Диверсификацию инвесторы не всегда используют-на двух стульях не усидишь. Свернув несколько направлений в «Кирпичной компании», Дмитрий Наймарк создал финансовую подушку в производстве керамики.
Российский рынок непредсказуем. Поэтому европейский бизнес не рассматривает его для инвестиций. Да и государство не берет на себя валютные риски, как это делают, например, в Германии. Все же Дмитрий Наймарк видит в своем недавнем приобретении — нижегородском заводе «Керма» — надежный инструмент для инвестирования.
— В своем бизнесе я не пошел по пути диверсификации инвестпортфеля. Помимо производства керамики в ГК «Кирпичная компания» развивались дорожное строительство, строительство малоэтажного жилья, бизнес по аренде складских помещений. Но последние направления пришлось свернуть — на всех стульях усидеть сложно, расставляешь приоритеты.
Высвободившиеся ресурсы направили на инвестирование в производство нижегородского завода. «Керма» — наше недавнее приобретение (11 марта исполнился год) — за 2014 г. получила 80 млн руб. инвестиций. В 2015 г. планируем вложить около 160 млн руб. Во вторую производственную площадку ГК «Кирпичная компания» в Брянской области в 2014 г. — порядка 60 млн руб. инвестиций. В этом году планируем вложить туда еще 40 млн руб. Объем производства сегодня составляет чуть меньше 60 млн шт. кирпича на заводе "Керма". По объединенной компании - около 100 млн. шт. в год.
Исторически сложилось так, что ГК «Кирпичная компания» не работает с заемными средствами. Для нас эффективная ставка по кредитам — до 9%, сроки — не менее пяти лет. К сожалению, ни таких процентных ставок, ни таких периодов кредитования, тем более после декабрьских событий, банки не предлагают. Покупая «Керму» год назад с достаточно большим кредитным портфелем, сейчас всю нашу операционную прибыль направляем на ускоренное погашение кредитов. Не стоит забывать, что от «Кермы» мы получили «в наследство» и кредиты 2010-2011 гг. Их стоимость в настоящее время выросла до 15%. Кризис 2008-2009 гг. в какой-то степени оздоровил бизнес-процессы компании, и с 2010 по 2012 гг. ее обороты росли от 40 до 70% в год. На развитие компании сейчас направляется 80-85% средств, полученных от прибыли.
Что это нам дает? Во-первых, повышение производительности и качества продукции. Во вторых, — расширение ассортимента. Все инвестиции направлены на повышение конкурентоспособности на рынке. Это и является нашей подушкой безопасности. Когда рынок сужается, ценность каждого клиента возрастает.
В производстве мы используем европейское оборудование. Учитывая специфику продукции и требования рынка, мы не можем позволить себе покупать дешевое оборудование — все это отражается на качестве.
Сейчас все говорят об импортозамещении. Хорошо, что мы запустили модернизацию в прошлом году. Если брать наше направление — фасадную керамику, то многие московские компании, которые работали исключительно на европейской продукции — голландской, немецкой, финской, эстонской, — развернулись к нам лицом. И нам есть что им предложить.
К 2017 г. на «Керме» планируется монтаж и запуск новых линий. Они будут по производительности меньше, чем существующие, но позволят выпускать ту линейку продукции, которая импортируется на российский рынок сегодня. Для импортозамещения нужно соответствующее техническое оснащение производств, компетентность кадров и готовность рынка. Кроме того, необходимо сломать стереотип и доказать, что «сделано в России» — не значит «сделано плохо».