«Мне не нравится, что в школах используют программы двадцатилетней давности, ничего нового не добавляют. Изучают только академическую живопись».
Анна Чекушкина открыла первую частную архитектурно-художественную школу JAM Art-School в Нижнем Новгороде в 2014 г. Сегодня у школы пять филиалов в разных районах города. Мы поговорили с Анной Чекушкиной о том, что нужно для открытия собственной школы, зачем нужна государственная лицензия и почему баба Маша лучше любого пиарщика.
От ИП для нужных бумажек к частной школе
— Сначала хотела вести занятия в общеобразовательной школе, но директор сказала, что без оформления ИП не получится открыть кружок, потому что надо платить налоги. В 2014 г. онлайн-подачи заявок на сайте налоговой не было, поэтому я приносила заявление, копии паспорта, оплачивала госпошлину и ждала оформленных документов пять дней. Когда оформила все документы и пришла в школу снова, мне ответили, что передумали. Я стала искать другие варианты.
У знакомых был детский клуб в Сормовском районе, где проводили дни рождения и праздники, они разрешили пару раз в неделю делать занятия за почасовую аренду. На первое время даже материалы не покупала, осталось много после университета, а некоторые группы приносили что-то свое. Мольберты за 150 руб. собирали сами.
Реклама в интернете не была так популярна, поэтому я повесила объявления на уличных столбах и разнесла по школам. Первые занятия начались в ноябре, когда дети уже записались в другие секции, кружки. Набралось человек 20-25, ответственности тогда особо не чувствовала, ученики находились под постоянным присмотром всего пару часов.
Первые два года работала одна, а затем открыла второй класс. Естественно, одной работать уже не получалось. Преподаватели нашлись через объявления во ВКонтакте, девочки из строительного института, некоторые из которых работают до сих пор.
Вскоре я поняла, что если студия находится в одном районе, дети не могут туда добраться. Если взрослые доезжают хоть из Кстово, хоть с Бора, то маленьких так возить не будут. Ради удобства учеников открыла классы во многих районах города: Сормовский, Канавинский, Советский и Приокский.
Аренда везде стоит примерно одинаково, зависит от площади, есть и маленькие, и большие помещения, сразу для двух классов, но меньше 28-30 кв. м нет. Было несколько дорогих помещений на первом этаже в верхней части города, но они не зарекомендовали себя, по уровню комфорта и площади они ничем не лучше других.
Просто люди из нижней части города привыкли как минимум час тратить на дорогу до центра города, а люди из верхней части говорят: «В смысле до работы 20 минут? Мы не поедем». Поэтому помещения в центре и стоят дороже.
Налоги и государственная лицензия
У меня упрощенная система налогообложения, главное — платить вовремя. Лицензия мне не нужна, мы работаем как кружок, а не художественная школа. Никаких государственных дипломов не выдаю. Чтобы получить лицензию на образовательное учреждение, надо выполнить много условий: например, обязательно наличие трех туалетов, для мальчиков, девочек и для взрослых, — в Нижнем такое сложно найти, если только целый этаж выкупать.
Официальные художки подходят не всем: много народу, обязательные экзамены, четкое время занятий 3-4 раза в неделю. Мне не нравится, что в школах используют программы двадцатилетней давности, ничего нового не добавляют. Изучают только академическую живопись, хотя существуют другие направления, чтобы дети на выходе понимали: «О, я художник и могу зарабатывать разными способами, открытки рисовать, дизайны придумывать». А в итоге натюрморты умеют ваять и больше ничего.
Может, и получу лицензию в этом году, это поможет открыть франшизу и выйти на другие города. Обязательное условие для меня — хотя бы раз в месяц ездить в город на несколько дней, чтобы все контролировать. Предложений было много, нас хотели купить, но пока я не готова надолго покидать нижегородские классы. Молилась на одну такую школу, а потом они открылись в других городах, а там все некрасиво, неинтересно и без души. Делаю каждое помещение JAM Art-School атмосферным и приятным, вряд ли мне это когда-то вернется, но желание есть.
Сколько стоит реклама?
Я всему научилась сама, первое время не пользовалась социальными сетями, теперь же у каждой фирмы должен быть аккаунт в Инстаграме. За шесть часов можно спокойно разобраться во всех механизмах рекламы, в этом нет ничего сложного. Люди просят советы по продвижению, а я не понимаю, зачем нужны курсы по таргетингу, там все элементарно. Инстаграм — это Facebook, где по полочкам разложили, что нужно делать первым, вторым и третьим пунктом. Во ВКонтакте тоже здорово, настраиваешь под узкую аудиторию и готово. В месяц на рекламу выходит по-разному: иногда семь тыс., а вот в сезон около 20 только на Инстаграм и ВКонтакте.
Агентства часто предлагают мне рекламу, но в итоге разговор выглядит так: «Вы знаете, столько-то детей может жить в одном доме, каждая заявка стоит 50 руб.», — а потом я сама рассказываю им что-то о продвижении. Иногда слушаю бесплатные марафоны, но никому не плачу за тренинги. В случае с художкой сарафанное радио работает даже лучше, потому что не факт, что люди просто запишутся по объявлению, а вот если какая-то баба Маша сказала, что у нее внучка вообще не рисовала, а тут вдруг как да Винчи начала, потому что преподаватель хороший, тогда люди сразу пойдут. Я не переживаю, что клиентов не будет, потому что если делать качественно, другие обязательно о тебе расскажут.
Нововведения и педагогический состав
Жестко отбираю преподавателей, смотрю, комфортно ли мне с ними находиться, как они представляют работу с детьми. Если меня устраивают принципы преподавания, даю шанс, несмотря на отсутствие опыта и педагогического образования.
Я архитектор, но мне это не мешает мне быть самым любимым преподавателем большинства детей. Взрослым со мной тоже комфортно, родителям нравится, что консультирую по поводу поступления в творческие вузы. Никогда не хотела работать с детьми, мечтала сидеть в офисе и конструировать здания, и сейчас бы не отказалась, если бы платили хорошо.
Если смотреть с точки зрения руководителя — обязательно разбираться в том, что ты делаешь, не просто так у меня несколько школ. Когда люди совершенно не понимают, как работают детские центры и что такое живопись, а потом покупают франшизу и начинают работать, получается больше бизнеса, чем души. Чисто ради денег нельзя ничего делать. Может получиться не то место, куда дети захотят возвращаться.
Мастер-классы для взрослых начались в прошлом июле. Мы первые привезли в Нижний Новгород флюид-арт, эпоксидную смолу и алкогольные чернила, другие студии подтянулись к октябрю. Я насмотрелась роликов, как в Америке рисуют, тоже решила попробовать, около года изучала техники
Мастер-классы для взрослых хоть и приносят прибыль, но небольшую. Основное мое время все-таки занято детьми.
Занимаюсь с детьми, которые со мной с самого открытия школы, но у меня всегда есть второй преподаватель на группу, чтобы я могла срочно уехать без ущерба урокам. В основном у меня взрослые и дети, которые готовятся к вузам и художке. Все программы писала сама, дополняли другие преподаватели, это нигде не повторяется.
«Все делаю сама»
Я выполняю роль и директора, и администратора и менеджера. Какую-то часть работы можно переложить на других, но не думаю, что люди справятся с этим темпом: отвечать 24/7 на телефонные звонки, записывать всех учеников и никого не потерять. Не все смогут объехать пять центров в городе, чтобы привезти бумагу, краски и прочее. По рекламе опять же придется сидеть и учить кого-то, некоторые нюансы знаю только я. Как-то отдала часть работы другому человеку, в итоге пришлось переделывать потому что результат не понравился.
Обычно директора школ просто приезжают раз в неделю и смотрят, я так не могу, ведь только я курсе обо всем на свете. Тяжело куда-то выезжать, даже за границей пополняю телефон на пять тысяч и по 10 минут в день трачу на разговор и объяснения. Выходит дешевле, чем кого-то нанимать и решать проблемы по типу «забыла записать, забыла перезвонить». Обычно все на моей совести, а тут приходится ругать других, а я не люблю это.
Никогда не уезжаю в пиковые времена. Например, сейчас сентябрь, будет много записей. Потом начнется: «А где краски? А где бумага? А что с программой?». К октябрю-ноябрю куда-нибудь слетаю.
Всего в год занимается около 200 учеников, в начале больше, в середине поменьше. Цена занятий зависит от возраста и группы, в среднем от 1800 до 2500 руб. в месяц. Считаю, что зарабатываю недостаточно, поэтому придумываю, как увеличить прибыль.
Летом спасают детские лагеря
Впервые приехала в «Ждановец» три года назад, понравилось наличие гольфа, баскетбольной площадки, виндсерфинга, тира с луком. Хорошие домики, условия и расположение. Подумала, почему бы не привезти туда детей, чтобы рисовать утром, днем и вечером на закате. Летом лагеря спасают, потому что прибыли практически нет. Городские лагеря во время каникул покрывают только аренду, у нас было больше 12 смен.
В этом году первый раз вывезла учеников на Горьковской море. Юридически сложно оформлять все документы, ведь на тебе огромная ответственность за детей. Стоимость путевки, около 27 тыс., складывалась из аренды домиков, трансфера и материалов, не в каждый лагерь повезут холсты, масляные краски и эпоксидную смолу. Мест не хватало, человек 30 сразу записались, за пару дней до отъезда докупали еще домики.
Но все прошло хорошо. Дети максимально погрузились в атмосферу искусства, но при этом занимались на спортивных площадках и гуляли по территории, которая хорошо огорожена.
Автор: Полина Харитонова