«Сметы очень часто составляются без выезда на место, по каким-то стародавним нормативам. Плюс ко всему, сметное предприятие выхолостит смету так, что там никакой прибыли не остается».
Генеральный директор СРО Союз «Строители Приволжья» Александр Леонтьев в колонке для NN.DK.RU рассказал о том, с какими сложностями сейчас сталкиваются строительные компании, желающие поучаствовать в программе капитального ремонта многоквартирных домов.
«Цель у нашей СРО с Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов одна – мы не хотим выпускать на этот рынок недобросовестных строителей или строителей, которые не могут рассчитать свои силы. Но позиции по ключевым вопросам разные.
Например, когда Фонд говорит, что имеет право оплатить работы подрядчику в течение 240 дней, это безобразие. Потому что это значит, что компании придется брать кредит, иначе рабочие просто будут сидеть без зарплаты. А они хотят этот срок оплаты еще увеличить – до 360 дней. Но кто согласится так работать?
И еще не факт, что эти деньги подрядчик получит: ведь введено огромное количество штрафов за любые провинности, в том числе за задержку сроков выполнения работ. Я согласен, что нужно недобросовестные компании наказывать, но в пределах разумного подхода. И потом нужно смотреть, почему происходит задержка сдачи объекта. Приведу маленький пример: одна из наших компаний на Бору ремонтировала дом. Администрация Бора обязана была переселить граждан и получить добро на выполнение ремонта. В течение трех месяцев она не могла это выполнить. Естественно, компания не приступала к работам. А Фонду капитального ремонта все равно. Компанию жестко оштрафовали на приличную сумму.
На последнем Всероссийском съезде Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в Москве заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко говорил о том, что нужно пересматривать сметное нормирование работ. Он привел пример: на Дальнем Востоке строится космический объект, в смету заложена заработная плата в восемь тыс. руб. Ну кто поедет на Дальний Восток работать за эти деньги?
И у руководителя подрядной организации не остается никакого варианта, кроме как заменить материалы на более дешевые и вывести часть средств наличкой, чтобы достойно расплатиться с рабочими. То есть в государственном масштабе за счет такого сметного нормирования строительные организации толкаются, мягко говоря, на нехорошие действия.
Переход на новый ресурсный метод сметного нормирования задерживается. Почему? Наверное, он будет революционным, может быть финансово затратным, но это приведет и к более качественным показателям. Это мнение строительного сообщества.
Сейчас сметы на капитальный ремонт очень часто составляются без выезда на место, по каким-то стародавним нормативам, без глубины проработки. Плюс ко всему, сметное предприятие выхолостит смету так, что там никакой прибыли не остается.
А приезжаешь на тот или иной объект, и оказывается, что там менять нужно не только верхнее перекрытие крыши, а фактически основание кровли нужно заменить. Получается, что работы требуют вложения в два, три, четыре раза больших средств. Что строитель должен делать? Думаете, он будет вкладываться за свой счет? Нет, конечно. А дальше домыслите сами. Никто себе в убыток работать не будет. Нужна законодательная инициатива: срочно вносить изменения в постановления о капитальном ремонте. Иначе получается абсурд: тратим в 2-3 раза больше средств на повторные ремонты.
Фонду капитального ремонта все равно. Твои риски, товарищ, ты же взял, ты же выиграл. И где-то они правы. Нужен диалог, может быть, тогда и камеры на объектах ремонта не понадобятся.
Есть еще одна проблема, которую нужно решить Фонду капитального ремонта, – стоимость лота. Строители имеют сегодня несколько ступеней ответственности в зависимости от стоимости оплаты уровня: до 60 млн руб. – 100 тыс. руб. , свыше 60 млн руб. – 500 тыс. руб. А еще кроме этого надо заплатить в Фонд договорных обязательств от 200 тыс. руб. до 2 млн 500 тыс. руб. То есть ты еще не начал работать, не выиграл конкурс, а уже должен вложиться чуть ли не в половину стоимости.
Мы не требуем для наших предприятий каких-либо льгот или послаблений, а настроены на конструктивный, открытый диалог. Но, к сожалению, не всегда получается выйти на контакт. Не всегда власти готовы прислушаться к профессиональному сообществу.
Разговариваю с коллегами из других регионов (Татарстана, Чувашии, Мордовии) – там совершенно другой подход. Недавно в одном из регионов руководители СРО встречались с губернатором в субботу без галстука. Решили много вопросов по взаимодействию. А у нас никто не хочет идти на контакт».