Развитие малого бизнеса в регионе зависит от многих факторов. Взять, например, госпрограммы поддержки или стратегия банков в секторе МСБ. Нельзя забывать и о рынке, на который выходит компания.
Что становится драйвером роста для регионального МСБ и с какими трудностями приходится сталкиваться – в спецпроект «ДК».
Причиной создания «Приволжской экспертной компании» стали изменения в законодательстве, когда в 2003 г. был принят федеральный закон об обязательном страховании автомобилей. Тогда еще совсем молодой рынок экспертных услуг пополнился компанией, которая в настоящее время сама выступает инициатором организации работы экспертов региона.
Получив опыт эксперта во Всероссийском обществе автомобилистов, генеральный директор Приволжской экспертной компании Денис Мозжухин отрыл собственную компанию:
«Изначально мы не ставили цель заработать денег, важнее было стать лидерами на рынке в предоставлении профессиональных экспертных услуг. И первые семь лет все, что зарабатывали, тратили на свое развитие».
Сегодня «Приволжская экспертная компания» насчитывает 13 офисов в городе и области. Штат компании — это около 50 профессиональных экспертов, которые работают не только по направлению автоэкспертизы, но и почерковедческих и потребительских экспертиз. Клиентами компании становятся не только нижегородцы, но и представители Рязани, Владимира, Иваново, Чебоксар. Связано это с тем, что в своих регионах они не находят специалистов в специфических видах экспертиз.
Инвестиции в свой бизнес г-н Мозжухин не может назвать исключительно материальными: «Наш бизнес строится на интеллектуальных вложениях. Но, чтобы вырастить грамотного специалиста нашего рынка, нужно вложить порядка 200 тыс. руб. в его обучение и развитие. Это эксперты, которые имеют соответствующее образование, допуски к определенным экспертизам».
Он признается, что в первые годы работы компании клиентов было достаточно. Не хватало одного — грамотных специалистов, поскольку рынок был не готов принять новое направление бизнеса. Поэтому и приходилось «растить самим». В настоящее время, как отмечает Денис Мозжухин, многие эксперты сами выступают инициаторами трудоустройства. Они хотят работать на конкурентоспособном рынке в одинаковых условиях.
География обращений заставила задуматься об открытии дополнительных офисов «ПЭК».
«Мы планировали открыть офисы во Владимире и Чебоксарах. Но пока рынок ведет себя все хуже и хуже. И связано это с работой так называемых «фэйковых» компаний, которые работают на рынке самых простых экспертиз. Тем самым они ставят подножку крупным компаниям, которые работают по стандартам», — уточняет г-н Мозжухин.
Хотя добавляет, что, если отслеживать последние изменения в законодательстве, предлагать новые услуги, то рынок экспертных услуг это оценит. И тогда клиенты будут обращаться именно к таким компаниям.