История Нижегородского масложирового комбината начинается еще с 1898 г. От купеческого завода предприятие выросло в крупный холдинг с экспортом в 15 стран мира.
Свой фирменный облик «НМЖК» приобрел не сразу. До революции 1917 г. это было предприятие московского купца, которое производило так называемое гарное масло для светильников и лампад. После национализации в 1918 г. завод выпускал колесную мазь, хозяйственное мыло и другие продукты на основе растительных масел. Важной вехой в истории предприятия стал 1946 г. — тогда было принято решение о создании маргаринового производства. А уже в 1951 г. была выработана первая партия классического майонеза «Провансаль».
Майонез «Ряба», выпускаемый НМЖК, стал «Маркой №1 в России» в 2011 и 2013 гг. «Производство продукции из натуральных ингредиентов — одно из самых серьезных ноу-хау компании. А рецептура майонеза «Сдобри» «Провансаль» максимально близка к тому самому «Провансалю» 1951 г.», - рассказывает генеральный директор АО «НМЖК» Станислав Рожнов.
В группу компаний «НМЖК» входит четырнадцать производственных площадок в Самаре, Перми, Оренбурге, Урюпинске. Но основной все же остается нижегородская.
Производство в рост
ГК «НМЖК» экспортирует свою продукцию более чем в 15 стран мира — СНГ, Восточную Европу, Турцию, США. Это и подсолнечное масло, (производство на маслоэкстракционных заводах «НМЖК» в Оренбурге и Урюпинске – прим. ред.), и потребительская продукция, и ингредиенты для пищевой промышленности. По словам Станислава Рожнова, по направлению экспорта подсолнечного масла и шрота для компании привлекателен сейчас Китай. Что же касается потребительской продукции, то Казахстан - динамично растущий рынок. Ну и, конечно, важнейший для нас потребитель — сама Россия.
Назовите факторы роста показателей компании за последние несколько лет?
- В первую очередь, это стратегия модернизации производства. За последние три года произошло достаточно мощное обновление основных средств, внедрение передовых технологий. Нижегородский масложировой комбинат всегда был пионером использования новой техники. Ведущие мировые производители оборудования для масложировой отрасли продавали свои первые установки именно нам. Мы были и остаемся первыми адаптерами, проводниками этих компаний на российский рынок. А сейчас это оборудование стало «мейнстримом» в отрасли.
Важным драйвером роста стало повышение производительности труда. Важно, что рост был достигнут не в результате сокращения персонала: наоборот, мы запускаем новые производства и на эти линии переходят уже обученные специалисты. Это произошло благодаря грамотному использованию внутренних резервов и перераспределению нагрузки, а также за счет автоматизации новых производственных процессов.
Высоких показателей мы достигли и с помощью создания вертикально-интегрированного холдинга, объединяющего предприятия по заготовке семян подсолнечника, производства подсолнечного масла, переработки и сбыта — то есть буквально от поля до прилавка.
Благодаря такой структуре наш бизнес достаточно сбалансирован. Подсолнечное масло идет как на российский рынок, так и на экспорт, то есть у компании есть и долларовое «плечо», и рублевое — следовательно, такой бизнес более устойчив в условиях экономических трудностей.
За счет чего предприятию удается наращивать объемы производства?
Эффект от инвестпроектов на объемы производства ГК «НМЖК» мы оцениваем более чем в 70 тыс. тонн в месяц. К примеру, один только проект по выпуску туалетного мыла позволил нам увеличить мощность этой линии почти вдвое. Кроме того, объемы выпуска ГК «НМЖК» стабильно растут из года в год, и в 2014 г. превысили 600 тыс. тонн.
В новых реалиях
2014 г. стал годом новинок для предприятия. Это, например, соусы «Астория» с полностью обновленной натуральной рецептурой, соус «Blue Cheese» - с голубым сыром, линейка морских снеков «Вдали от жен». Кроме того, НМЖК второй год подряд становится лучшей компанией масложировой отрасли на всероссийской премии «Здоровое питание». А маргарины «Хозяюшка», спреды «Кремлевское» и соусы «Астория» стали «Товаром года — 2014». Однако даже на титулованном производителе сказались новые экономические реалии.
Как отразились санкции ЕС, продуктовое эмбарго и новые экономические условия на развитии вашей компании? Повлияло ли падение курса рубля на конечную стоимость продукции?
- Санкции на нас повлияли, и очень серьезно. Значительная часть ингредиентов – натуральных добавок и ароматизаторов – импортировалась из стран Европейского Союза. Наши партнеры — это транснациональные холдинги, поэтому часть ингредиентов, которые они поставляли, сейчас мы покупаем у тех же компаний, но импортируем от производителей других стран.
С другой частью продуктов мы перешли на импортозамещение и закупаем их у российских производителей. Российского ингредиента зачастую требуется больше на производстве, поэтому по удельной стоимости он получается дороже.
Цены на большую часть сырья привязаны к мировому рынку, так как Россия достаточно плотно интегрирована в ВТО. Например, несмотря на то, что подсолнечное масло — это российский продукт, цена на него зависит от его стоимости на мировом рынке. Подсолнечное масло, как и яйцепродукты, и сахар — это рыночные товары. Поэтому, если рубль обесценивается, то цены на полках магазинов, безусловно, будут расти — чудес не бывает.
Другой вопрос — темпы роста цен. Нам пришлось повысить стоимость на наши продукты, хотя и абсолютно непропорционально тому, насколько подорожало сырье — семена подсолнечника, которые являются нашим основным сырьем, выросли в цене более чем на 200% по сравнению с прошлым маркетинговым годом.
Какую стратегию развития выберет НМЖК в 2015 г., учитывая новые экономические реалии?
- В этом году одним из важнейших проектов для ГК «НМЖК» станет запуск маслоэкстракционного завода в городе Сорочинске Оренбургской области. Предприятие мощностью 400 тыс. тонн в год существенно укрепит вертикально-интегрированную структуру холдинга. Кроме того, это позволит повысить экспортный потенциал компании, усилить валютное «плечо» «НМЖК». Сейчас проект находится на завершающей стадии: в апреле стартуют пуско-наладочные работы и будет получена первая партия продукции.
Параллельно мы продолжим интенсивно работать над эффективностью внутренней логистики нашего предприятия, сотрудничать с инжиниринговыми компаниями. Это позволит максимально использовать собственные производственные площадки.