Обсуждение новой маршрутной сети сопровождается конфликтами в Гордуме. На очередной транспортной комиссии спор из-за маршруток Молитовки закончился предложением уволить главу дептранса.
Дискриминация по автобусному признаку
Разговор об обстоятельствах внедрения новой маршрутной сети в Нижнем Новгороде начался ещё до начала заседания. Депутат Евгений Лазарев предложил включить в повестку два вопроса. Первый касался условий оценки перевозчиков – потенциальных участников торгов на право обслуживания новых маршрутов.
Г-н Лазарев отметил, что ряд условий (наличие кондиционеров в автобусах, низкопольный подвижной состав, необходимость оборудования 30% подвижного состава подъёмниками для инвалидов) являются дискриминационными. Не все перевозчики могут позволить себе закупку самого нового подвижного состава, хотя имеют качественные автобусы, отметил он.
Второй вопрос был о составе комиссии по предоставлению транспортных услуг. Как отметил г-н Лазарев, два из пяти участников комиссии являются представителями компаний-перевозчиков (МП «Нижегородэлектротранс» и МП «Нижегородпассажиравтотранс»), что также, по мнению депутата, ущемляет интересы других участников рынка.
Оба предложения г-на Лазарева были отклонены. Председатель комиссии Алексей Гойхман мотивировал отказ тем, что инициатива депутата возникла за несколько минут до начала заседания и мэрия не имела времени подготовиться к ответу. Возражение, что к сентябрю часть маршрутов уже будет разыграна, г-н Гойхман не принял, отметив: «Мы понимаем: вы хотите, чтобы мы возили нижегородцев в катафалке». В итоге г-ну Лазареву обещали до общего заседания думы прислать отдельное письмо с ответами.
Новые связи
Новая дискуссия возникла при обсуждении первого вопроса в повестке – об отмене частных автобусных маршрутов Т-23 и Т-55, которые обслуживают микрорайон Молитовка. Вопрос был инициирован на предыдущем заседании комиссии по транспорту и связи депутатом Игорем Богдановым и теперь обсуждался в присутствии членов комиссии по социальной политике.
Консультант отдела организации пассажирских перевозок департамента транспорта и связи Кирилл Быков бодро зачитал часть доклада о внедрении Комплексной транспортной схемы (КТС) и в итоге заявил, вместо двух старых появляются три новых маршрута (Т-13, Т-86, Т-88) и отказаться от внедрения КТС невозможно, поскольку маршрутная сеть требует обновления. «После перехода на новую маршрутную сеть в микрорайоне сохранятся связи с южной и северной частью Автозаводского района. Связь с микрорайоном «Мещерское озеро» будет усилена, сохранится – с нагорной частью города: пл. Горького и пл. Свободы, пл. Минина. Появится удобная связь внутри района: с посёлком Дачный, микрорайоном «Красная Этна», улицей Новикова-Прибоя, Попова», - добавил он, отметив, что будет сохранено трамвайное движение.
Игорь Богданов задал чиновнику несколько уточняющих вопросов, в том числе и о том, пользуется ли тот общественным транспортом и бывал ли в Молитовке. Получив положительные ответы, депутат подробно разобрал все маршруты, которые внедряются и отменяются, и не увидел доводов в пользу отмены существующих Т-23 и Т-55. «Из кремля, конечно, виднее. Но чем не угодили эти маршруты?» - спросил он. Кирилл Быков ответил, что одной из причин стало дублирование Т-55 муниципального маршрута А-64, из-за чего МП «НПАТ» пришлось сократить количество подвижного состава, а второй причиной – старый подвижной состав, который использовали частные перевозчики.
«Вы сами себе противоречите, - возразил депутат. – Эти маршруты определили в связи с рабочими местами. Мы рушим маршруты – мы людей кидаем. Молитовка – люди небогатые. Работают они все за пределами района. Забыли забастовки, перекрытия дорог?.. Все образовательные заведения находятся в Нижегородском и Советском районах. Как на А-64 перевезти 12 тысяч школьников?..»
Разгорячившись, депутат предложил отправить директора департамента транспорта и связи Александра Голофастова в отставку. «Поддерживаю», - добавил Евгений Лазарев.
Тарифы и мифы
В обсуждение вмешался депутат Николай Сатаев, который задал консультанту дептранса вопрос о тарифах. Он акцентировал внимание на том, что все перевозчики, которые выигрывают право обсуживать новые маршруты, будут осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам, то есть устанавливать стоимость проезда самостоятельно.
«У меня тоже есть опасение по этому поводу, - поддержал Алексей Гойхман. – Нерегулируемые тарифы перевозчики устанавливают самостоятельно, и мы здесь ничего не сделаем, кроме как провести переговоры с перевозчиками». По подсчётам депутата, при стоимости автобуса 3-4 млн рублей себестоимость проезда для частников составит 25-26 рублей, срок окупаемости - 4-6 месяцев.
Николай Сатаев попросил г-на Быкова подтвердить, что внедрение новой маршрутной сети не приведёт к существенному росту стоимости проезда. Консультант уклончиво напомнил о новом тарифном меню, которое разрабатывается департаментом транспорта, с возможностью льготной и даже бесплатной пересадки.
Евгений Лазарев напомнил, что внедрение новой КТС происходит без опроса общественного мнения. Г-н Голофастов заявил, что опросы проводились, но впоследствии выяснилось, что они имели место в период разработки КТС, несколько лет назад. На новые возражения г-на Лазарева Алексей Гойхман ответил просьбой держать своё мнение при себе.
Председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Александр Морёнов заявил, что его как профессионала в сфере пассажирского транспорта «бесит такая обстановка». Противников внедрения КТС он обвинил в дилетантизме и призвал не препятствовать обновлению маршрутной сети.
«Только сейчас за мои 45 лет работы занялись научной работкой КТС. Всем работы хватит, поверьте мне. Надо знать ситуацию в комплексе. Когда мы упорядочим транспортную схему, вы поймёте, что всё было сделано правильно», - подчеркнул он.