Меню

Нижегородские банки оптимизируют банкоматную сеть

Банки в Нижнем Новгороде пытаются стимулировать своих клиентов активнее пользоваться карточными продуктами, вместо того чтобы обналичивать все имеющиеся на карте средства. Насколько успешны их усилия?

С недавнего времени Сбербанк стал убирать банкоматы из некоторых магазинов Нижнего Новгорода. Этот факт подтверждает председатель Волго-Вятского банка Сбербанка России Сергей Мальцев
 
«У населения логика такая: не расплачиваться картами, а снимать наличные и потом нести их в кассу, — комментирует г-н Мальцев действия банка. — Мы поняли, что устанавливая банкоматы вне «зон 24» и остановочных комплексов (а они есть практически на каждом пешеходном потоке), мы не стимулируем человека платить картой. Вообще движемся принципиально не в том направлении. Поэтому мы убираем их из магазинов. Но общее количество не уменьшаем: перегруппируем, переносим туда, где уже есть наши терминалы».
 
По словам г-на Мальцева, есть еще нюанс: если единственный банкомат в магазине не работает, потому что в нем кончились наличные — это раздражает, рядом обязательно должен быть доступен еще один.
 
«Покупатели трех наших магазинов удивлены тем, что банкоматов Сбербанка в них больше нет. Жалуются, спрашивают, в чем дело. Полагаю, что все же оптимизация расходов имеет место быть: и сам банкомат, и его обслуживание — дорогое удовольствие. Но когда в магазине нет банкомата — это, действительно, очень неудобно», — считает генеральный директор ООО «РоссМаркет», руководитель Ассоциации предпринимателей Нижегородского района Нижнего Новгорода Максим СтаростинИзвестно, что больше нет банкоматов Сбербанка в некоторых магазинах сети Eurospar, в частности, в Eurospar на ул. Добролюбова. Однако представители СПАР Миддл Волга эту ситуацию официально не комментируют.
 
«Необходимо повышать финансовую грамотность населения, менять менталитет, убеждать, что даже в кризис использовать карты менее опасно», — комментирует возражения клиентов Сергей Мальцев. Пока же, по его словам, 90% зарплат обналичиваются почти сразу после зачисления. Он вспоминает неординарную ситуацию в декабре 2014 г., когда Сбербанку пришлось обеспечить наличие 80 млрд руб. кэша в кассах, чтобы все желающие могли снять свои деньги с пластиковых карт и счетов. «Но на 3-5 день деньги стали возвращаться в банк», — добавляет г-н Мальцев.
 
«Надо сказать, что с «уходом» банкоматов эквайринг в наших магазинах действительно увеличился, — замечает Максим Старостин. — Эквайер у нас тоже Сбербанк. Могу также сказать, что когда пропадает интернет, и соответственно связь с банком, мы теряем в выручке. Недавно с 6 до 9 часов не было интернета в 128-м «Спаре» (это бывший «Визард» на ул. Минина) – порядка 50 тыс. выручки мы потеряли. Люди просто бросают покупки и уходят».
 
Инструменты стимулирования покупательской активности с использованием пластиковых карт у банков, по сути, одинаковы: бонусные программы («Спасибо» у Сбербанка, «Коллекция» у ВТБ24), скидки, кобрендовые карты, предоставляющие различные привилегии у партнеров (программы с Аэрофлотом у Сбербанка и Альфа-Банка, с РЖД и Трансаэро у ВТБ-24 и др.), карты Cashback. 
 
Альфа-Банк продолжает размещать банкоматы в Нижнем Новгороде (как и другие банки) в продуктовых ТЦ, гипермаркетах и супермаркетах с большой проходимостью людей, а также на территории предприятий с зарплатными проектами. Комментируя принцип расстановки банкоматов, руководитель по развитию стратегического партнерства филиала «Нижегородский» Альфа-Банка Анна Гребенщикова отмечает, что целесообразность размещения устройства зависит от количества транзакций:
 
«Если количество транзакций слишком низкое, банкомат перемещается на новое место. И наоборот, если транзакций очень много, то поднимается вопрос об установке дополнительного устройства. Потенциальное количество транзакций на том или ином месте определяется экспертным путем».
 
На данный момент в Нижнем Новгороде и области 72 собственных банкомата Альфа-Банка, а с учетом банков-партнеров общая сеть насчитывает 270 устройств. В 2015 г. Альфа-Банк планирует заменить ряд старых банкоматов на новые. Установка новых банкоматов в этом году предусмотрена только под зарплатные проекты.
 
«В среднем наличные снимают около 70% нижегородских клиентов, чья зарплата поступает на карты Альфа-Банка. Остальные частично хранят деньги на картах, а для оплаты пользуются безналичным расчетом», — говорит г-жа Гребенщикова.
 
Банк ВТБ24 банкоматы ставит там, где это «экономически выгодно», без привязки к магазинам, а скорее — к проходимости и крупным зарплатным проектам. Сеть банкоматов ВТБ24 в Нижегородской области, вместе с банками-партнерами, составляет 174 устройства. Интересно, что прослеживается определенная зависимость интенсивности использования карточных продуктов, общей финансовой грамотности клиентов от уровня доходов. 
 
«Нельзя сказать, что с помощью банкоматов мы можем как-то регулировать интерес к картам. Скорее, активность использования карт стимулируют сами карточные продукты — акции, предложения. Должен отметить, что каждый год у нас наблюдается тенденция прироста процента клиентов, которые не обналичивают всю зарплату после зачисления и оставляют средства на карте для платежей. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, их на 13% больше. Наши клиенты — это верхнемассовый и среднемассовый сегмент, финансово грамотные люди, они знают, что держать часть средств на карте – удобно и безопасно. Даже в декабре у нас почти не было очередей у банкоматов и столь массового «выноса» наличности с карт и счетов, как в других банках, хотя случаи перевложения денег в другие активы имелись», — комментирует управляющий банка ВТБ24 в Нижегородской области Георгий Гречин.
 
Ресторанный критик gofoods.me, шеф-редактор «Business.FM Нижний Новгород» Катерина Смирнова утверждает, что для широкого применения пластиковых карт имеются препятствия, не всегда зависящие от финансовой грамотности их пользователей:
 
«Пару раз сталкивалась с тем, что в ресторане или кафе заранее не предупреждают, что оплата картой невозможна. Искренне считаю, что в таком случае гость вправе отобедать за счет заведения. Особенно это актуально в бизнес-ланч, когда посетитель ограничен во времени. Другое дело, если предупреждают заранее, тогда гость сам решает, бежать снимать наличку или идти в другое место. Раньше были проблемы и с оплатой чаевых — при использовании карты нельзя было оставить заведению сумму большую, чем в чеке. Сейчас многие заведения идут навстречу и могут снять с карты клиента столько, сколько он сам пожелает оставить в качестве чаевых. Современные программы типа r-keeper, насколько мне известно, это позволяют. Я лично предпочитаю носить с собой наличку на случай чаевых и оставлять ее отдельно, даже используя безналичный расчет. При совершении крупных покупок часто расплачиваюсь картой».