Меню

Нижегородские девелоперы все чаще задумываются о реконцепции ТЦ - аналитики

Эксперты компании IDEM –консультанты по торговой недвижимости сделали прогноз по развитию рынка торговой недвижимости в Нижнем Новгороде.

За счет новых торговых  центров, открытых в 2015-2016 гг. рынок Нижнего Новгорода прирос  на 26,2%  и получил 166 198 кв. м новых торговых площадей. По показателю обеспеченности торговыми площадями Нижний Новгород занимает второе место среди городов-миллионников после Екатеринбурга. 

Всего на территории Нижнего Новгорода консультанты выделяют для анализа 29 торговых центров общей площадью 1,188 тыс. кв. м, арендопригодной – 785 тыс. кв. м. Из них четыре наиболее посещаемых и популярных: СТЦ «Мега», ТРЦ «Фантастика», ТРЦ «Седьмое небо», ТРЦ «РИО» и два перспективных новых торговых центра  - ТРЦ «Небо» и ТРЦ «Жар-Птица».

По мнению экспертов компании IDEM - консультанты по торговой недвижимости, рынок по-прежнему не восстановился и испытывает серьезные трудности. Платежеспособный спрос снизился, покупательская способность не восстановилась, что отражается  на всех сегментах ритейла.

Потребители смещают фокус в сторону эконом-сегмента, меняется структура чека и покупок.

Развитие рынка идет за счет FMCG-сетей в эконом-сегменте и фаст-фуда. С учетом падения доходов населения и спроса, рост демонстрируют только следующие сегменты торговли: продукты питания, товары для здоровья, товары для детей и фаст-фуд.

Отсутствие роста продаж все еще ощущают фешен-ритейлеры, хотя некоторые операторы, работающие в дисконт формате наоборот «обросли» новыми покупателями. Все еще не вышли на докризисные показатели магазины бытовой техники и электроники.

Кризис 2015 г. оставил свой отпечаток и на рынке торговой недвижимости. Особые трудности испытывают не только компании малого и среднего бизнеса, но и крупные сетевые игроки («Центробувь», «Carlo Pazolini», «Уютерра»). Потребитель начал щепетильно относиться к покупке товаров, а проведение ценового мониторинга стало для многих обязательной мерой.

Прогнозы, перспективы рынка торговой недвижимости Нижнего Новгорода и России

  • В настоящее время для девелоперов торговой недвижимости наиболее перспективными являются города с населением 0,5 – 1 млн чел., так как крупные города-миллионники (население > 1 млн) в достаточном количестве обеспеченны качественными торговыми площадями.
  • На рынке торговой недвижимости наблюдается снижение темпов ввода новых торговых площадей. Причины заключаются в удорожании строительства и насыщении рынка.
  • Так как рынок перенасыщен типовыми ТЦ, изменение концепции для многих объектов является единственным способом удерживать позиции. Многие региональные и окружные торговые центры в Нижнем Новгороде вынуждены искать свои ниши и проводить реконцепции.

Нижегородские девелоперы, принимая во внимание новый тренд, все чаще задумываются о реконцепции торговых центров. Так как вакантность арендных площадей все еще остается актуальной проблемой даже для качественных ТРЦ, то уход от классического шопинга и ставка на привлечение арендаторов нестандартного формата дает реальную возможность увеличить трафик торговых объектов.

  • Набирают популярность концептуальные форматы lifestyle и edutainment – это центры, где можно не только совершить покупки по широкому перечню товарных групп, но и организовать досуг для достаточно широкой категории посетителей. Факторами притяжения выступают центры развлечений (кинотеатры, боулинг), спортивные объекты (фитнес центры, батутные парки), центры детского досуга и развития, рестораны и точки общественного питания.

Интересным трендом можно назвать некоторое перераспределение расходов населения в пользу развлечений и обучения. Посещение музеев, выставок, обучающих мастер классов, развитие творческих способностей и талантов все больше интересует нижегородцев.

Небольшие объекты также вынуждены искать новые ниши и точки отстройки от конкурентов, например, ТЦ «Олимп» в Верхних Печерах, где кроме батутного центра «Невесомость», 17 сентября открылся крытый веревочный парк «ПандаПарк», комплекс представляет собой три маршрута, расположенных на высоте от 1 до 10 метров. Кроме этого на территории парка есть скалодром и детские лазательные панели fun wall.

  • Происходит смещение в сторону строительства ТЦ районного и микрорайонного типа с небольшими торговыми площадями, а также строительство специализированных ТЦ.
  • Консультанты прогнозируют появление новых торговых центров в строящихся жилых районах и микрорайонах, районах комплексной застройки территорий. Форматы таких проектов будут скорее напоминать общественные центры и иметь существенные отличия от классических шопинг центров.
  • Нижегородский рынок продолжит развитие в качественной плоскости за счет переформатирования и трансформации концепций существующих ТЦ.
  • Стрит-ритейл будет развиваться за счет предприятий услуг и общественного питания, классические магазины все меньше будут размещаться на улице.