Наталья Симонова уже 16 лет формирует позитивное отношение в обществе к некоммерческим организациям, на собственном примере доказывая, что главное в благотворительности — далеко не деньги.
По истории развития Нижегородской региональной благотворительной общественной организации «Забота» можно проследить становление некоммерческого сектора в регионе. Ее директор Наталья Симонова уже 16 лет формирует позитивное отношение в обществе к некоммерческим организациям, на собственном примере доказывая, что главное в благотворительности — далеко не деньги.
Наталья Симонова создала региональную благотворительную общественную организацию «Забота» в 1996 г. В то время ее внимание привлекла проблема пожилых и инвалидов, которые оказались в постперестроечных реалиях самой уязвимой категорией.
«У этих людей отняли ценности, в которые они искренне верили и ради которых жили. Бывших тружеников тыла и победителей соцсоревнований перестали ценить и уважать, а их медали и ордена перестали быть предметом гордости в условиях новой России», — вспоминает она.
К сегодняшней благотворительности сотрудники «Заботы» шли тернистым путем. Г‑жа Симонова думала, что заниматься благотворительностью — это почетно, как в Европе или Америке, однако с первых дней существования организации ее основательница столкнулась с весьма странным пониманием некоммерческой деятельности. «Например, как только НКО была зарегистрирована, я получила письмо от представителей власти с просьбой оказать материальную помощь в размере 5 млн руб. на строительство дома для сотрудников бюджетной сферы», — рассказывает она.
Изначально руководство «Заботы» понимало, что организации необходима экономическая самостоятельность, и создало целый ряд видов деятельности, которая приносила доход. В разные периоды это были швейная мастерская, сборка мебели, реализация информационных стендов, создание сайтов, курьерские услуги, фасовка различных видов продукции, причем везде были задействованы люди с инвалидностью. На заработанные деньги и осуществляли свою благотворительную деятельность в интересах детей, инвалидов, пожилых.
В рыночные 90‑е люди вообще не знали, зачем нужны некоммерческие организации, и не понимали, для чего им средства. Само слово «благотворительность» было почти ругательным, и сотрудников «Заботы» воспринимали как «попрошаек». «Мое отношение к собственной организации изменилось после разговора с состоятельной нижегородской бизнес‑леди, сказавшей, что стесняться нашей деятельности — глупо. Напротив, мы делаем очень важную работу, до которой не доходят руки у государства», — вспоминает героиня. С тех пор каждому сотруднику, которому было неудобно обращаться за поддержкой, она объясняет, что делает он это не для себя, а для тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.
Новая форма благотворительности
В конце 90‑х Наталья Симонова кардинально поменяла взгляд на цели благотворительности. «Забота» организовывала очень много благотворительных акций по раздаче малоимущим и инвалидам продуктов питания, лекарств, одежды, бытовой химии. Но это не приносило удовлетворения. Казалось, что это только стимулирует потребительство. Когда вместо «спасибо» говорят: «Дай еще!» — надо что‑то менять», — рассказывает Наталья Симонова.
После продолжительных исканий она совершенно случайно наткнулась на определение благотворительной деятельности в отчете Санкт‑Петербургского дома трудолюбия для образованных женщин в конце ХIХ века: «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не милости, не даровой помощи».
Тогда Наталья Симонова поняла, что цель организации «Забота» — создавать условия, в которых люди раскрываются и становятся сильнее. Организация перестала раздавать еду и подарки и в конце 90‑х открыла первые рабочие места в городе для инвалидов, а потом для подростков. «Мы с коллегами договаривались с бизнесменами, чтобы они поручали нетяжелую работу бригаде людей с ограниченными возможностями. Причем к нам приходили люди с инвалидностью, которые вообще не были востребованы рынком труда, например больные ДЦП или те, у кого были ментальные нарушения», — говорит героиня.
«Вы не представляете, насколько высоко поднимается самооценка людей, считающих себя слабыми и ненужными, когда им показывают, что они сами могут помогать другим, — рассказывает директор «Заботы». Теперь ее золотое правило благотворительной деятельности выглядит так: «Помощь должна оказываться не вместо тебя, а вместе с тобой. Помогая другим, помогаешь себе быть сильнее ».
Позднее Наталья Симонова создала интегрированные группы, добавив к трудовой бригаде инвалидов отряд подростков. «После того, как все сработались, я почувствовала, что нужно как‑то визуально показать трудовые достижения. Мы стали рисовать плакаты, на которых отмечали производительность каждой бригады. Когда инвалиды видели, что дети работают быстрее, их показатели тоже начинали ползти вверх. Потому что взрослым людям, пусть и с ограниченными возможностями, было стыдно уступать подросткам», — делится она методикой.
Были в истории «Заботы» и комические ситуации. Так, первыми ее волонтерами стали молодые люди, которые украли из помещения организации приготовленные пожертвования для малоимущих. А потом пришли и безвозмездно помогали в работе.
Вовлечены в процесс социального творчества были все: одни адаптировались, другие увидели, что есть люди с ограниченными возможностями и научились с ними взаимодействовать. Это и есть шаги на пути создания той доступной среды, про которую сейчас во всех СМИ говорит правительство.
Реальная помощь
По данным организации «Забота», в 2012 г. они смогли привлечь более 1,5 млн руб. На эти средства реализовано 10 социально значимых проектов, участниками которых стали более 1 тыс. человек. Постоянного источника финансирования у них нет. Как правило, средства выделяли частные благотворители и крупные региональные компании. Также организация постоянно участвует в конкурсах социальных проектов и претендует на различные гранты, субсидии и стипендии.
К сожалению, по словам Натальи Симоновой, в российской благотворительности пока нет четко выстроенной системы взаимоотношений между государством, некоммерческими организациями и бизнесом. Она считает, что нужно разграничить функции этих общественных институтов.
«Зарабатывать деньги и получать прибыль — миссия бизнеса. Помогать нуждающимся — миссия благотворительных организаций, фондов и других НКО. Государство, в свою очередь, должно поддерживать и тех и других, содействуя формированию дополнительных ресурсов, которые способны решить множество социальных проблем.
«Благотворительные деньги работают эффективнее, если они поддерживают социальные программы и проекты общественных организаций, непосредственно работающих с той или иной социальной категорией людей. Не будет предприниматель сам стоять над инвалидом, который не умеет считать, и показывать, что в желтую коробочку нужно положить 10 карточек, а в красную — 12», — рассуждает она.
Другая проблема в том, что в России нет системного подхода к выбору вектора благотворительной деятельности. Бизнес мало обращает внимания на пожилых, инвалидов, ветеранов, детей из неблагополучных семей.
«Куда не обратишься, все поддерживают детские дома. Задумайтесь, постоянно помогая приютам, вы стимулируете процесс их приумножения. Своей постоянной помощью мы сами сформировали общество, где много сирот и бомжей. Не лучше ли поддержать родителей, чтобы они не отказывались от детей, или семью, которая сможет их воспитать. А может, стоит обратить внимание на детей из малообеспеченных семей, чтобы помочь им уже сейчас формировать их успешное будущее?», — говорит Наталья Симонова.
Чтобы занять таких детей и обучить их современным компьютерным технологиям, в 2005 г. благотворительная организация «Забота» выиграла право на реализацию проекта «Клуб компьютерного творчества для детей», который два года спонсировала корпорация Intel. Однако после прекращения финансирования проект не закрылся, напротив, зажил самостоятельной жизнью.
В ближайшей перспективе «Забота» актуализирует деятельность компьютерного клуба, создав новый проект «Нижегородская школа робототехники». «Надеюсь, крупные инновационные компании откликнутся и помогут детям освоить это очень востребованное направление технического творчества. В проекте уже заинтересованы ведущие операторы связи, также хотелось бы привлечь местные ИТ‑компании. Помощь их специалистов поможет освоить детям навыки программирования, а сами организации начнут с детства выращивать себе кадры», — рассказывает Наталья Симонова.
Не остались без внимания люди старшего поколения и инвалиды. «Забота» начинает проект по повышению их компьютерной грамотности, поддержанный фондом филантропии «КАФ».
«Мы опять в поиске средств и ресурсов на реализацию наших проектов, идей и планов. Надеюсь, что благотворители откликнутся и предложат решения. А силы у нас есть», — говорит она.
В заключении Наталья Симонова добавила, что сейчас в обществе сложилось ошибочное мнение о том, что заниматься благотворительностью могут позволить себе только состоятельные люди. «Мне кажется, что помощь начинается с инициативы обычных людей, которые хотят поддержать нуждающихся. Многие мои коллеги по некоммерческому сектору нашли себя в этом, и их благотворительная деятельность, безусловно, делает мир лучше».