Теория малых дел работает всегда. Поэтому, несмотря на то, что родители не революционеры и систему изменить не могут, осознанные родители могут и должны ее перестраивать.
«Деловой квартал» провел первый из серии круглых столов, посвященных образованию «Образование 2020: тенденции и перспективы». Эксперты сошлись во мнении, что образование 2020 г. — уже вчерашний день, родителям нужно тренировать осознанность и не бояться менять систему, а ЕГЭ должен быть выведен за рамки школьной программы.
Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Щетинина, директор Центра академического образования «Нескучный сад» и ГК «ДИВО» Ирина Демина, директор частной образовательной школы им. Ломоносова Галина Клочкова, кандидат экономических наук, заместитель директора Высшей школы экономики-Нижний Новгород Анна Бляхман и блогер Ирина Картушина рассуждали на эти и другие темы. DK.RU воспроизводит диалог участников читательского совета.
Менять систему или отношение к ней?
Галина Клочкова: Образование 2020 – это вчерашний день. Наше будущее сейчас находится в дошкольных учреждениях, в крайнем случае, в первом классе школы. И на это будущее мы хоть как-то можем повлиять. Самый важный шаг, который необходимо сделать в первую очередь — вынести Единый государственный экзамен (ЕГЭ) за школьную программу. У сегодняшних первоклашек еще есть шанс, если мы не будем зацикливаться на отдельных случаях, которые происходят в школах, а поймем, что это — единственный социальный институт, который может научить детей жить в современных информационных джунглях.
Ирина Картушина: У родителей изначально негатив к школе и этот негатив они проецируют на детей. Поэтому дети еще до того, как пошли в школу, начинают ее бояться. Но не все школы плохие. С родителями очень важно работать. Если у них будет другой настрой, то и учителей и детей отношение к школе тоже изменится.
Ирина Демина: Самое страшное в жизни – неоправданные ожидания. Школа как социальный институт себя не оправдывает. К ней вынуждены привыкать, подстраиваться. Родители морально готовятся к тому, что от них с 1 до 11 класса будут требовать выполнение определенных условий.
Поэтому на сегодняшний день стоит вопрос даже не работы с родителями (мы с ними как раз знаем, как работать), а с педагогами, которые говорят: «Сиди ровно. Слушайся».
Но проблема не только с учителями, проблема и с воспитателями. Тем, кто начал со мной 25 лет назад, сейчас 50-55 лет. Они должны уже передавать опыт, но мы не можем сейчас найти людей, которые были бы готовы работать по такой персоноцентрической модели. Это катастрофа. В центрах «Диво» работают 253 специалиста. Каждая программа в образовательном процессе центра связана с другой. Некоторые кандидаты сразу говорят: «Я лучше пойду работать в детский сад, где группа 35 человек, чем останусь работать у вас в группе с 6-ью ребятами. Там, по крайней мере, с меня никто ничего спрашивать не будет. А здесь мне придется пересмотреть свою программу, да еще и работать « с оглядкой» на других преподавателей».
Ольга Щетинина: Главное, что мы должны сделать сейчас – поменять мировоззрение тех, кто учит педагогов. Образовательное пространство должно более оперативно реагировать на запросы времени.
Кроме того, на федеральном уровне декларируют необходимость перевода образования с муниципального на региональный уровень. По моему мнению, здесь есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, создается единая образовательная система, с понятной финансовой управляемостью. С другой стороны, школа для муниципального района, для сельской территории — центр жизни. И если этот центр начинает управляться кем-то сверху, не факт, что это будет максимально эффективно.
Галина Клочкова: Один из плюсов перехода на региональный уровень образования: 100% набор в педагогические вузы и гарантия последующего трудоустройства выпускников на хорошую зарплату. И второй плюс – возможность переподготовки юристов, экономистов и менеджеров. Быть учителем — очень интересно. У меня работают три педагога, которые по первому образованию менеджер, юрист и экономист. СМИ в данном случае играют важную роль — они должны перестать рассказывать о том, какие плохие учителя и как плохо быть учителем.
Анна Бляхман: Мы сейчас пытаемся создать несколько программ профессиональной переподготовки, не для учителей-предметников, а для профессионалов в области экономики, права, математики, истории, добавляя им педагогических компетенций. Делать учителей из крупных метапредметных специалистов.
Галина Клочкова: Давайте вместе работать в этом направлении. Учитель – это профессия, которая никогда не будет заменена роботом. Это профессия на все времена, которой стоит учиться.
Систему можно изменить только революционно, но мы не революционеры. Однако с помощью осознанных родителей система начинает перестраиваться. Родители меняют свое сознание, начинают читать законы и вдруг — бац — узнают, что там официально прописана возможность получать домашнее образование. Возникает вопрос: «Но, как же в таком случае создать социум?» Очень просто. С помощью дополнительных занятий, кружков при художественном музее, «Арсенале». Главное помнить, что на 11-15 лет у родителей нет своей, отдельной, жизни. Есть общая, семейная жизнь с ребенком. Важно воспитать ребенка человеком, который точно знает, чего он хочет от жизни, и родители должны ему в этом помочь.
Родители должны принимать эту ответственность и осознавать, что если не получается изменить образовательный процесс, значит, надо выработать собственное к нему отношение, и четко следовать намеченному плану, видя конечную цель.
Осознанность можно тренировать. Каждое действие, даже ошибочное, нуждается в рефлексии. С одной стороны, это смотрится диковато, но, с другой стороны, любая тренировка на этом и построена – ты должен разобраться, что и в какой момент пошло не так, что в твоих действиях было лишним, а чего, наоборот, не хватало. Тогда осознанность начинает проявляться во всем.
Если не ЕГЭ, то что?
Ольга Щетинина: Школы не должны «натаскивать» на сдачу ЕГЭ. Медленно, но верно, на федеральном уровне приходят к пониманию того, что Единый госэкзамен нужно отменить в том виде, в котором он существует сейчас.
Анна Бляхман: Кому-то удобно использовать ЕГЭ, в том числе, как инструмент оценки школ. И это накладывает крест на всем смысле школьного образования. Потому что как только ЕГЭ будет вынесен за школьные рамки, возникнет вопрос: «Как оценить ее работу, как педагоги должны координировать свою работу друг с другом?» Много ли школ вы знаете, где учителя математики и обществознания выстраивают свою программу совместно? Думаю, что нет. А ведь это связанные дисциплины. И как вообще можно изучать литературу без связи с историей?
Галина Клочкова: Ответ на вопрос о том, что станет критерием качественного образования, если вывести ЕГЭ за пределы школы, очень простой. Нужно оценить все навыки школьников – рефлексию, самооценку, исследовательскую деятельность, тайм-менеджмент. Но здесь заложена мина под названием Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором развитие всех этих навыков предусматривается только до 8 класса, а потом начинается подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Навыки просчитать проще и результат будет объективней, чем оценки по ЕГЭ. Но, вероятно, кому-то выгодно, чтобы учителя занимались индивидуальным предпринимательством.
Представьте, если бы в школе подобрались крутые учителя изобразительного искусства, музыки. Неужели от этого школа была бы хуже? Конечно, нет. Образовательную программу в ней можно было бы выстроить таким образом, что эти предметы стали бы базовыми и родители выбирали бы не школу, где высшие результаты ЕГЭ (потому что эти результаты к качеству обучения в школе, строго говоря, отношения не имеют), а в школу, где каждый день музыка.
Анна Бляхман: Образование в России сейчас находится на краю гигантского разрыва. Если мы все вместе сейчас не предпримем какие-то усилия, то это будет уже не разлом, а пролом. И наши дети окажутся пострадавшими.
Галина Клочкова: Пострадавшие уже мы. Потому что сейчас много непрофессионалов — начиная от водителей такси и заканчивая женщинами-учетчицами электрической энергии и уборщицами. Такие «специалисты» не понимают, что нельзя ставить ведро посередине лестницы, потому что сейчас тут пробежит ребенок. Мы иногда ошибочно считаем, что вот, дети школу (вуз) закончили, и наши проблемы тоже закончились. Но такие выпускники получают диплом и садятся за руль или работают с людьми.
Анна Бляхман: Невозможно жить в двух реальностях. А получается, что мы все время провоцируем наших детей «раздваиваться». Одна реальность в школе, где есть доска с мелом и правильный ответ, другая —дома, с родителями.
Немного о трендах
Ирина Картушина: Необходимо уделить большее внимание внешкольным занятиям, больше загружая детей музыкой. В последнее время тема музыки ушла, а она очень актуальна для развития. Занятия спортом не менее важны. При этом взрослые тоже должны развиваться вместе с детьми и учиться быть настоящими родителями.
Анна Бляхман: Информации вокруг очень много. Дети должны учиться правильно искать и отбирать информацию. Эти компетенции нужны в любой профессии. Второй важный момент — школьников необходимо учить основам предпринимательства. Как понять и организовать то, что тебе хочется делать? Как себя организовать? Третий важный момент – развитие метапредметных компетенций — того, что помогает ориентироваться в жизни и правильно соединять с внешним миром собственное понимание предмета. Это именно то, чему мы, как высшее учебное заведение, должны научить студентов.
Ирина Демина: Дети получают разные возможности при рождении, поэтому очень важна персонализация. Слово «инклюзивный» стало практически нормой, многие громко говорят о доступном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья, но не очень понимают, что делать дальше. С одаренными детьми то же самое.
Но само понятие «норма» также очень размыто и непонятно, где она заканчивается и начинается «не норма». Создать равные возможности для разных людей – это задача всегда существовала.
Итоги