Телятины в России нет, а свининой все наелись. Рестораторы вынуждены делать ставку на новые продукты. Что изменится в меню, есть ли шанс у фешенебельных заведений и захватят ли столовые рынок?
Какие форматы будут востребованы у нижегородцев и с чем это связано? Изменились ли цены на бизнес-ланчи и как будут выживать авторские рестораны в условиях падения покупательной способности населения? Рестораторы дали свою оценку ситуации на ресторанном рынке в блиц-опросе на DK.RU.
Сергей Рубан, директор ресторана «Виталич»:
Александр Котюсов, президент Группы компаний «ПИР»:
Что касается новых форматов, то я могу сказать, какой формат сейчас популярен в Москве. До Нижнего Новгорода он еще не дошел, здесь нет для этого мест. Это формат фуд-холлов, когда есть рынок, но он современный и на нем очень много различных точек, где человек может купить себе еды. Здесь есть общее пространство, где можно сесть и поесть. В Москве таких, условно назовем их рынками с едой, уже большое количество появилось, порядка 50-70 точек.
Я думаю, что такие фуд-холлы будут появляться и в Нижнем Новгороде. Может быть, он появится в здании нового Средного рынка.
Цены на бизнес-ланчи в наших заведениях мы стараемся не повышать. Бизнес-ланч — не принципиальная вещь, он не приносит ресторану какой-то большой прибыли. Да, бывает, очень много народу, но так как это недорогой продукт, то он составляет от 10 до 25% от дневной выручки. Насколько я помню, последние два-три года в наших заведениях цены не поднимали, но есть ресторан, в котором мы даже снизили цену, это «Толстый край».
Кирилл Верховодов, директор ресторана «Парк Культуры»:
Цена на бизнес-ланч выросла эквивалентно ценам на продукты. Делать блюдо дешевле за счет уменьшения порции — это не решение проблемы, так же, как и использование более дешевых ингредиентов.
Юрий Попов, член президиума Федерации рестораторов и отельеров России:
Меняется структура потребления, вместе с этим мы видим, что у нас растет количество кулинарий и там все в порядке, выручка растет. Что касается демократических трендов, то они, конечно, есть. В прошлом году ресторан «Рыба и крабы» переформатировался из дорогого ресторана в средний ценовой сегмент. Люди пытаются открывать рестораны среднего ценового сегмента, пытаются цены резать. У людей стало меньше денег.
Начинают рулить холдинги. Например, открывается хипстерское заведение, там продаются эклеры по 100 руб. — нормальная, честная цена. Рядом сетевику никто не мешает сделать этот эклер по 50 руб. и дождаться, пока конкурент закроется.
Количество процедур, которые регулируют отрасль, все больше, они более жесткие, чтобы их обеспечивать, нужно больше денег и усилий, а у мелких игроков таких нет возможностей.
Что касается бизнес-ланчей, то здесь каждый решает исходя из своих возможностей и видения ситуации.