В конце марта президент РФ подписал закон о натуральном возмещении убытков в ДТП. По мнению эксперта, поправки в закон об ОСАГО усложнят жизнь страховщикам и автомобилистам, а теперь и автосервисам.
Руководитель нижегородского Центра помощи автомобилистам Сергей Кузин поделился с DK.RU, почему реформа ОСАГО приведёт к коллапсу в сфере автострахования. Закон о натуральных выплатах по ОСАГО вступит в силу 27 апреля и будет распространяться только на договоры, заключённые после этой даты.
Альтернатива: сделать ремонт или потребовать компенсацию – появилась ещё два года назад. Большинство предпочитало – выплаты. Закон об ОСАГО в текущей версии устраняет этот выбор. Пострадавшие в ДТП ущемлены в правах – по сути, они лишены права распоряжаться своей собственностью. Может, они не желают восстанавливать машину, а, получив компенсацию ущерба от страховщика, продать битый автомобиль. Теперь, хочешь или нет - сначала отремонтируй.
В новой версии закона срок урегулирования убытков увеличивается и в сумме составляет 55 дней, не считая выходных и праздничных. Таким образом, человек остаётся без автомобиля на два месяца. Если его работа, бизнес связаны с активным перемещением на транспорте, это крупная проблема (а в отдельных случаях - вовсе утрата источника дохода).
В старой редакции закона все было достаточно подробно описано. Но и тогда нередки были случаи, когда дела о возмещении рассматривались судами. Теперь в эту цепочку добавляется СТО – автосервис. Но как работать с учётом изменений, не разъясняется. И это обстоятельство - источник новых конфликтов между автомобилистами и страховщиками. Можно смело предположить, что суды будут завалены жалобами на качество ремонта либо нарушение сроков осуществления определённых действий.
Денежные выплаты сохранятся, но в ограниченных случаях: когда машина полностью уничтожена в аварии, когда пострадавший погиб или получил средний или тяжкий вред здоровью; когда стоимость ремонта превышает 400 000 рублей. И именно этим последним пунктом и будут пользоваться страховые мошенники. Стоимость автомобилей, которые фиктивно участвуют в ДТП, возрастёт, соответственно и ремонт будет превышать лимит.
«Чёрные автоюристы», которые наносят убытки страховщикам, никуда не денутся: они довольно быстро адаптируются к изменениям в законе. А вот автомобилистам добавится головной боли. Забирая автомобиль из сервиса, они не могут быть уверены, что ремонт выполнен качественно, в полном объёме.
Размер страховой выплаты будет насчитываться тем же способом, что и ранее. Однако до внесения изменений в закон автомобилист доплачивал за ремонт (если суммы страховки не хватало). После внесения изменений страховую выплату будут перечислять автосервису. А он как-то должен будет произвести ремонт, получив при этом прибыль.
Можно предположить, что в нарушение закона вместо новых деталей и запчастей будут использоваться старые, бывшие в употреблении или повреждённые. В случае поломки даже гарантией воспользоваться не получится. Не удастся доказать, что неисправность – результат работы именно этой СТО, ведь после ремонта по ОСАГО автомобиль вполне мог заново попасть в ДТП и ремонтироваться другим сервисом…
По моему мнению, данный законопроект приведёт к коллапсу в сфере автострахования. Количество судебных споров только увеличится. Проблемы будут и у автомобилистов, и у страховщиков. К выборам 2018 года можно ожидать новый всплеск протестной активности. Ведь закон охватывает 57 млн. российских граждан - автомобилистов.