Меню

Нижегородцам никуда не деться от торгового наследия

Андрей Иванов, президент ХК «Логопром» Нам стоит схватиться за поручень последнего вагона уходящего поезда и закрепить за собой статус торговой столицы России Кто-нибудь знает, какая стратегия

Андрей Иванов, президент ХК «Логопром»
Нам стоит схватиться за поручень последнего вагона уходящего поезда и закрепить за собой статус торговой столицы России
Кто-нибудь знает, какая стратегия развития у Нижнего Новгорода? Чтобы все было хорошо? Это не стратегия, это лозунг «Русского радио». А стратегия должна быть четкой, ясной и понятной. Она должна быть в голове у тех, кто отвечает за развитие города или, по крайней мере, думает, что отвечает,— у власти и бизнеса.
Сейчас очень модно говорить слова «инновации», «инновационный регион». Хорошие слова, но пока не про Нижегородскую область. Чтобы стать инновационным регионом, нужно создать новый технологический уклад. Разобщенные очаги, в которых начали жить по-новому, существуют в нашем регионе, но от их наличия жизнь трех миллионов нижегородцев к лучшему не изменилась. А стратегия должна быть заряжена позитивом и объединять абсолютно всю область. В нашем регионе людей пока объединяет только внезапная общая беда вроде прошлогодних лесных пожаров.
Чтобы выработать собственную стратегию развития, Нижнему Новгороду нужно вернуться к истокам и подумать, почему нижегородцы выбрали это место и живут тут уже почти 800 лет. А потому, что здесь проходили важнейшие торговые пути, и именно торговля способствовала росту нижегородской промышленности. Купцы заменяли деревянные суда на стальные, везли нефть, благо­устраивали город. Все это делалось для того, чтобы в Нижнем Новгороде было удобно вести бизнес, торговать. Нам нужно вернуться к своим истокам, пока не поздно, пока мы еще можем это сделать.
Последние 80 лет увели Нижний Новгород далеко в сторону, но и в советскую эпоху Горьковский госснаб был образцово-показательным. Нижегородцам никуда не деться от торгового наследия: по берегам Волги и Оки до сих пор стоят склады и элеваторы, мощнейшие объекты. И современный бизнес живет на площадях этой старинной инфраструктуры, ему даже не надо ничего строить. Так почему Нижний Новгород стремится что-то выдумывать? Пускаемся в пути неизведанные, бросая проторенную дорогу. Я предлагаю не отказываться от нового, но не стоит забывать традиций своего города, его истории.
Нижний Новгород уже упустил звание третьей столицы, уступив его Казани. Многие уже не могут объяснить, почему наш город когда-то называли «карманом России». Тогда кто мы сейчас? Нам стоит схватиться за поручень последнего вагона уходящего поезда и закрепить за собой статус торговой столицы России. Этот бренд еще вакантен. Но хвататься за него надо как можно быстрее, у нас мало времени: под боком сосед, город Владимир, он ближе к Москве, и после смены региональных властей может сесть на тот системообразующий поток, который нам так нужен. Если это произойдет, мы окончательно потеряемся или будем вынуждены искать что-то новое для себя, что всегда непросто.
Что делать? А нам везет— все само идет в руки. От Нижнего Новгорода до Москвы 400 верст. Нам надо сломать шапку, согнуть спину в поклоне и идти в столицу №1 с нижайшей просьбой рассматривать нас как производственный, сборочный, логистический узел при Москве. Так Нижний Новгород мог бы забрать себе все, что сейчас столица выводит за свои пределы. Москве тесно, она инфраструктурно задыхается, но это крупнейший рынок. Там только товарооборот составляет 2,5 трлн рублей. Без тесных отношений со столицей Нижнему Новгороду развиваться нельзя.
Второй подарок судьбы— это получение Россией права проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. В Нижнем Новгороде пройдут групповые игры в рамках ЧМ, и уже намечено строительство на Гребном канале стадиона мирового уровня. Я считаю, что в комплексе с ним надо строить выставочный центр, то есть новую, современную Нижегородскую ярмарку. Зачем упускать такую великолепную возможность? В России вообще нет ультрасовременных выставочных центров, а в Германии, которую все так любят приводить в пример, любой город с населением 300–400 тысяч человек имеет свой выставочный комплекс.
Просто властям и бизнесу надо понять, что потоки идут только туда, где есть инфраструктура. Нижнему Новгороду стоит посмотреть на мировых лидеров, изучить их опыт. Если последуем за ними— не ошибемся, а если еще и сделаем правильные выводы, можем и опередить. Только нам для такого шага не хватает политической воли.
Колонка написана специально для «Делового квартала»