Меню

Нижегородские автодилеры верят в лучшее, но готовятся к худшему

Эксперты авторынка прогнозируют падение продаж в 2014 г. среднем на 5%. Участники нижегородского авторынка рассчитывают на более оптимистичные прогнозы: уровень прошлого года или даже рост.

Если вспомнить последний мировой экономический кризис 2008 — 2009 г., когда падение авторынка составило 50‑70%, то нынешние прогнозы в 5% кажутся сущим пустяком. Однако в очередную межкризисную «пятилетку» в автопроме произошли важные изменения, и рынок играет по новым правилам.

Жизнь поновому и «сообща»

Во‑первых, после подписания протокола о присоединении России к ВТО для игроков на российском рынке изменились условия, в которые они только‑только начали вживаться. В частности, все российские предприятия автосборки и автодилеры с этого года начнут платить утилизационный сбор. Постановление, подписанное Медведевым, вступило в силу с 1 января 2014 г. Это повлечет рост цен для конечного потребителя и может снизить спрос. Кроме того, повлияет и общеэкономический фактор: ослабление курса рубля также вызовет в 2014 г. рост цен на новые автомобили.

Несмотря на то, что десятку самых продаваемых составляют отечественные автомобили (сборка иностранных брендов и наши традиционные марки), большая часть комплектующих производится за границей и закупается в евро, так что это не может не повлиять на конечную цену. Она будет расти, — комментирует директор по координации и развитию ГК «Нижегородец» Владимир Гойхман.

Во‑вторых, еще более активизировались консолидационные процессы среди производителей, которые привели к созданию нескольких крупных альянсов и концорциумов. Это усиление позиции на рынке, но вместе с тем и уязвимость из‑за зависимости в комплексе отношений. Напомним, в 2011 г. Минэкономразвития и Минпромторг подписали договоры с десятком мировых автопроизводителей. В ответ на возможность беспошлинного ввоза в Россию компонентов, члены альянсов обязались увеличить мощности до 350 тыс. автомобилей в год. Условия нелегкие, тем не менее, создавшиеся стратегические альянсы мировых автопроизводителей с российскими партнерами продвинули вперед весь автопром России и поставили его на новые рельсы.

На площадках Горьковского автозавода за посткризисное время активно развернулись General Motors, Daimler и Volkswagen Group (последний, кстати, вложил в российскую сборку больше всех остальных мировых производителей — 800 млн евро). Общие инвестиции в контрактную сборку автомобилей Volkswagen и Skoda на мощностях ГАЗа составили 200 млн евро.

Производство полного цикла автомобиля Skoda Yeti стало событием и попаданием «в точку» для российского потребителя. И нижегородцы первыми оценили этот автомобиль.

Марки контрактной сборки, по словам нижегородских автодилеров, пользуются большей популярностью, чем импортные «собратья» из‑за более низкой цены.

Средний и низкий сегмент. Ставка на разнообразие

Торможение рынка, как оценивают эксперты, началось с середины прошлого года. После обвала в 2009 г. автомобильный рынок стал расти, и хотя так и не достиг уровня 2008 г., но к 2010 г. демонстрировал положительную динамику.

Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers представила российским автомобильным изданиям свой прогноз по продажам легковых автомобилей в России в 2014 г. По мнению экспертов, продажи автомобилей российских марок составят 460 тыс. (‑6%), иномарок российского производства будет продано 136 тыс. (+4%). Всего, как предполагают эксперты, в 2014 г. будет продано 2,54 млн машин. В 2013 г. этот показатель составил 2,61 млн.

Нижегородский авторынок стабильно активный, имеет свою специфику, основанную на традиционном производстве и присутствии в регионе мировых автогигантов. Автодилеры региона, даже те, кто работает с отечественными марками, чьи перспективы наименее оптимистичны, в целом пока не настроены негативно. Говоря о прогнозах, они отмечают, что сумели «подстелить соломки», научились выстраивать грамотные стратегии и вовремя переориентироваться на более устойчивые марки.

Мы не ожидаем негативных результатов. Для нас сложным был 2012 г., а вторая половина и конец 2013 были рекордными по росту. Для этого в нашей компании был проделан очень большой объем работы. Мы совершенно не экономили на персонале и на качестве. Мы много инвестируем в продвижение каждого бренда, — рассказал директор по координации и развитию ГК «Нижегородец» Владимир Гойхман. — В 2012 г. была нетипичная для автомобильного рынка стагнация в конце года. А вот в конце 2013 г., когда у многих были сложности, наши результаты снова были такими, какими должны быть в автобизнесе. Так, как в декабре 2013 г, мы не продавали никогда, это был абсолютный рекорд. Прирост к декабрю 2012 г. составил почти 50 процентов.

Владимир Гойхман отметил, что компания начала строить второй дилерский центр Nissan на ул. Бринского, а также большие ставки делает на новую марку — Datsun:

Этот японский бренд находится «под крылом» концерна «Nissan» и выпускает доступные автомобили. Запуск этой марки мы планируем к лету. Под него тоже готовим отдельный дилерский центр.

Тяга к внедорожникам и паркетникам характерна для среднего сегмента и сегмента премиум‑класса. Даже несмотря на ожидаемое повышение цены, пессимизма по поводу их продаж в 2014 г. у крупных дилеров нет. Все дело в количестве и широте линейки.

Сегмент автомобилей классификации SUV — единственный сегмент среднего класса, который вырос в 2013 г. Успеха добьются те производители, у которых есть широкий модельный ряд таких автомобилей. У нас это Nissan. Это наш локомотив всего холдинга. У этого бренда огромный ряд полноприводных автомобилей. Поэтому данный автопроизводитель активно идет в Россию и открывает сборки популярных полноприводных моделей. Альянс «Renault — Nissan — АвтоВАЗ» производит под Санкт‑Петербургом X‑trail, Murano, — говорит директор по координации и развитию ГК «Нижегородец» Владимир Гойхман.

Компания «Нижегородец» продала в 2013 г. в общем по холдингу 11 тысяч автомобилей и стала лидером среди нижегородских компаний в сегменте иномарок бюджетной и средней ценовой категории.

Коммерческий директор ГК «Автоэра» Виктор Лутов рассказал, что его компания просчитывает бюджеты, исходя из предполагаемого снижения продаж на 3‑5%.

Ожидая такое падение, мы на другие марки тем не менее, не переориентировались, потому что у нас в портфеле есть китайские бренды, по которым был неплохой рост в 2013 г., — отметил Виктор Лутов. — И мы планируем, что рост по «китайцам» где‑то останется на уровне прошлого года. Может быть, чуть снизятся продажи по моделям «Лады».

На российском рынке китайские автомобили, как известно, заняли положение «еще не иномарка, но уже не отечественный автопром». Поэтому вполне резонно, что низкая цена будет еще привлекательнее для рядовых россиян, желающих иномарку, но вынужденных снизить запросы.

В этом году, думаю, что на рынок выйдет несколько новых китайских брендов Brilliance, JAC, Dong Feng в легковых сегментах. Какие новинки появятся, смогу сказать после марта. Когда пройдут основные автосалоны, шанхайский, американский и какой‑нибудь европейский, — рассуждает г‑н Лутов.

Позиции же отечественных автомобилей были усилены правительственными мерами поддержки в 2010 г., когда началась программа утилизации, программа льготного автокредитования, повышение пошлин на готовые ввозные иномарки.

По данным брендам российской сборки планируем, что должен быть вообще небольшой рост. У нас в портфеле есть модели «Фольксваген групп» (Skoda Yeti, Skoda Octavia ) и модели Сitroen. Citroen C 4 sedan уже вышел и хорошо продается. На подходе импозантный Citroen C 4 Cactus. Скоро выйдут Skoda Rapid. Это будет конкурент Hyundai Solaris и Volkswagen Polo Sedan, но в очень удобном кузове-лифбек, — рассказал о планах директор ГК «Автоэра».

А вот такого узбекского «корейца» как Daewoo, по мнению дилеров, ждет река забвения.

Uz-Daewoo однозначно сдуется, если они не сменят ценовую политику и стратегию продвижения, – считает Виктор Лутов, чья компания уже пересмотрела планы в отношении данной марки.

Безусловно, в числе «соломок» у автодилеров и активная работа с гарантийным сервисом, а также увеличение продаж подержанных автомобилей.

Премиумсегмент. Олимпийское спокойствие

Однако все это касается лишь автомобилей среднего и низкого ценового сегмента. В уютной гавани класса премиум «напряга» практически не ожидается.

Как сообщили в руководстве компании «Ауди Центр Нижний Новгород», они нацелены на стабильность продаж и ждут новинки: в 4 квартале 2014 г. выйдут обновленные Audi A6 Limousine и Audi A7 Sportback (facelift).

Генеральный директор «Мерседес-Бенц Плаза» Дмитрий Волков также говорит, что премиум-класс не замечает снижения объема продаж:

Наоборот, в 2013 г. от месяца к месяцу продажи в нашем сегменте росли. За последние несколько лет только в 2009 г. было некоторое снижение, в пределах 10%. Но и это снижение было существенно меньше, чем общее падение рынка в 2008—2009 гг. Что касается Mercedes-Benz, то по итогам 2013 г. наша марка стала лидером премиум-сегмента как в России, так и в Нижегородской области, поэтому на 2014 г. мы строим достаточно оптимистичные планы.

Во‑первых, как отмечает Дмитрий Волков, премиум‑класс более устойчив в целом к краткосрочным изменениям на рынке.  Во‑вторых, у марки Mercedes-Benz очень сильный модельный ряд, а в 2014 г. появится еще несколько новых моделей, которые, по мнению Дмитрия Волкова, однозначно будут пользоваться высоким спросом.

В частности, это новый седан С-Класса, компактный внедорожник GLA, минивэн V-Класса и абсолютно уникальное роскошное купе S-Класса. Кроме того, в течение этого года произойдет обновление еще нескольких моделей, — рассказал генеральный директор «Мерседес‑Бенц Плаза».

По словам г-на Волкова, марка в этом году увеличит долю на рынке. За счет этого будет в том числе и количественный рост. Кроме того, компания планирует в этом году удовлетворить спрос и по тем автомобилям, которых в 2013 г. было недостаточное количество.

Автомобильный центр «Плаза», по словам его гендиректора, продал в 2013 г. 725 единиц легковых автомобилей Mercedes-Benz. Средняя цена машин 2 млн руб. Самые продаваемые — это внедорожники GLK-Класса и M‑Класса (на первом и втором местах), на третьем месте седаны С- и Е‑Класса.

Что касается временного ослабления рубля, то, на мой взгляд, пока нельзя говорить о тренде девальвации, идет сильное колебание, — продолжил гендиректор «Мерседес‑Бенц Плаза». — Цены на авто зафиксированы в рублях, в рублях они не менялись. Изменение возможно только в случае длительного закрепления на отметке выше 48 руб. за евро. Пока у нас абсолютно четкое понимание, что, по крайней мере, до апреля повышения цен на наш сегмент в связи с изменение курса рубля не произойдет.

Впрочем, спокойствие премиум‑класса не означает отсутствие у них поиска интересных предложений для клиентов.

К примеру, Volvo, чьим официальным дилером в Нижнем Новгороде является компания «БЦР моторс», с сентября 2013 г. запустил программу субсидированного кредитования, которая позволила в 6 раз увеличить кредитные сделки на покупку автомобилей шведского автоконцерна по России и в Нижнем Новгороде, в частности. Интерес к марке Volvo у россиян и нижегородцев также в основном строится вокруг полноприводных автомобилей.

Закон суров. Или нет?

Показательно, что, говоря об условиях работы в ВТО и новых законах в автомобильном бизнесе, дилеры и производители выражают интерес к программам, уже опробованным правительством РФ.

Нельзя сказать, чтобы на нижегородском рынке были какие‑то проблемы. Единственно, хотелось бы для людей более интересного кредитного предложения. Была программа господдержки льготного кредитования, которая показала достаточно неплохой результат. Насколько я знаю, сейчас рассматривается внедрение ее повторно, — говорит Виктор Лутов.

Мы от вступления страны в ВТО не почувствовали ни плохого, ни хорошего. А от того, что приходится искать новые формы и модели продаж, растет конкуренция, от этого выигрывает потребитель, — считает Владимир Гойхман.

Еще менее озабочены трудностями жизни во Всемирной торговой организации салоны премиум‑класса. Однако тут свои вопросы.

Безусловно есть неопределенность в связи с отсутствием справочника по новому транспортному налогу, который будет исчисляться для автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб., — рассуждает Дмитрий Волков. — Но по большому счету, сказать, что это сильно повлияет на спрос, нельзя. Покупатели интересуются, есть ли у нас информация, но не выражают обеспокоенности. Мы понимаем, что для тех сегментов, которые будут затронуты, это повышение не скажется на предпочтениях и покупатели не будут готовы снижать требования и ожидания от автомобилей представительсткого класса.

Конкуренция на нижегородском авторынке, как отмечают эксперты, действительно, большая. Только за авто класса лакшери (Bentley, Ferrari и пр.) придется отправиться в столицу, а в среднем сегменте представлены все модели. Угождает клиентам и премиум‑класс.

Автодилеров в Нижнем много. И практически нет ни одного монобрендового. Как правило, компании работают с несколькими производителями и это диверсифицирует риски, — отмечает Владимир Гойхман.

Эксперты рынка и автодилеры также считают, что для укрепления регионального авторынка целесообразно усилить локализацию автопроизводства.

Много комплектующих ввозится из других регионов. У нас есть Борский стекольный завод, работающий на всю Россию. Было бы неплохо, если б создались предприятия, которые бы расширили спектр комплектующих именно в Нижегородской области, — высказывает мнение Виктор Лутов.

В целом нижегородские автодилеры считают, что региональный автобизнес выдержит этот год без особенных проблем. По их мнению, если какой‑то передел произойдет, то в сторону поглощения: крупные дилеры будут поглощать более мелкие. Но регион характеризуется тем, что в основном здесь работают крупные компании. 

Нижегородский рынок, наверное, более стабилен, чем в каких‑то других регионах. У нас к концу года было такое же падение рынка как по Москве, на 8%. Если сравнивать с Уфой, то там был рост. А если с Новосибирском или Кемерово, то там продажи упали больше, чем на 20%, — привел, в частности, данные Виктор Лутов.

Читайте также Рейтинг продаж легковых автомобилей в Нижнем Новгороде.

Автор: Наталья Резонтова