичными в самом высоком смысле слова.

. И это означает, что будущее Нижнего Новгорода от этого отрезано быть не может. Сельское хозяйство, безусловно, тоже нужно, потому что, даже нерентабельное, оно необходимо для безопасности — кушать всегда хочется. Но я считаю, что именно образование и наука являются двигателем развития города.

Почему именно эти сферы? Почему, например, нельзя взять Урюпинск и сказать там то же самое? Потому что история именно Нижнего Новгорода такова. В 1945 г. в Горьковском университете им. Лобачевского открылся радиофизический факультет. И наш город сразу становится центром развития советской и российской радиолокации. Технические специальности, связанные с радиотехникой, появляются в техническом университете, возникают конструкторские бюро и предприятия по производству этой техники. В 1963 г. открывается факультет ВМК в ННГУ. И мы становимся центром информационно‑­коммуникационных технологий. В Нижнем Новгороде начинают создаваться свои компании с большим числом программистов, такие как «Мера». Кроме того, к нам пришли выдающие мировые компании, создавшие здесь свои лаборатории: Intel, Microsoft и др. Учебные курсы, которые наши преподаватели разработали по этой тематике, многократно были победителями различных конкурсов. Наконец, наши студенты неоднократно становились призерами и победителями различных международных состязаний по этой тематике. Вот что значит образование и наука — на конкретном примере — как двигатель развития.

Сегодня привлечение в промышленность талантливых людей более актуально, чем когда бы то ни было, потому что все рождается из голов людей — и новые технологии, и новые изделия. И нижегородские вузы в состоянии таких специалистов подготовить, потому что в них работают талантливые преподаватели. У нас в Нижегородском госуниверситете более 350 профессоров, и 50 из них имеют не только российское, но и международное признание. Стоит отметить, что большинство преподавательского состава вузов приезжие. Поэтому очень важно для кадрового наполнения развития обеспечить качественный приток людей. А для этого Нижний Новгород должен стать студенческим городом. И это не означает создание нового университета, нужно создать общежития, лучше межвузовский студгородок. В этом городке должна быть спортивная и здравоохранительная база, современные условия работы, где студенты будут проживать не по четыре человека в комнате. Возможно, на начальном этапе целесообразнее будет создать подобный городок на базе какого‑то действующего уже общежития. Но все‑таки для стратегического развития города нам нужен масштабный проект. Он также позволит реализовать экспортный потенциал нашего образования. Если мы заявляем, что оно хорошее, значит, к нам должны ехать учиться студенты из других стран. Это выгодно со всех сторон. Во‑первых, город будет получать дополнительные доходы от платы за обучение и за обслуживание иностранцев. Кроме того, закончив обучение, люди сохранят связи с нашим городом, которые могут стать основой торгово‑промышленных связей с другими регионами и странами мира. Это ли не стратегическое расширение возможностей Нижнего Новгорода?

Еще один момент. Президент РФ не так давно дал поручение всем губернаторам разработать программы развития туризма на территориях. А что такое туризм? Это не только история, которой богат Нижний Новгород, это еще и специалисты, которые должны проводить экскурсии, разбираться в истории, знать финансы, логистику и многое другое. Сейчас наш университет в содружестве с университетом Флориды (США) развивает подготовку по направлению «туризм». Но ведь без общежития мы опять не привлечем людей. И здесь речь идет уже не только о наукоемком развитии, но и о культурном, имеющим выход в бизнес туризма.

Поэтому я уверен, что стратегия развития Нижнего Новгорода должна опираться на наш исторический контекст. Согласитесь, трудно развивать хоровое пение на территории, где никто никогда не пел.