На сегодняшний день спрос на ИТ‑специалистов значительно опережает предложение. Отрасль с каждым годом растет, а новых профессионалов на рынке практически не появляется.
Скорее всего, в 2013 г. ситуация изменится не сильно. Основная проблема — уровень образования будущих системных инженеров. Знания, которые сегодня дают ВУЗы, — больше теоретические, их нужно будет адаптировать к практике. Например, я после окончания радиофизического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского получал специализацию на Нижегородском телевизионном заводе им. В.И. Ленина. До сих пор считаю, что на советских предприятиях была лучшая система адаптации молодых специалистов и хорошие возможности для продвижения по служебной лестнице. Сегодня же, чтобы решить вопрос кадрового дефицита, ИТ‑компаниям приходится либо растить своих специалистов, либо находить их на своем же рынке.
Сейчас любая компания готова брать на работу талантливых молодых людей с базовыми знаниями, чтобы сделать из них профессионалов. Мы повышаем квалификацию своих сотрудников в специализированных учебных центрах, аккредитованных вендорами. Однако обучение молодых специалистов — очень дорогостоящее удовольствие для компании. Несколько лет назад мы посчитали — подготовка инженера для работы в нашем сервисном центре должна стоить не меньше $10 тыс. Думаю, сейчас существенно больше. Цена дополнительной подготовки складывается не только из затрат на курсы обучения у вендора, сюда также входит стоимость оплачиваемого нами трудового времени. Ведь специалист уже работает, но еще не выполняет свои функции на 100%. При этом для того, чтобы поддерживать и развивать экспертизу инженера на протяжении всего времени работы в компании, требуется его обучение. Продукты и технологии в нашей сфере обновляются и развиваются с неимоверной скоростью, и вчерашние знания зачастую завтра уже являются неактуальными. То есть опять вложения. Тем не менее мы готовы тратить на образование своих кадров деньги и время, потому что главный актив ИТ‑компаний — их сотрудники.
К сожалению, другие компании зачастую решают свои кадровые вопросы за наш счет, переманивая уже подготовленных профессионалов. Чаще всего это делают местные банки, операторы сотовой связи, предприятия, относящиеся к топливно‑энергетическому комплексу. Группу риска составляют и зарубежные корпорации, которым также нужны уже готовые специалисты. Они часто не жалеют денег, чтобы получить таких квалифицированных профессионалов, какие работают у нас. Как правило, материальный фактор сейчас является решающим при выборе места работы. За 15 лет профессиональной деятельности в ИТ‑сфере мы сталкивались со случаями, когда конкуренты обходили нас по уровню оплаты труда и уводили специалистов.
В то же время, между игроками нижегородского ИТ‑рынка существует негласная профессиональная этика, и друг у друга специалистов мы не переманиваем. Все руководители крупных компаний понимают, что сегодня ты позарился на чужое, а завтра найдутся претенденты на твое. Однако если сотрудник сам принял решение о переходе, то упускать его из виду нельзя.
Существует мнение, что местных профессионалов переманивают столичные компании. На мой взгляд, это скорее миф, чем правда. Безусловно, в Москве уровень зарплат выше, но если посчитать все вложения, необходимые на аренду жилья, поездки к семье в Нижний Новгород и значительно более высокую стоимость жизни в столице, то я особой выгоды не вижу.
Считаю, что проблема кадрового голода ИТ‑отрасли со временем отрегулируется рынком. С появлением новых сегментов и направлений на рынке будут появляться необходимые кадры. Например, уже сейчас бывшие менеджеры, юристы и экономисты, почувствовав кадровое перенасыщение в своих отраслях, начинают переквалифицироваться в программистов и других специалистов сферы ИТ. Подрастающее поколение, в свою очередь, меняет ориентиры, исходя из потребностей развивающихся инновационных рынков. Иметь небольшой дефицит ИТ‑специалистов неплохо, потому что конкуренция компаний за профессионалов позволяет удерживать уровень их зарплат на высоком уровне.